Патент на изобретение №2334119

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2334119 (13) C1
(51) МПК

F02M61/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007104480/06, 05.02.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.02.2007

(46) Опубликовано: 20.09.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2211361 С1, 27.08.2003. RU 2162543 С1, 27.01.2001. SU 1312229 А1, 23.05.1987. RU 2142065 С1, 27.11.1999. SU 1838661 A3, 30.08.1993. ЕР 0697518 А1, 21.02.1996. US 5647540 А, 15.07.1997. FR 2742189 A1, 13.06.1997.

Адрес для переписки:

394087, г.Воронеж, ул. Мичурина, 1, ВГАУ им. К.Д. Глинки, руководителю патентной группы Л.В. Балбековой

(72) Автор(ы):

Кухарев Михаил Николаевич (RU),
Бурдыкин Владимир Дмитриевич (RU),
Белоглазов Алексей Валерьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки (ФГОУ ВПО ВГАУ им. К.Д. Глинки) (RU)

(54) ФОРСУНКА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности топливной аппаратуре дизельных двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет исключить всякую возможность гидравлического запирания бессливной форсунки дополнением простого устройства и позволяет повысить надежность, долговечность и стабильность работы форсунки, а также упростить ее регулирование в процессе эксплуатации. Форсунка для дизеля содержит корпус с топливоподводящим каналом, корпус распылителя с размещенной в нем запорной иглой, нажимную штангу, сопряженную с запорной иглой с одной стороны и с запорной пружиной с другой стороны, проставку, размещенную между корпусом форсунки и корпусом распылителя, фигурную гайку, шайбы регулирования давления начала впрыскивания топлива и герметичную топливную полость, в которой размещены запорная пружина, нажимная штанга и шайбы регулирования давления начала впрыскивания топлива. Новым является наличие невозвратного клапана, размещенного в корпусе форсунки и сообщающего герметичную топливную полость форсунки с линией высокого давления системы подачи топлива и предохраняющего форсунку от гидравлического запирания при возникновении нештатных ситуаций, причем невозвратный клапан отрегулирован на давление открытия 4…5 МПа. 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам подачи топлива дизельных двигателей.

Известна форсунка для дизеля с распылителем, имеющим запорный орган в виде иглы, расположенной в корпусе, и топливной полостью, герметично замкнутой эластичным элементом, выполненным из эластомера и жестко связанным с иглой и корпусом распылителя. Корпус распылителя снабжен параллельными противолежащими канавками и выемками для размещения уплотнительного элемента, который герметично перекрывает топливную полость и работает аналогично мембране, причем уплотнительный элемент размещен во втулке, встроенной в корпус распылителя с возможностью извлечения вместе с запорной иглой (Патент РФ № 1838661 кл. F02М 61/00, 08.07.91, публ. Б.И. 32, 1993).

Недостатком известной форсунки является размещение уплотняющего элемента в распылителе, имеющем при работе дизеля наиболее высокую температуру по сравнению с другими деталями форсунки. Кроме того, ограниченные размеры распылителя и уплотняющего элемента не способствуют хорошему теплоотводу, а наличие двух центрирующих поясков иглы затрудняют технологию заливки эластомера при изготовлении распылителя. Известна форсунка для дизеля, содержащая корпус с топливоподводящим каналом, штуцер подвода топлива с щелевым топливным фильтром, корпус распылителя с топливоподающим каналом и подыгольной полостью, размещенную в корпусе распылителя запорную иглу, нажимную штангу, сопряженную с запорной иглой с одной стороны и с запорной пружиной с другой стороны, проставку с топливоподводящим каналом, размещенную между корпусом форсунки и корпусом распылителя, фигурную накидную гайку, шайбы регулировки давления начала впрыскивания топлива и штуцер сливной системы (Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник, Л., «Машиностроение», 1990, с.162).

Недостатком известной форсунки является необходимость в аппаратуре подачи топлива дизеля иметь систему слива топлива, просочившегося во время впрыскивания через уплотняющий зазор между запорной иглой и корпусом распылителя, а также что протечки топлива через этот зазор происходят только в одном направлении из подыгольной полости распылителя в надыгольную при наличии системы слива топлива.

Из известных наиболее близкой по конструкции является форсунка для дизеля, содержащая корпус с топливоподводящим каналом, штуцером подвода топлива с щелевым топливным фильтром, корпус распылителя с топливоподводящим каналом и подыгольной полостью, запорную иглу, размещенную в корпусе распылителя, нажимную штангу, сопряженную с запорной иглой с одной стороны и с запорной пружиной с другой стороны, проставку с топливоподводящим каналом, размещенную между корпусом форсунки и корпусом распылителя, фигурную накидную гайку, причем форсунка имеет герметичную топливную полость, в которой размещены запорная пружина, нажимная штанга и шайбы регулировки давления начала впрыскивания, а объем топливной полости равен или на 5…10% меньше топливного объема полости линии высокого давления (патент РФ № 2211361 7 F02M 61/00, 13.12.2001, публ. Б.И. 24, 2003 – прототип).

