Патент на изобретение №2332327

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2332327 (13) C1
(51) МПК

B63B35/54 (2006.01)
B63H5/14 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 19.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007112405/11, 03.04.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.04.2007

(46) Опубликовано: 27.08.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2003101527 А, 27.07 2004. RU 2051511 С2, 27.12.1995. US 2837049 A, 03.06.1958. DE 19855086 A1, 04.11.1999.

Адрес для переписки:

199178, Санкт-Петербург, В.О. 11-я линия, 48, кв.38, (для Н.Д.Засульского)

(73) Патентообладатель(и):

Засульский Николай Данилович (RU)

(54) ПАРОМ РЕЧНОЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к транспортировке автомобилей, другой колесной техники и пассажиров между берегами рек с ограниченной судоходностью. Паром содержит два разнесенных по ширине цилиндрических понтона, закрепленную между ним грузовую палубу, нижняя часть которой погружена в воду и выполнена обладающей положительной плавучестью. Выступающая над водой поверхность палубы расположена в диаметральной плоскости понтонов. Паром снабжен движителем, выполненным в виде смонтированных вдоль бортов палубы двух узлов, каждый из которых выполнен в виде трубопровода, двигателя с гребным винтом, размещенным внутри трубопровода, и сочлененного с трубопроводом рулевого патрубка, смонтированного с возможностью поворота относительно продольной оси парома. При этом оба патрубка шарнирно соединены стержнем между собой, и на одном из патрубков смонтирован рычажный кривошипно-стержневой узел с приводным механизмом поворота рулевых патрубков. Такое выполнение парома позволит повысить провозоспособность при незначительной осадке, позволяющей преодолевать мелководья водоема. 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта, в частности для транспортировки автомобилей, другой колесной техники и пассажиров между берегами равнинных рек и озер.

Известен паром высокой провозоспособности для перевозки железнодорожных вагонов и другой колесной техники, содержащий движитель с гребными винтами, расположенными по обеим сторонам центральной продольной оси парома (см. описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №439439, Кл. В63В 35/54, публикация 15.08.1974, Бюл. №30).

Известный паром невозможно использовать для равнинных рек, несудоходных по причине мелководья в засушливое время года, и для озер с прибрежным мелководьем и водяной растительностью.

Известен паром, содержащий «понтон с аппарелями, размещенные на нем трособлочные устройства и ролики для взаимодействия с канатом, натянутым поперек реки, выполненными с надстройками для экипажа и пассажиров, размещенными соответственно по бортам понтона с образованием между ними вдоль диаметральной плоскости понтона грузовой площадки…» (см. формулу изобретения согласно патенту RU №2051511, 6 В63В 35/54, заявлено 25.03.1994).

Недостатком этого парома является следующее.

Известный паром невозможно использовать на судоходных реках, на которых курсируют, помимо катеров и моторных лодок, суда с возвышающейся над водой палубой. На многих реках удобные для причаливания берега не располагаются на противоположных берегах по прямой линии (поперек русла реки), и паром с канатом поперек реки не решает задачу переправы.

Задачей заявленного изобретения является снижение материалоемкости парома, обеспечивающей сравнительно высокую провозоспособность при небольшой осадке, позволяющей преодолевать участки водоема (реки, озера) небольшой, сравнительно, глубины. При этом движитель парома должен обеспечивать достаточно высокую надежность при прохождении участков водоема с водной растительностью и обеспечивать маневренность парома при курсировании поперек и вдоль извилистого русла реки, огибая отмели и другие препятствия по курсу движения.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Паром речной, содержащий пару разнесенных по ширине цилиндрических понтонов, закрепленную между понтонами грузовую палубу для автотранспорта, экипажа и пассажиров, при этом верхняя поверхность палубы расположена приблизительно в диаметральной плоскости цилиндрических понтонов, и в режиме эксплуатации ее нижняя часть погружена в воду, обеспечивая при этом положительную плавучесть палубы, и смонтированную на пароме движительную установку.

В отличие от упомянутых аналогов, для уменьшения материалоемкости, грузовая палуба выполнена в виде верхнего дощатого настила, соединенного с нижней, погруженной в воду частью, которая выполнена в виде герметичных полуцилиндрических оболочек, размещенных параллельно продольной оси парома.

При этом полость между оболочками и нижним дощатым днищем палубы заполнена легким водонепоглащаемым материалом, а упомянутые полуцилиндрические оболочки и боковые цилиндрические понтоны выполнены из синтетических материалов, аналогичных по составу и прочности параметрам с твердой древесно-волокнистой плитой. (Этим обеспечивается достаточно высокая положительная плавучесть грузовой палубы совместно с понтонами и небольшая осадка парома при наибольшей его нагрузке.)

