(21), (22) Заявка: 2007129230/06, 30.07.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
30.07.2007
(46) Опубликовано: 20.09.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ЕР 0072177 А2, 16.02.1983. SU 1137251 A1, 30.01.1985. FR 1375168 A1, 16.10.1964. GB 2063365 A, 03.06.1981. US 4543041 A, 24.09.1985. DE 2524710 A1, 09.12.1976.
Адрес для переписки:
150064, г.Ярославль, Ленинградский пр-кт, 88/23, кв.158, Т.С. Шарову
|
(72) Автор(ы):
Шаров Сергей Тимофеевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Шаров Сергей Тимофеевич (RU)
|
(54) ОСЕРАДИАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА
(57) Реферат:
Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к конструкции рабочего колеса компрессора, может быть использовано в компрессорных ступенях турбокомпрессоров для наддува форсированных дизельных и иных двигателей и обеспечивает высокий КПД и напор компрессора. Осерадиальное рабочее колесо компрессора имеет лопатки переменной толщины, изогнутые против направления вращения, лицевая и тыльная поверхности которых выполнены в виде дуг окружностей. Радиусы изгиба лопаток на каждом шаге вдоль оси колеса непрерывно и плавно изменяются по величине. Прочность лопаток при окружных скоростях колеса более 300 м/с обеспечивается заданными углами утолщения сечений, которые имеют формульную связь с радиусами изгиба лопаток, толщинами лопаток в точках наружного меридионального обвода и радиусами удаления упомянутых точек обвода от оси колеса. Высокие газодинамические показатели компрессора (КПД, напор) с заявленным колесом обеспечиваются благодаря минимально возможному уровню кривизны поверхностей лопаток. Построение изгиба лопаток в плоскостях вращения производится на участке от оси колеса до точек наружного меридионального обвода с использованием в расчете скелетных линий. Скелетные линии проходят через ось колеса. 6 ил.
Изобретение относится к компрессоростроению и касается конструкции рабочего колеса компрессора.
Изобретение может быть использовано в компрессорных ступенях турбокомпрессоров для наддува форсированных дизельных и иных двигателей, особенно при большой частоте вращения ротора, когда рабочее колесо компрессора на радиусе выхода потока имеет окружную скорость более 300 м/с.
Описание уровня техники
Ротор турбокомпрессора для наддува форсированных дизельных и иных двигателей имеет значительную частоту вращения и, соответственно, высокую окружную скорость рабочего колеса, которая на радиусе выхода потока превосходит 300 м/с. Лопатки осерадиального рабочего колеса должны иметь необходимую прочность и обеспечивать высокие газодинамические показатели компрессора.
Из обзора технических решений известно осерадиальное рабочее колесо компрессора с прямолинейными образующими лопаток [1]. В осевой части лопаток образующие линии расположены в плоскостях, перпендикулярных оси колеса, а в выходной части образующие линии расположены в плоскостях, параллельных оси колеса, образуя изгиб лопатки в плоскостях вращения. Данная конструкция не позволяет создать высокие аэродинамические характеристики колеса в силу того, что:
1) не обеспечивается минимальный уровень кривизны поверхности лопаток, поскольку изгиб лопатки в выходной части в плоскостях вращения выполняется лишь в зоне, лежащей выше осевой части и не захватывает всю радиальную протяженность лопатки;
2) стык осевой и выходной части лопаток имеет общую касательную сопрягаемых поверхностей и обеспечивается тем, что в осевой части на длине сопряжения с радиальной (выходной) частью, имеется линейный участок. Из-за линейного участка изгиб лопатки в цилиндрических сечениях выполняется лишь на части осевой длины, что обусловливает повышенный уровень кривизны поверхности лопаток и в осевом направлении.