Недостатком известной форсунки является существующая вероятность гидравлического запирания форсунки при нештатных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, так как данная конструкция форсунки никак не подстрахована в этом отношении, а кроме того, расположение регулированных шайб в колодце корпуса представляет большое неудобство регулирования форсунки на давление начала впрыскивания..

Изобретение решает задачу исключения всякой возможности гидравлического запирания бессливной форсунки дополнением простого устройства и позволяет повысить надежность, долговечность и стабильность работы форсунки, а также упростить ее регулирование в процессе эксплуатации.

Техническая задача решается за счет того, что в форсунке для дизеля, содержащей корпус с топливоподводящим каналом, штуцер подвода топлива, корпус распылителя с топливоподводящим каналом и подыгольной полостью, запорную иглу, размещенную в корпусе распылителя, нажимную штангу, сопряженную с запорной иглой с одной стороны и запорной пружиной с другой стороны, проставку с топливоподводящим каналом, размещенную между корпусом форсунки и корпусом распылителя, фигурную накидную гайку и шайбы регулирования давления начала впрыскивания форсунки, согласно изобретению герметичная топливная полость форсунки, в которой размещены запорная пружина, нажимная штанга и шайбы регулирования давления начала впрыскивания, через размещенный в корпусе форсунки невозвратный клапан сообщает герметичную полость форсунки с линией высокого давления системы подачи топлива, причем объем герметичной топливной полости форсунки при наличии невозвратного клапана не ограничивается определенной величиной по сравнению с объемом топливной полости высокого давления, как это имеет место в прототипе, а это существенно упрощает процесс регулирования форсунки на давление начала впрыскивания.

Техническая сущность изобретения поясняется чертежом, где показан заявляемый объект – форсунка для дизеля.

Заявляемая форсунка для дизеля содержит корпус 1 с топливоподводящим каналом 2, штуцер подвода топлива 3 с фильтром 4 и уплотнительной втулкой 5, корпус распылителя 6 с топливоподводящим каналом 7 и подыгольной полостью 8, запорную иглу 9, размещенную в корпусе распылителя, нажимную штангу 10, сопряженную с запорной иглой с одной стороны и запорной пружиной 11 с другой стороны, проставку 12 с топливоподводящим каналом 13, размещенную между корпусом форсунки 1 и корпусом распылителя 6, фигурную накидную гайку 14 и шайбы 15 и 16 регулировки давления начала впрыскивания форсунки, герметичную топливную полость 17, в которой размещены запорная пружина 11, нажимная штанга 10 и регулировочные шайбы 15 и 16 и которая сообщается с линией высокого давления системы подачи топлива посредством невозвратного клапана 18, нагруженного пружиной 19, причем усилие пружины обеспечивает открытие невозвратного клапана 18 при давлении топлива в герметичной топливной полости 17 не ниже 4…5 МПа.

В предлагаемой конструкции форсунки отсутствует система слива топлива, просочившегося в процессе впрыскивания через зазор между запорной иглой 9 и поверхностью отверстия в корпусе распылителя 6.

Регулирование давления начала впрыскивания форсунки осуществляется подбором количества шайб 15, 16.

Заявляемая форсунка для дизеля работает следующим образом.

Топливо подается по топливоподводящим каналам 2, 13 и 7 через топливный фильтр 4 в подыгольную полость 8 распылителя. При достижении давления топлива в полости 8 уровня давления начала впрыскивания запорная игла 9, преодолевая усилие запорной пружины 11, передаваемое через нажимную штангу 10, поднимается, открывая доступ топлива к распыливающим сопловым отверстиям распылителя. Происходит впрыскивание топлива в камеру сгорания дизеля.

При прекращении подачи топлива насосом (не показан) давление в подыгольной полости 8 снижается, запорная игла 9 под действием упругих деформаций пружины 11 опускается, перекрывая доступ топлива к распыливающим отверстиям распылителя. Впрыскивание топлива в камеру сгорания дизеля прекращается. Топливо, просочившееся через зазор между запорной иглой 9 и внутренней поверхностью отверстия в корпусе распылителя 6, попадает в герметичную топливную полость 17 форсунки в период впрыскивания, создавая в ней повышенное давление. После окончания впрыскивания под действием повышенного давления топлива в герметичной топливной полости 17 форсунки начинаются протечки топлива через зазор между запорной иглой 9 и внутренней поверхностью отверстия в корпусе распылителя 6 в обратном направлении, то есть из герметичной топливной полости 17 форсунки в топливную полость линии высокого давления, в которой в момент окончания процесса впрыскивания создается низкое давление за счет процесса разгрузки при отсечке.

