(21), (22) Заявка: 2007111283/11, 27.03.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
27.03.2007
(46) Опубликовано: 27.09.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2003137012 A, 10.06.2005. WO 2006102866 A1, 05.10.2006. DE 19631430 A1, 05.02.1998. DE 19834072 A1, 25.02.1999.
Адрес для переписки:
664074, г.Иркутск-74, ул. Чернышевского, 15, ИрГУПС, патентно-лицензионный отдел, О.В. Видякиной
|
(72) Автор(ы):
Хоменко Андрей Павлович (RU), Елисеев Сергей Викторович (RU), Каргапольцев Сергей Константинович (RU), Дьяченко Анатолий Алексеевич (RU), Быкова Наталья Михайловна (RU), Зайнагабдинов Дамир Альфридович (RU), Габитов Рафаил Шамильевич (RU), Шемякин Иван Святославович (RU), Пыхтеев Юрий Васильевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) (RU)
|
(54) СПОСОБ РЕМОНТА ОСНОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ТОННЕЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к ремонту железнодорожного пути на бетонном основании в тоннеле. Сущность заключается в том, что с помощью подъемного устройства приподнимают часть просевшего путевого бетона с рельсошпальной решеткой. После чего лечебным раствором заливают опалубку по продольным границам стенки лотка и шпуры поперечных границ участков ремонтируемого пути, обеспечивая герметичное разделение участков ремонтируемого пути. Затем последовательно нагнетают лечебный раствор в остальные шпуры, а также в полости бетона обратного свода и полости по контактной зоне между бетоном обратного свода и коренной породой. Технический результат заключается в восстановлении проектного положения пути с омоноличенной в бетон рельсошпальной решеткой в железнодорожном тоннеле в условиях просадочности грунта, истирания бетонных контактных поверхностей и необходимости обеспечения непрерывного пропуска поездов с установленными скоростями движения поездов. 2 ил.
Изобретение относится к производству работ по ремонту пути в железнодорожном тоннеле.
При эксплуатации железнодорожных тоннелей с устройством колеи на жестком основании в результате сложных инженерно-геологических и климатических условий, поездной динамики и неоднородности бетонов в основании пути образуются полости, которые приводят к «проседанию» путевых блоков, просадкам пути. Такие повреждения являются причиной введения режима снижения скоростей или остановки движения поездов до выполнения ремонтно-восстановительных работ, в худшем случае – могут стать причиной схода поезда с рельсов.
Известен способ ремонта железнодорожного пути (1), сущность которого заключается в том, что в земляном полотне сооружаются дренажные скважины для отвода воды и скважины для инъекторов, располагающиеся с противоположной стороны или между дренажными скважинами, после чего производится направленное нагнетание через инъекторы твердеющего раствора в стороны дренажных скважин, из которых принудительно удаляется накопленная в земляном полотне вода.
В качестве инъектируемого материала можно использовать цементно-песчаный раствор, органические вяжущие. Одновременное вытеснение воды из полостей, пор и трещин земляного полотна и заполнение освобождающихся пустот цементно-песчаным раствором или органическими вяжущими обеспечивает упрочнение земляного полотна.
К недостаткам этого способа следует отнести невозможность его использования в железнодорожном тоннеле с конструкцией пути на жестком бетонном основании при заполнении образовавшихся пустот между путевым бетоном и бетоном обратного свода, в бетоне обратного свода, а также контактной зоны бетона обратного свода и коренной породы по причине разных способов выхода на проектные отметки для материала земляного полотна и бетона.
Известен также способ восстановления ремонта фундаментов зданий (2), включающий разрезку фундамента на секции вертикальными швами и последующее обжатие грунта под секциями фундамента для прекращения неравномерной осадки здания. В швы вставляют ограждающие элементы и заглубляют их в грунт, а обжатие грунта под секцией и подъем фундамента осуществляют нагнетанием раствора под давлением, достаточным для обжатия грунта и подъема фундамента до окончания схватывания раствора.