Паром снабжен движителем, выполненным в виде смонтированных по бортам грузовой палубы двух узлов, каждый из которых выполнен в виде трубопровода, двигателя с гребным винтом, размещенным внутри трубопровода, и сочлененного с трубопроводом рулевого патрубка, который смонтирован с возможностью поворота в горизонтальной приблизительно плоскости относительно трубопровода, не нарушая при этом его пропускную способность. Для обеспечения синхронного поворота обоих патрубков они шарнирно соединены стержнем между собой, а на одном из трубопроводов смонтирован рычажный шарнирно-стержневой узел с приводным механизмом для поворота рулевых патрубков.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

На фиг.1 изображен предлагаемый паром, вид сбоку;

На фиг.2 – вид парома сверху;

На фиг.3 – разрез А-А на фиг.1;

На фиг.4 – разрез Б-Б на фиг.2;

На фиг.5 – разрез В-В на фиг.3;

На фиг.6 – частичный разрез Г-Г на фиг.3;

На фиг.7 – разрез Д-Д на фиг.2;

На фиг.8 – разрез Е-Е на фиг.7;

На фиг.9 – разрез Ж-Ж на фиг.7;

На фиг.10 – вид И на фиг.7;

На фиг.11 схематично изображен привод рулевых патрубков;

На фиг.12 изображена верхняя часть пульта с гидрораспределителем;

На фиг.13 изображен гидроаккумулятор с грузоподъемником.

Паром содержит два разнесенных по ширине понтона 1, средняя цилиндрическая часть которых выполнена сборкой двух полуцилиндрических оболочек 2. Понтоны с помощью закрепленных на них дугообразных опор 3, балок 4 и 5 несут грузовую палубу 6. Понтоны выполнены сборкой средней цилиндрической части с крайними узлами 7 с помощью фланцевых соединений, размещенных во внутренней полости понтона (не показано). Узлы 7 по конструкции аналогичны секционным отводам трубопроводов большого диаметра и выполнены из легкого, по сравнению со сталью, металла, позволяющего осуществлять сварку. Выступающие над водой торцы узлов 7 выполнены с поворотными крышками 8.

Грузовая палуба 6 выполнена в виде верхнего дощатого настила 9, закрепленного на поперечных балках 10, к которым с помощью крепежных элементов 11 закреплены две герметичных полуцилиндрических оболочки 12. Балки 10 выполнены из деревянных брусьев, усиленных размещенными во внутренней полости оболочек брусьями 13. Оболочки понтонов 2 и палубные оболочки 12 выполнены из материала, аналогичного по составу и прочностным характеристикам твердым древесно-волокнистым плитам. Оболочки укреплены установленными на внутренней поверхности с помощью клея поперечными и продольными ребрами, которые выполнены склейкой слоев древесного шпона.

Полость между оболочками 12 и дощатым днищем 14 палубы заполнена легким водонепоглощаемым материалом 15, в качестве которого могут использоваться, например, пустые закупоренные полиэтиленовые емкости (бутылки) из под минеральной воды и фруктовых соков. Крайние участки днища 16 выполнены с наклоном, обеспечивающим уменьшение сопротивления при движении парома. Полости передней и кормовых частей парома также заполнены легким материалом 15, использование которого упрощает возведение парома, так как не требует затрат на герметизацию днища и бортов грузовой палубы. Вдоль бортов грузовой палубы на балках 4 установлены дощатые настилы 17, а на дугообразных опорах 3 смонтированы скамьи 18 для пассажиров. К опорам 3 жестко закреплены опоры 19, на которых смонтированы ролики 20, предназначенные для взаимодействия с бортами причалов при загрузке и выгрузке колесной техники. Паром снабжен движителем, выполненным в виде двух трубопроводов 21, смонтированных вдоль бортов грузовой палубы, каждый из которых установлен на закрепленные к балкам 5 опоры 22. На каждом трубопроводе смонтирован двигательный узел 23 с гребным винтом 24. В качестве узла 23 может быть использован, например, переносной «лодочный мотор», нижняя часть которого установлена в вырез трубопровода, а верхняя – на закрепленную на палубе опору 25, расположенную над вырезом. Узел зафиксирован на трубопроводе закрепленным на узле ограждением 26. Расположение ограждения относительно винта 24 и его дугообразная внутренняя поверхность обеспечивают соосное с трубопроводом расположение оси гребного винта.

Всасывающий патрубок 27 трубопровода, выполненный переходным с круглого поперечного сечения на квадратное, выполнен с установленными на нем выдвижными сетчатыми фильтрами 28.

Трубопровод оснащен установленным после гребного винта направляющим узлом 29, обеспечивающим преобразование вращательной составляющей потока в осевое вдоль трубопровода перемещение воды. В конце прямолинейного участка на трубопроводе закреплен отвод 30, изменяющий направление потока относительно горизонтали приблизительно на 75 градусов, с которым сочленен с возможностью поворота рулевой патрубок 31. Патрубок выполнен в виде отвода с таким же углом (75 градусов), что и отвод 30, и сочленен с ним с помощью разъемного кольцеобразного корпуса 32, закрепленного на отводе 30. Для осуществления одновременного синхронного поворота обоих рулевых патрубков на них закреплены оси 33, шарнирно соединенные между собой стержнем 34, а, по меньшей мере, на одном из отводов смонтирован рычажный шарнирно-стержневой узел 35, связанный с приводным механизмом 36.