Как известно, в топливных полостях форсунки, топливопроводе высокого давления и штуцере топливного насоса в разделенных системах подачи топлива дизелей в процессе работы возникают и присутствуют небольшие парогазовые пузырьки, состоящие из воздуха и паров топлива. Количество и размеры этих пузырьков зависят от давления топлива. С увеличением давления топлива количество и размеры этих пузырьков уменьшаются. При значительном давлении они почти исчезают. Причем по всему объему топлива они распределяются равномерно.

В заявляемой форсунке для дизеля нет сливной системы, в связи с этим для нормальной работы топливоподающей аппаратуры без гидравлического запирания форсунки необходимо, чтобы протечки топлива в процессе впрыскивания в герметичную топливную полость 17 форсунки через уплотняющую часть распылителя по объему равнялись протечкам топлива из герметичной топливной полости 17 форсунки в топливную полость линии высокого давления в период времени между впрыскиваниями.

После окончания впрыскивания в топливной полости линии высокого давления за счет разгрузки ее нагнетательным клапаном топливного насоса давление резко падает и в ней образуются парогазовые пузырьки. Суммарный объем образующихся газовых пузырьков не должен быть меньше протечки топлива в период между впрыскиванием из герметичной полости форсунки в топливную полость линии высокого давления, что обеспечивается подбором разгружающей способности нагнетательного клапана топливного насоса.

В момент окончания впрыскивания, кроме усилия запорной пружины форсунки, возникает дополнительное усилие, действующее на запорную иглу, благодаря давлению топлива в герметичной топливной полости 17 форсунки, что улучшает динамику процесса окончания впрыскивания и способствует повышению стабильности и надежности работы, а также повышению экономичности дизеля.

Протечки топлива в зазоре между запорной иглой и корпусом распылителя в противоположных направлениях в процессе впрыскивания и промежутках между впрыскиваниями создают благоприятные условия для очистки зазора между запорной иглой и корпусом распылителя от загрязнений, возникающих в процессе работы дизеля, что значительно снижает вероятность зависания запорной иглы распылителя в процессе эксплуатации.

Образование парогазовых пузырьков в топливной полости линии высокого давления снижает стабильность работы топливоподающей аппаратуры дизеля, снижается при этом цикловая подача и уменьшается угол опережение впрыскивания топлива. В заявляемой форсунке за счет протечки топлива из герметичной полости форсунки в период времени между впрыскиваниями в топливную полость линии высокого давления давление топлива в ней возрастает и к началу следующего процесса впрыскивания количество и размер парогазовых пузырьков уменьшаются или исчезают вообще. Это приводит к повышению стабильности работы топливоподающей аппаратуры и дизеля в целом.

Предлагаемая конструкция форсунки удовлетворяет всем этим требованиям и является бессливной форсункой. Для подстраховки от возможного гидравлического запирания форсунки при возникновении в эксплуатации дизеля нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при значительной потере гидроплотности распылителей при их износе, нарушении нормальной работы нагнетательных клапанов насоса высокого давления и других нештатных причин, предлагаемая конструкция бессливной форсунки дополнена наличием невозвратного клапана 18, нагруженного пружиной 19 и вмонтированного в корпус форсунки. В своем гнезде корпуса форсунки невозвратный клапан фиксируется уплотнительной втулкой 5. При нормальной эксплуатации и исправной системе подачи топлива этот невозвратный клапан не работает. Он отрегулирован на давление 4…5 МПа и сработает только в случае превышения этого давления в герметичной топливной полости форсунки. Из герметичной топливной полости форсунки начинается истечение топлива через открывшийся невозвратный клапан в момент разгрузки линии высокого давления системы подачи топлива после отсечки. Это способствует повышению начального давления перед последующим вспрыскиванием и снижению количества и размеров парогазовых пузырьков в линии высокого давления, а это стабилизирует работу дизеля.

Давление открытия клапана выбрано исходя из того, что при этом давлении практически исчезают парогазовые пузырьки в топливе.

Таким образом, предложенное изобретение делает бессливную форсунку и всю систему подачи топлива более надежной и долговечной.

Формула изобретения

Форсунка для дизеля, содержащая корпус с топливоподводящим каналом, штуцер подвода топлива с топливным фильтром, корпус распылителя с топливоподводящим каналом и подыгольной полостью, размещенную в корпусе распылителя запорную иглу, нажимную штангу, сопряженную с запорной иглой с одной стороны и с запорной пружиной с другой стороны, проставку с топливоподводящим каналом, размещенную между корпусом форсунки и корпусом распылителя, фигурную накидную гайку, шайбы регулирования давления начала впрыскивания топлива и герметичную топливную полость в корпусе форсунки, в которой размещены запорная пружина, нажимная штанга и шайбы регулирования давления начала впрыскивания топлива, отличающаяся тем, что в корпусе форсунки размещен невозвратный клапан, сообщающий герметичную топливную полость форсунки с линией высокого давления системы подачи топлива, отрегулированный на давление открытия 4 – 5 МПа и предохраняющий форсунку от гидравлического запирания при возникновении нештатных ситуаций.

РИСУНКИ

Categories: BD_2334000-2334999