|
(21), (22) Заявка: 2007114812/11, 19.04.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.04.2007
(46) Опубликовано: 27.08.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 365316 A, 06.04.1973. SU 498242 A, 08.04.1976. SU 660907 A, 15.02.1979. ТАРАСОВ Ю.Д., НИКОЛАЕВ А.К. Подъемно-транспортные машины горно-металлургических заводов. СПГГИ (ТУ), СПб, 2001, с.86-87. GB 936961 А, 18.09.1963.
Адрес для переписки:
199106, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, 2, СПГГИ(ТУ), патентный отдел, пат.пов. А.П. Яковлеву, рег.№ 314
|
(72) Автор(ы):
Тарасов Юрий Дмитриевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)” (RU)
|
(54) ЦЕПНОЙ ЗАТВОР
(57) Реферат:
Изобретение относится к вспомогательному транспортному оборудованию, а именно к цепным затворам, и может быть использовано преимущественно для перекрытия выпускных отверстий рудоспусков на горных предприятиях, а также для выпуска крупнокускового груза из бункеров. Цепной затвор содержит размещенные под выпускным отверстием устройства для выпуска крупнокускового груза два кольца. Кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями. Согласно изобретению нижнее кольцо снабжено выступами с возможностью их взаимодействия с вертикально ориентированными направляющими кожуха цилиндрической формы, размещенным с возможностью охвата им с зазором цепей. Верхнее кольцо состоит из соединенных между собой горизонтальной полкой и расположенных соосно друг с другом цилиндров. Нижний цилиндр большего диаметра снабжен отогнутой наружу плоской горизонтальной полкой, имеющей зубчатый венец, взаимодействующий с шестерней привода поворота, установленного на кронштейне, закрепленном на внешней поверхности кожуха. По внутреннему периметру нижнего цилиндра размещены установленные на полуосях ходовые катки с возможностью их перемещения по кольцевому рельсу, закрепленному на верхней части кожуха. Изобретение позволяют упростить конструкцию цепного затвора и повысить надежность его работы. 2 ил.
Изобретение относится к вспомогательному транспортному оборудованию, а именно к цепным затворам, и может быть использовано преимущественно для перекрытия выпускных отверстий рудоспусков на горных предприятиях, а также может быть использовано для выпуска крупнокускового груза из бункеров.
Известен цепной затвор (прототип), содержащий размещенные под выпускным отверстием устройства для выпуска крупнокускового груза два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими свободными концами и расположенными по всему периметру колец, причем верхнее кольцо закреплено под выпускным отверстием, а нижнее кольцо кинематически связано с приводом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости (Тарасов Ю.Д., Николаев А.К. Подъемно-транспортные машины горно-металлургических заводов. СПб., СПГГИ (ТУ), 2001, с.86-87, рис.41, а, б).
Недостатком известного цепного затвора является сложность конструкции привода вращения нижнего кольца при увеличенных размерах выпускного отверстия, например при необходимости перекрытия выпускного отверстия рудоспуска из-за перемещения нижнего кольца в вертикальной плоскости при закручивании цепей, и связанное с этим снижение надежности работы затвора в этих условиях.
Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции цепного затвора и повышение надежности его работы при выпуске крупнокускового груза через выпускные отверстия увеличенных размеров.
Технический результат достигается тем, что в цепном затворе, содержащем размещенные под выпускным отверстием устройства для выпуска крупнокускового груза два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими свободными концами и расположенными по всему периметру колец, причем одно из колец установлено без возможности поворота в горизонтальной плоскости, а второе кольцо кинематически связано с приводом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, согласно изобретению нижнее кольцо снабжено размещенными по его внешнему периметру выступами с возможностью их взаимодействия с вертикально ориентированными направляющими кожуха цилиндрической формы с возможностью охвата им с зазором цепей, а верхнее кольцо состоит из соединенных между собой горизонтальной полкой и расположенных соосно друг с другом цилиндров разного диаметра, при этом нижний цилиндр большего диаметра снабжен отогнутой наружу плоской горизонтальной полкой, на нижней поверхности которой закреплен зубчатый венец с возможностью взаимодействия с ним шестерни привода поворота, установленного на кронштейне, закрепленном на внешней поверхности кожуха, а по всему внутреннему периметру нижнего цилиндра размещены установленные на полуосях ходовые катки с возможностью их перемещения по кольцевому рельсу, закрепленному на верхней части кожуха.