Известны также осерадиальные рабочие колеса компрессора [2]. Здесь периферийная (выходная) часть основных и промежуточных лопаток изогнута по радиусам окружности в сторону, противоположную вращению. Лопатки различных типов (линейные радиальные, линейные нерадиальные, изогнутые против вращения) имеют местный изгиб на периферии в сторону, противоположную вращению колеса. Периферийный изгиб лопаток и уменьшение их толщины способствуют повышению КПД компрессора в определенных условиях, но достижение наибольшего эффекта здесь невозможно из-за местной повышенной кривизны. Кроме того, геометрия лопаток имеет неопределенности:
1) нет значений радиусов изгиба лопаток, описание ограничено лишь качественными характеристиками – больше, меньше;
2) нет углов утолщения сечений тела лопаток от наружного обвода к оси колеса;
3) нет взаимосвязи между радиусами изгиба лопаток и углами их направления на радиусе выхода потока;
4) нет углов направления лопаток на радиусе выхода потока.
Между тем известно [3, стр.160], что углы направления лопаток на радиусе выхода потока значительно влияют на характеристику компрессора. Так, при неизменной частоте вращения ротора уменьшение угла направления лопаток на радиусе выхода потока приводит к снижению расхода воздуха и понижению напора компрессора. В результате может оказаться, что компрессор не обеспечивает планируемые показатели.
Подчеркнем также, что в патенте [2] лопатки не содержат углы утолщения сечений от наружного меридионального обвода в сторону оси колеса. Утолщение сечений изогнутых лопаток – необходимая мера для повышения их прочности при окружной скорости вращения колеса более 300 м/с. В противном случае неизбежны разрушения лопаток.
Рассматриваемое изобретение устраняет отмеченные недостатки аналогов и направлено на создание осерадиального рабочего колеса компрессора с прочными лопатками, обеспечивающими высокие аэродинамические показатели – высокий КПД и напор компрессора.
Задача решается за счет того, что образующие линии лицевой и тыльной поверхностей лопаток рабочего колеса компрессора в плоскостях, перпендикулярных оси вращения, выполнены в виде дуг окружностей, радиусы которых на каждом шаге вдоль оси колеса непрерывно и плавно изменяются по величине и связаны с радиусами скелетных окружностей, проходящих через ось колеса, толщинами лопатки на наружном обводе, углами утолщения сечений, радиусами удаления точек наружного обвода от оси колеса следующими соотношениями:
для лицевой стороны
,
для тыльной стороны
,
где r – радиус скелетной окружности;
k, c=(0, …4,0°) – заданные углы утолщения сечения лицевой и тыльной сторон лопатки в плоскостях, перпендикулярных оси вращения;
Sk, Sc=(0, …0,6 мм) – заданные толщины лицевой и тыльной сторон лопатки по наружному меридиональному обводу в плоскостях, перпендикулярных оси вращения;
Sok, Soc – расчетные толщины лицевой и тыльной сторон лопатки, продолженной к оси колеса, значения которых вычисляются исходя из спрямленной длины скелетной линии и углов утолщения сечения.
При этом радиус r скелетной окружности в начале лопатки (при Х=0) назначается из условия
,
где R2 – радиус колеса на выходе потока;
2=60…75° – заданный угол направления скелетной линии лопатки на радиусе выхода потока.
Для создания в потоке условий, близких к однородным, скелетный радиус лопатки на ширине выхода потока из колеса (на ширине de на фиг.2) плавно увеличивается лишь на 3…5 процентов.
На входе потока в колесо (при Х=Хд) радиус скелетной окружности возрастает до величины
r=(5,0…7,0)R2.
Промежуточные значения радиусов скелетных окружностей назначаются по закону степенной параболы общего вида, четыре коэффициента который вычисляются по заданным значениям радиусов в двух крайних точках (в точках Х=0 и Х=Хд) и углам касательных в них же.
Величина углов касательных и определяет характер изменения радиуса между крайними точками.
