Патент на изобретение №2335840

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2335840 (13) C1
(51) МПК

H02K15/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 19.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007125561/09, 06.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

06.07.2007

(46) Опубликовано: 10.10.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1775803 A1, 15.11.1992. SU 1778877 A1, 29.06.1990. US 2005/0067043 A1, 31.03.2005.

Адрес для переписки:

107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОАО “РЖД”, Департамент технической политики (ЦТех)

(72) Автор(ы):

Ляшенко Александр Александрович (RU),
Антюхин Георгий Георгиевич (RU),
Чернышов Павел Викторович (RU),
Атаманов Виктор Валентинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги” (RU)

(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух в шкафы выпрямительной установки электровоза, для охлаждения сглаживающих реакторов и шунтирующих сопротивлений. Катушки наматывают на каркас медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком. Изолируют поверхности катушек слоем изоляционных лент из стеклянных нитей. Затем катушки пропитывают термореактивным лаком повышенной нагреваемости. После установки катушек в статоре их дополнительно покрывают электроизоляционными эмалями или электроизоляционным лаком. Техническим результатом является повышение надежности и увеличение срока службы электродвигателя.

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух в шкафы выпрямительной установки электровоза, для охлаждения сглаживающих реакторов и шунтирующих сопротивлений.

Известен мотор-вентилятор для подачи воздуха в шкафы выпрямительной установки электровоза, рабочие колеса первой и второй ступеней которого вращаются электродвигателем. Остов электродвигателя имеет цилиндрическую форму. К его внутренней поверхности болтами крепят четыре главных и четыре дополнительных полюса. Сердечники главных полюсов собраны из стальных листов; сплошные сердечники дополнительных полюсов изготовлены из стали. Выводные кабели из электродвигателя проходят через два сальниковых устройства в переднем подшипниковом щите. Вал якоря электродвигателя вращается в двух шариковых подшипниках. На вал напрессовывают: коллектор, шихтованный сердечник якоря, нажимные шайбы и колесо вентилятора, в пазу которого помещен грузик для балансировки якоря. На выведенный из электродвигателя в обе стороны вал посажены рабочие колеса мотор-вентилятора, которые крепятся навернутыми непосредственно на вал гайками. Волновая обмотка якоря выполнена из медного изолированного провода. Прямолинейные части катушек обмотки уложены в изолированных пазах сердечника и укреплены стеклотекстолитовыми клиньями. Лобовые части обмотки крепят бандажами из стальной проволоки (см. «Пассажирский электровоз ЧС4» под ред. В.А. Каптелкина. – М.: Транспорт, 1971, с.122-123).

В известном электродвигателе катушки главных и дополнительных полюсов намотаны на каркас голым проводом и изолированы асбестовой лентой. Поверхность катушек изолирована слоем изоляционных лент. Катушки пропитаны полиэфирной смолой и приклеены к сердечникам полюсов. Концы катушек выведены на зажимы, к которым крепят и межкатушечные соединения.

Данное выполнение катушек из-за старения материала приводит к снижению срока их службы, а следовательно, и срока службы электродвигателя в целом.

Техническим результатом, который может быть получен от использования заявленного изобретения, является повышение надежности и увеличение срока службы электродвигателя.

Указанный технический результат достигается в способе изготовления катушек электродвигателя, включающем намотку на каркас медной проволоки, изоляцию поверхности катушек слоем изоляционных лент и пропитку, причем намотку на каркас осуществляют медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком, пропитку проводят высококачественным термореактивным лаком повышенной нагреваемости и после установки катушек в статоре их дополнительно покрывают изоляционными эмалями или электроизоляционным лаком.

Способ изготовления осуществляется следующим образом:

Катушки основного и дополнительного полюсов электродвигателя 4ПНЖ160L наматывают на каркас медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком, который обладает эластичностью, влагостойкостью, высокой электроизоляцией и высокой механической прочностью. Марка провода ПЭТП 200-2 по ТУ 16-305936-76. Затем проволоку покрывают ЛЭС-0,1 (лента электроизоляционная из стеклянных нитей) по ГОСТ 5937-81 и пропитывают катушку высококачественным термореактивным лаком повышенной нагреваемости типа ФЛ-98. После установок катушек в статоре их дополнительно покрывают изоляционными эмалями типа: ГФ-92ХС по ГОСТ 9151-75 – красного цвета, ПЭВ2 ГОСТ 7262-70 или электроизоляционным лаком БТ-99 ГОСТ 8012-74, что придает поверхностям катушек гладкую форму и устраняет возможность скопления на них пыли.

Изготовление катушек согласно предложенному способу повышает срок их службы и соответственно срок службы электродвигателя увеличивается в 1,5-2 раза.

Формула изобретения

Способ изготовления катушек электродвигателя, включающий намотку на каркас медной проволоки, изоляцию поверхности катушек слоем изоляционных лент и пропитку, отличающийся тем, что намотку на каркас осуществляют медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком, изоляцию поверхности катушек осуществляют слоем изоляционных лент из стеклянных нитей, пропитку проводят термореактивным лаком и после установки катушек в статоре их дополнительно покрывают электроизоляционными эмалями или электроизоляционным лаком.

Categories: BD_2335000-2335999