Патент на изобретение №2334713

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2334713 (13) C2
(51) МПК

C04B28/02 (2006.01)
B28C5/00 (2006.01)
C04B111/20 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2006117017/03, 18.05.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.05.2006

(43) Дата публикации заявки: 10.12.2007

(46) Опубликовано: 27.09.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Строительные материалы. – 2002, №5, с.19-22. RU 2105736 C1, 27.02.1997. SU 1763407 A1, 23.09.1992. RU 2125027 C1, 20.01.1999. RU 2120921 C1, 27.10.1998. US 5106423 А, 21.04.1992.

Адрес для переписки:

125565, Москва, Ленинградское ш., 64, корп.1, кв.44, Л.Н. Чепкуновой

(72) Автор(ы):

Вердиян Тигран Мэлсович (RU),
Лукманов Рафкат Тухватович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Вердиян Мэлс Аспандарович (RU),
Селюк Денис Петрович (RU)

(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЕТОННОЙ СМЕСИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области производства бетонных строительных смесей. Технический результат – снижение энергозатрат при высоком качестве бетонной смеси. В способе управления процессом приготовления бетонной смеси определяют эксергию приготовления бетонной смеси, равную сумме эксергий компонентов смеси, их перемешивания и ее транспортирования, сравнивают полученное значение с заданным для требуемой марки бетонной смеси и приводят в соответствие с заданным путем изменения эксергии транспортировки.

Изобретение относится к области производства бетонных строительных смесей (БС).

Известен способ получения бетонных смесей, включающий дозирование исходных компонентов и их перемешивание (см. «Новый завод по производству смесей для компаний» МС-Bauchemie-Russia – 3-я международная конференция, Санкт-Петербург, 2003 год, с.21-23).

Недостатком этого способа является высокая энергоемкость при низком качестве получаемых смесей.

Наиболее близким по своей технической сущности является способ получения бетонных смесей, включающий транспортировку исходных материалов, приготовление цемента и последующее его перемешивание с карбонатным компонентом и добавками (см. «Строительные материалы» №5, 2002 год, с.19-22). Недостатком этого способа является высокая энергоемкость процесса и сложность управления.

Бетонные строительные смеси широко применяются во многих отраслях стройиндустрии и спрос на них постоянно растет. Качество, а также энергетические затраты на производство БС зависят от многих составляющих процесса производства, а именно от вида и свойств сырьевых компонентов, процесса их транспортировки, измельчения и перемешивания. Традиционно сырье для производства БС на заводы-изготовители в регионах доставляют преимущественно автомобильным транспортом. Этим же автотранспортом отгружают бетонную смесь потребителю. При расчете энергетических затрат по производству БС составляющая по расходу топлива при транспортировке очень существенна. Одним из решений снижения энергозатрат при сохранении высокого качества БС является изменение и подбор вида топлива. Для определения суммарных энергозатрат все составляющие, участвующие в процессе производства БС, выражают через эксергетические единицы, т.е. приводят к единому параметру измерения (см. Янтовский Е.И. «Потоки энергии и эксергии», Москва, «Наука», 1988 г., с.26-28, 82-87).

Цель изобретения – снижение энергозатрат при высоком качестве БС.

Поставленная цель достигается тем, что в способе получения БС измеряют физико-химические, физико-механические и эксергетические характеристики исходных сырьевых компонентов, таких как цемент, песок, щебень, добавки, и эксергию процессов транспортировки и перемешивания, затем определяют эксергию а получения бетонной смеси, равную сумме эксергий компонентов смеси, их перемешивания и ее транспортирования, сравнивают полученное значение с заданным для требуемой марки бетонной смеси, приводят в соответствие путем повышения эксергии транспортировки.