Расчетные толщины лицевой и тыльной сторон лопатки Sok, Soc вычисляются на каждом шаге оси X исходя из спрямленной длины скелетной линии L и углов утолщения сечения k, c по выражениям:
,
=-2,
L=r·,
Sok=(Sk+L·tgk)cosk,
Soc=(Sc+L·tgc)cosc,
где R – радиус от оси колеса до точек наружного меридионального обвода;
– угол направления скелетной окружности в текущей точке наружного меридионального обвода;
– угол охвата скелетной окружностью участка от оси колеса до точек наружного меридионального обвода;
L – длина спрямленной скелетной линии.
Изгиб лопаток выполнен против направления вращения колеса.
Изгиб лопатки в каждом сечении, перпендикулярном оси вращения, охватывает всю ее радиальную протяженность.
Лопатки имеют углы утолщения сечения от наружного меридионального обвода к оси, благодаря чему обеспечивается необходимая прочность колеса.
Повышению аэродинамических показателей колеса способствует плавное и непрерывное изменение всей поверхности лопатки с минимально возможным уровнем кривизны. Все радиусы изгиба лицевой или тыльной поверхности лопатки рассчитываются, исходя из одной закономерности, показанной в формуле изобретения.
Раздельное задание толщин и углов утолщения сечений для лицевой и тыльной сторон лопатки позволяет выполнить целесообразное округление ее концов, что также способствует повышению КПД компрессора.
Конструкция предлагаемого осерадиального рабочего колеса компрессора поясняется графически.
На фиг.1 показан вид колеса согласно изобретению с привязкой координат Декарта. Буквой показано направление вращения колеса.
На фиг.2 показан меридиональный разрез колеса на фиг.1.
Фиг.2 показывает наружный меридиональный обвод bde, радиус R удаления точек наружного обвода от оси колеса, направление потока М на входе в колесо по сечению ab; направление радиального потока N на выходе из колеса по сечению de; радиус R1 входа потока в колесо; радиус R2 выхода потока из колеса.
На фиг.3 изображена развертка сечения Р-Р на фиг.2.
Фиг.3 показывает длинные лопатки 3, короткие лопатки 4 и их соответствующую осевую протяженность Хд, Хк. Рассматриваемые предложения применимы и к длинным и коротким лопаткам. Так, в частности, характеристики скелетной поверхности на длине Х=Хк одинаковы для длинной и короткой лопаток.
На фиг.4 показано положение скелетной линии и ее фиксация относительно профилирующей кривой на соосном цилиндре радиуса Rп.
На фиг.4 обозначены:
О-П-7 – скелетная окружность лопатки с центром ОО;
r – радиус скелетной окружности лопатки;
Rп – радиус цилиндра с профилирующей кривой на нем для привязки скелетных окружностей лопатки;
П – точка касания скелетной окружности к профилирующей кривой;
2 – угол направления скелетной окружности лопатки на радиусе выхода потока;
п – угол положения точек касания скелетной окружности к профилирующей кривой;
Скелетные окружности лопатки О-П-7 проходят через ось колеса ОХ и на любом шаге вдоль нее касаются точек П, принадлежащих профилирующей кривой.
На фиг.5 показано сечение колеса F-F на фиг.2.
На фиг.5 обозначены:
Sk – заданная толщина лицевой стороны лопатки на наружном меридиональном обводе bde на фиг.2;
Sc – заданная толщина тыльной стороны лопатки на наружном меридиональном обводе bde на фиг.2;
Sok – расчетная толщина лицевой стороны лопатки на оси колеса;
Soc – расчетная толщина тыльной стороны лопатки на оси колеса;
r – радиус скелетной окружности лопатки;
rk – радиус лицевой стороны лопатки;
rc – радиус тыльной стороны лопатки;
– угол охвата скелетной окружностью участка от оси колеса до точки наружного меридионального обвода;
L – длина скелетной окружности лопатки в секторе угла охвата ;
OO – центр скелетной окружности.
На фиг.6 показано спрямленное сечение лопатки по длине скелетной линии L на фиг.5.
На фиг.6 показаны также – углы k, c утолщения сечений лопатки для лицевой и тыльной сторон.