Недостатком этого способа является невозможность применения его в железнодорожном тоннеле с устройством пути на жестком бетонном основании.
Наиболее близким аналогом является способ ремонта в железнодорожном пути преимущественно в тоннелях (3), заключающийся в том, что снимают рельсошпальную решетку на ремонтируемом участке пути, производят очистку или дозировку очищенного балласта в путь, перемещая загрязненный и чистый балласт вдоль пути по своему лотку для каждого, после чего укладывают рельсошпальную решетку. Поток очищенного балласта в зону укладки его в путь направляют навстречу потоку загрязненного балласта, удаляемого из пути, при этом очищенный балласт пропускают сквозь зону выемки загрязненного балласта, а рельсошпальную решетку для укладки в путь надвигают навстречу потоку очищенного щебня.
К недостаткам следует отнести тот факт, что способ относится к конструкциям пути на балласте, а не на бетоне, требует применения различных ремонтных технологий и оборудования по замене балласта и восстановления эксплуатационных свойств бетонных конструкций, а также перекрытия движения поездов.
Целью данного изобретения является восстановление проектного положения пути с омоноличенной в бетон рельсошпальной решеткой в железнодорожном тоннеле в условиях просадочности грунта, истирания бетонных контактных поверхностей и необходимости обеспечения непрерывного пропуска поездов с установленными скоростями движения поездов.
Предложенный способ ремонта железнодорожного пути на бетонном основании в тоннеле заключается в подготовке и ремонте основания пути, выправке рельсошпальной решетки, отличающийся тем, что осушают лотки, устанавливают опалубку вдоль стенки лотка, примыкающей к путевому бетону, делят ремонтируемый путь на отдельные участки, бурят шнуры в путевом бетоне и бетоне обратного свода по поперечным границам участков и внутри них в последовательном порядке, укладывают продольные балки с наружной стороны колеи, укрепляя их с путевым бетоном с помощью анкеров, устанавливают равномерно на продольные балки поперечные балки, скрепляют их хомутами, подводят под концы поперечных балок домкраты, осуществляют подъем части путевого блока с рельсошпальной решеткой до проектного положения с применением геодезических инструментов, после чего подают быстротвердеющие смеси в опалубку по продольным границам вдоль стенки лотка участка и шпуры поперечных границ участков, обеспечивая герметичность отдельных участков ремонтируемого пути, шпуры, находящиеся внутри участков, промывают водой и нагнетают в них последовательно лечебный раствор вплоть до его выхода через соседние шпуры с последующей заглушкой. Для исключения дальнейших просадочных процессов после восстановления проектного положения рельсошпальной решетки производится закрепление полостей бетона обратного свода и полостей под бетоном обратного свода нагнетанием лечебных растворов в соответствии с результатами геофизического обследования основания пути методами георадиолокации, сейсмоакустической разведки и др.
Способ иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показана схема ремонта контактной зоны путевого бетона и бетона обратного свода (в плане).
На фиг.2 показана схема ремонта контактной зоны путевого бетона и бетона обратного свода (сечение 1-1).
Повреждения железнодорожного пути в тоннеле.
1 – зона разрушения по контакту между путевым блоком и бетоном обратного свода,
2 – трещины вдоль водосточных лотков.
Элементы железнодорожного пути в тоннеле.
3 – путевой бетон, 4 – бетон обратного свода, 5 – горная порода, 8 – водосточные лотки, 9 – банкетки лотков, 14 – колея, 15 – шпалы.
Элементы конструкции устройства для подъема рельсошпальной решетки.
7 – анкера для крепления продольных балок,
11 – продольные балки, 12 – поперечные балки,
13 – домкраты для подъема «просевших» путевых блоков,
16 – хомуты для крепления между собой продольных и поперечных балок.
Элементы ремонта железнодорожного пути.
10 – опалубочные доски,
6 – шпуры для нагнетания лечебного раствора,
17 – шпуры с лечебным раствором для разделения ремонтируемого пути на отдельные участки.