Способ осуществляется следующим образом. Для получения БС требуемого назначения определяют заданный вид и количество исходных компонентов, которые доставляют автомобильным транспортом к заводу-изготовителю бетонной смеси. Определяем физико-химические, физико-механические и эксергетические характеристики всех исходных компонентов. Определяем эксергию получения бетонной смеси и сравниваем полученное значение с заданным для требуемой марки бетонной смеси. При отклонении этого значения изменяем эксергию транспортирования путем замены вида топлива, например жидкого на газообразное. Значения эксергий топлива колеблются в пределах 13000-50000 кДж/кг топлива. При оценке использования различных видов топлива на автотранспорте необходимо исходить из условия, что сравниваемые топлива должны обеспечивать одинаковую интенсивность теплового воздействия, что позволяет сохранить одинаковую эффективность от их использования на конкретном технологическом переделе, и что расход альтернативного топлива должен иметь более низкую стоимость, чем расход первоначально используемого топлива, т.е.

Q1E1=Q2E2,

где E1 и E2 – эксергии оцениваемых видов топлива,

Q1 и Q2 – количество расходуемого топлива, необходимого для достижения одинаковой эффективности процесса от его использования в конкретном случае при переводе автотранспорта с бензина (б) на газ (г)

QбEб=QгEг.

Для условия Qб=1, а Qг˜1,3,

Qг=QбEб/Е или Eб=Qг/QбEг=1,3Eг.

Учитывая, что стоимость газообразного топлива ниже жидкого примерно в 2-2,5 раза, то за счет его использования снижаются Еб энергозатраты всего процесса.

Пример осуществления способа.

Для осуществления способа по изобретению определяют заданный вид используемых компонентов и их содержание в бетонной смеси в соответствии с требуемой маркой любыми известными способами, например в соответствии с методикой подбора строительных смесей-бетонов, описанной в «Справочнике по бетонам и растворам» под редакцией Чехова А.П. и Сергеева А.М., Киев, Будiвельник, 1972 г., с.69, 108, 128, 165-176.

Определяют эксергию и расход исходных компонентов и эксергию процессов.

ЕЦЕМ=0,1279000 кДж/кг; ЕПЕС=0,277400 кДж/кг;

ЕЩЕБ=0,530200 кДж/кг; ЕДОБ=0,01272000 кДж/кг;

ЕВОД=0,052100 кДж/кг;

ЕПЕР=180 кДж/кг; ЕТР=36 кДж/кг.

Определяем эксергию получаемой смеси:

Е=0,1279000 кДж/кг+0,277400 кДж/кг+0,530200 кДж/кг+0,01272000 кДж/кг+0,052100 кДж/кг+180 кДж/кг+36 кДж/кг=1606,4 кДж/кг.

Полученное значение эксергии сравниваем с заданной для данной марки бетонной смеси, если ее значение меньше заданной, то повышаем эксергию транспортирования, меняя вид топлива, например жидкое на газообразное.

Формула изобретения

Способ управления процессом приготовления бетонной смеси, включающий определение эксергии приготовления бетонной смеси – Е б.с, равной сумме эксергии компонентов смеси, их перемешивания, ее транспортирования, сравнение полученного значения с заданными для требуемой марки бетонной смеси, приведение в соответствие с ним, отличающийся тем, что осуществляют определение Е б.с. по формуле

Е б.с = а1·ЕЦЕМ + а2·ЕПЕС + а3·ЕЩЕБ + а4·ЕДОБ + а5·ЕВОД + b1·ЕПЕР + ЕТР,

а15 – расход компонентов – цемента, песка, щебня, добавки, воды соответственно;

ЕЦЕМ – эксергия цемента;

ЕПЕС – эксергия песка;

ЕДОБ – эксергия добавки;

ЕЩЕБ – эксергия щебня;

ЕВОД – эксергия воды;

ЕПЕР – эксергия перемешивания, определяемая как b1·Э пер;

ЭПЕР– удельный расход энергии;

ЕТР – эксергия транспортирования, определяемая как ЕТОП · QТОП;

где ЕТОП – эксергия вида топлива;

QТОП – количество расходуемого топлива;

b1 – коэффициент, учитывающий энергозатраты процесса,

а приведение Еб.с. в соответствие с заданным осуществляют путем изменения значения ЕТР.

Categories: BD_2334000-2334999