Рабочее колесо 1 компрессора с осью вращения ОХ и радиальными размерами R1 и R2 на входе и выходе газового потока имеет ступицу 2 и равномерно расположенные на ней длинные 3 и короткие (промежуточные) 4 лопатки, имеющие лицевую 5 и тыльную 6 поверхности.
Вычисленные радиусы лицевой и тыльной сторон лопатки rk, rc, и координаты их привязки напрямую используются для обработки технологической оснастки (прессформ) с последующим изготовлением, в частности, цельнолитых рабочих колес. Формообразующие поверхности лопаток в оснастке обрабатываются на станке с ЧПУ резами в плоскостях, перпендикулярных оси колеса с шагом перемещения фрезы вдоль оси на 0,1…0,2 мм. При этом обеспечиваются необходимые точность и качество поверхностей (после полирования).
Колесо компрессора работает следующим образом.
При вращении колеса 1 в неподвижном корпусе поток воздуха подводится к входу в колесо по сечению ab (в направлении по стрелке М на фиг.2) и далее направляется по межлопаточным каналам, образованным лицевой и тыльной поверхностями 5 и 6 лопаток 3 и 4. Механическая энергия вращающегося колеса передается потоку, что сопровождается ростом его кинетичесой и потенциальной энергии в виде роста давления. На выходе из колеса радиальная составляющая часть абсолютного потока учитывается в сечении de (течение по стрелке N).
Благодаря плавному и непрерывному изменению поверхностей межлопаточных каналов колеса, согласно заявленной закономерности построения лопаток обеспечивается прочность лопаток и высокий уровень КПД и напора компрессора.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР 1137251, кл. F04D 29/26, 31.12.82.
2. Патент ЕР 0072177, кл. F04D 29/28 1983-02-16;
3. Рис В.Ф. Центробежные компрессорные машины. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1981, 351 с.
Формула изобретения
Осерадиальное рабочее колесо компрессора, содержащее ступицу с расположенными на ней лопатками переменной толщины, изогнутыми против направления вращения колеса в плоскостях, перпендикулярных его оси, лицевая и тыльная поверхности которых расположены под переменным углом к меридиональной плоскости, отличающееся тем, что образующие линии лицевой и тыльной поверхностей лопаток в плоскостях, перпендикулярных оси вращения, выполнены в виде дуг окружностей, радиусы которых на каждом шаге вдоль оси непрерывно и плавно изменяются по величине и связаны с радиусами скелетных окружностей, проходящих через ось колеса, толщинами лопатки на наружном обводе, углами утолщения сечений и радиусами удаления точек наружного обвода от оси колеса следующими соотношениями:
для лицевой стороны
для тыльной стороны
где r – радиус скелетной окружности, который в начале лопатки принимается из условия
и на ширине выхода потока из колеса увеличвается на 3 – 5% с последующим плавным увеличением по закону степенной параболы общего вида и на входе потока в колесо достигает значения
r=(5,0…7,0)R2,
где R2 – радиус выхода потока из колеса;
2 – заданный угол направления скелетной линии лопатки на радиусе выхода потока;
k, c – заданные углы утолщения сечения лицевой и тыльной сторон лопатки в плоскостях, перпендикулярных оси вращения;
Sk, Sc – заданные толщины лицевой и тыльной сторон лопатки по наружному меридиональному обводу в плоскостях, перпендикулярных оси вращения;
Sok, Soc – расчетные толщины лицевой и тыльной сторон лопатки, продолженной к оси колеса, значения которых вычисляются исходя из спрямленной длины скелетной линии и углов утолщения сечения по выражениям:
=-2,
L=r·,
Sok=(Sk+L·tgk)cosk,
Soc=(Sc+L·tgc)cosc,
где R – радиус от оси колеса до точек наружного меридионального обвода;
– угол направления скелетной окружности в точке наружного
меридионального обвода любого радиуса R;
– угол охвата скелетной окружностью участка от оси колеса до точек наружного меридионального обвода;
L – длина спрямленной скелетной линии.
РИСУНКИ
|