Цепной затвор показан на фиг.1 – вид сбоку в продольном разрезе, на фиг.2 – разрез А-А по фиг.1.
Цепной затвор содержит размещенные под выпускным отверстием устройства 1 для выпуска крупнокускового груза, например рудоспуска, два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями 2, закрепленными на кольцах своими свободными концами и расположенными по всему периметру колец. Нижнее кольцо 3 снабжено размещенными по его внешнему периметру выступами 4 с возможностью их взаимодействия с вертикально ориентированными направляющими 5 кожуха 6 цилиндрической формы. Кожух 6 установлен на основании 7 с возможностью охвата с зазором 8 цепей 2. Верхнее кольцо состоит из соединенных между собой горизонтальной полкой 9 и расположенных соосно друг с другом цилиндров 10 и 11 разного диаметра. При этом нижний цилиндр 11 большего диаметра снабжен отогнутой наружу плоской горизонтальной полкой 12. На нижней поверхности полки 12 закреплен зубчатый венец 13 с возможностью взаимодействия с ним шестерни 14 привода поворота 15. Привод поворота 15 установлен на кронштейне 16, закрепленном на внешней поверхности кожуха 6. По всему внутреннему периметру нижнего цилиндра 11 верхнего кольца размещены установленные на полуосях 17 ходовые катки 18 с возможностью их перемещения по кольцевому рельсу 19, закрепленному на верхней части 20 кожуха 6. Привод 15 снабжен нормально замкнутым тормозом 21.
Цепной затвор действует следующим образом. При открытом затворе крупнокусковый груз свободно разгружается из устройства 1, не взаимодействуя с цепями 2. При необходимости перекрытия потока груза тормоз 21 растормаживается, и включается привод 15 поворота верхнего кольца, благодаря чему крутящий момент от шестерни 14 передается на зубчатый венец 13 верхнего кольца. Поворот верхнего кольца в горизонтальной плоскости происходит при качении ходовых катков 18 по кольцевому рельсу 19. При повороте верхнего кольца подвешенные к нему круглозвенные цепи 2 начнут закручиваться относительно зафиксированного от вращения в горизонтальной плоскости нижнего кольца 3. При закручивании круглозвенных цепей 2 нижнее кольцо 3 начнет подниматься вверх, скользя своими выступами 4 по направляющим 5 кожуха 6. При этом направляющие 5 удерживают нижнее кольцо 3 от вращения, что и обеспечивает эффект закручивания цепей 2. При повороте верхнего кольца и закручивании круглозвенных цепей 2 поток разгружаемого из устройства 1 крупнокускового груза постепенно сужается до полного перекрытия, после чего привод 15 отключается и затормаживается тормозом 21. Открытие затвора для выпуска груза осуществляют при включении привода 15 в обратном направлении, в результате чего при повороте верхнего кольца цепи 2 раскручиваются, а нижнее кольцо 3 опускается в исходное положение относительно направляющих 5. В исходном положении все цепи 2 занимают вертикальное положение.
Отличительные признаки изобретения позволяют упростить конструкцию цепного затвора и повысить надежность его работы при выпуске крупнокускового груза через выпускные отверстия увеличенных размеров.
Формула изобретения
Цепной затвор, содержащий размещенные под выпускным отверстием устройства для выпуска крупнокускового груза два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими свободными концами и расположенными по всему периметру колец, причем одно из колец установлено без возможности поворота в горизонтальной плоскости, а второе кольцо кинематически связано с приводом с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, отличающийся тем, что нижнее кольцо снабжено размещенными по его внешнему периметру выступами с возможностью их взаимодействия с вертикально ориентированными направляющими кожуха цилиндрической формы с возможностью охвата им с зазором цепей, а верхнее кольцо состоит из соединенных между собой горизонтальной полкой и расположенных соосно друг с другом цилиндров разного диаметра, при этом нижний цилиндр большего диаметра снабжен отогнутой наружу плоской горизонтальной полкой, на нижней поверхности которой закреплен зубчатый венец с возможностью взаимодействия с ним шестерни привода поворота, установленного на кронштейне, закрепленном на внешней поверхности кожуха, а по всему внутреннему периметру нижнего цилиндра размещены установленные на полуосях ходовые катки с возможностью их перемещения по кольцевому рельсу, закрепленному на верхней части кожуха.
РИСУНКИ
|
|