На фиг.1 показаны трещины 2, идущие вдоль водосточных лотков 8, через них поступает вода и размывает поверхность контакта между путевым блоком 3 и бетоном обратного свода 4, образуя зону разрушения 1.
На фиг.2 показана зона разрушения 1, которая создает условия для проседания рельсовой колеи 14.
Предлагаемый способ ремонта основания железнодорожного пути в тоннеле осуществляется следующим образом.
Осушают водоотводные лотки 8 и устанавливают опалубку 10 вдоль стенки лотков 8, примыкающей к путевому бетону 3.
Бурят шпуры под анкера 7 с наружной стороны колеи 14 между шпалами 15 для крепления продольных балок к путевому бетону блока 3, затем устанавливают анкера и заливают их быстротвердеющей смесью.
Ремонтируемый участок разбивают на захватки 3-4 м, по границам захваток с шагом 0,5 м и внутри них с шагом 1 м производят бурение шпуров для нагнетания в них лечебного раствора в зону разрушения 1 по контакту между путевым бетоном 3 и бетоном обратного свода 4.
Осуществляют монтаж с наружной стороны колеи 14 продольных балок 11 и крепление их анкерами 7.
На продольные балки кладут поперечные балки 12 с шагом 1 метр, скрепляют их между собой с помощью хомутов 16.
Под концы поперечных балок 12 подставляют домкраты 13 с опиранием на банкетки 9 лотков 8.
С помощью домкратов 13 производят подъем участка путевого бетона 3 с рельсошпальной решеткой до проектного положения.
Производят заполнение опалубки 10 лотков 8 и шпуров 17 быстротвердеющим раствором.
Производят промывку шпуров 6 водой под напором, закачивают последовательно в них быстротвердеющий раствор и выдерживают раствор до набора требуемой прочности.
В завершение производят демонтаж домкратов 13, поперечных балок 12 и продольных балок 11.
Предложенный способ ремонта основания железнодорожного пути был использован при ремонте 300 м железнодорожного пути в Северо-Муйском тоннеле.
Его использование позволило:
– снизить производственные затраты более чем в 2 раза по сравнению со способом, указанным в прототипе;
– обеспечить непрерывный пропуск поездов по тоннелю с установленной скоростью, осуществляя основные ремонтные работы в технологические «окна».
Список литературы:
1. Патент РФ №2277616, МПК E02D 3/12, заявлен 19.04.2004.
2. Патент РФ №2096560, МПК E02D 37/00, заявлен 09.10.1995.
3. Заявка на изобретение №2003137012, МПК Е01В 1/00, заявлена 24.12.2003.
Формула изобретения
Способ ремонта железнодорожного пути на бетонном основании в тоннеле, заключающийся в подготовке и ремонте основания пути, выправке рельсошпальной. решетки, отличающийся тем, что осушают лотки, устанавливают опалубку вдоль стенки лотка, примыкающей к путевому бетону, делят ремонтируемый путь на отдельные участки, бурят шпуры в путевом бетоне и бетоне обратного свода по поперечным границам участков и внутри них в последовательном порядке, укладывают продольные балки с наружной стороны колеи, укрепляя их с путевым бетоном с помощью анкеров, устанавливают равномерно на продольные балки поперечные балки, скрепляют их хомутами, подводят под концы поперечных балок домкраты, осуществляют подъем части путевого блока с рельсошпальной решеткой до проектного положения, после чего подают быстротвердеющие смеси в опалубку по продольным границам вдоль стенки лотка и в шпуры поперечных границ участков, промывают шпуры, находящиеся внутри участка, водой под напором и нагнетают в них последовательно основной лечебный раствор вплоть до его выхода через соседние шпуры с последующей заглушкой, осуществляют нагнетание лечебных растворов в полости бетона обратного свода и в полости по контактной зоне между бетоном обратного свода и коренной породой по карте геофизического обследования.
РИСУНКИ
|