Узел 35 выполнен в виде двуплечевого рычага 37, установленного на закрепленный к отводу 30 оси 38, на одном плече которого закреплен стержень 39, шарнирно соединенный с помощью стержня 40 с осью 33 рулевого патрубка 31. Другое плечо рычага 37 шарнирно соединено со штоком силового гидроцилиндра 41, корпус которого шарнирно соединен с закрепленной на палубе опорой 42. Силовой гидроцилиндр системой трубопроводов связан с остальными элементами приводного механизма 36, один из которых выполнен в виде гидроаккумулятора 43. Гидроаккумулятор выполнен с двумя гидроцилиндрами 44, смонтированными на металлоконструкции 45, и плунжеры 46 которых несут траверсу с грузом 47. Гидроцилиндры 44 соединены между собой трубопроводом 48 и с емкостью 49 через обратный клапан 50.

Траверса 47 смонтирована с возможностью вертикального перемещения грузоподъемником 51. Этот подъемник выполнен в виде червячной пары 52 с ручным приводом, смонтированной на металлоконструкции 45, канатонесущим барабаном 53 на валу червячной пары, двух блоков 54, закрепленных на металлоконструкции 45, и каната, запасованного через блоки и соединенного с траверсой 47.

Паром снабжен гидрораспределительным узлом 55, с помощью которого осуществляется управление работой силового гидроцилиндра 41 и связанных с ним рулевых патрубков парома.

Узел 55 выполнен в виде пары трехходовых кранов 56, ориентированных между собой и подключенных к трубопроводам, как изображено на чертеже (фиг.10).

Трубопроводы 57, 58, 59 и 60 подключены соответственно: к гидроаккумулятору 43, к емкости 49, к штоковой полости силового гидроцилиндра 41 и к поршневой полости этого гидроцилиндра. Закрепление кранов на пульте 61, который закреплен на передней части грузовой палубы, осуществлено с помощью смонтированных на кранах отводов 62, фланцы которых закреплены на плите 63 пульта. Плита выполнена с внутренним каналом 64, который подключен трубопроводом 58 к емкости 49. Пробки обоих кранов соединены закрепленным на них шарнирно-рычажным узлом 65, рукоятка 66 которого может занимать три положения: среднее (0), левое (I) и правое (II). Между I и II положениями пробок угол поворота – 90 градусов.

Работа по осуществлению переправы между причалами водоема осуществляется следующим образом.

Перед началом погрузки осуществляют зарядку гидроаккумулятора подъемом в крайнее верхнее положение нагруженной траверсы 47 и расфиксирование канатонесущего барабана 53 с валом червячной пары (не показано). По показаниям манометра 67 убеждаются в наличии необходимой величины давления рабочей жидкости в трубопроводе 57. Проверяют также исправность и готовность к работе обоих двигательных узлов 23.

После въезда на грузовую палубу колесной техники по аппарелям и посадки пассажиров по трап-сходням паром готов к отплытию (после подъема аппарелей и трап-сходней).

При движении парома вдоль русла реки, имеющей повороты, осуществляют соответствующее изгибам русла регулирование (изменение) направления движения парома. При необходимости, например, изменить направление вправо, поворачивают рукоятку 66 вправо, и рабочая жидкость из гидроаккумулятора по трубопроводу 57 через кран, расположенный справа (фиг.11, II), поступает в штоковую полость гидроцилиндра 41, а из поршневой полости вытесняется в емкость 49 через кран, расположенный слева. При установке рукоятки в среднее положение (0) шток гидроцилиндра и связанные с ним рулевые патрубки фиксируются в положении, соответствующем положению штока. Для возврата рулевых патрубков в прежнее положение, вдоль продольной оси парома, рукоятку переводят влево, и при достижении рулевыми патрубками этого положения, которое определяется по световому индикатору на пульте 61, фиксируют патрубки поворотом рукоятки 66 в среднее (0) положение. Аналогичным образом осуществляется изменение направления движения влево, поворачивая рукоятку 66 влево (см. положение пробок в положении I).

Корректировка курса движения (небольшая по величине) может производиться без поворота рулевых патрубков, путем изменения (уменьшения) частоты оборотов гребного винта одного из двигателей.

При прохождении паромом участков с водной растительностью установленные на всасывающем патрубке фильтры 28 обеспечивают бесперебойную работу гребных винтов, предотвращают наматывание на них гибких стеблей растений.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает высокую сравнительно провозоспособность при уменьшенной осадке, что достигается повышенной положительной плавучестью палубы при уменьшенной ее материалоемкости. Кроме того, движитель парома обеспечивает высокую надежность и маневренность.

Формула изобретения

1. Паром речной, содержащий разнесенные по ширине два цилиндрических понтона, закрепленную на понтонах палубу для грузов и пассажиров, нижняя часть которой погружена в воду и выполнена обладающей положительной плавучестью, а верхняя, выступающая над водой поверхность, расположена в диаметральной плоскости понтонов, и смонтированный на пароме движитель с гребными винтами, отличающийся тем, что погруженная в воду часть палубы выполнена в виде герметичных полуцилиндрических оболочек, закрепленных под верхним настилом палубы и размещенных параллельно продольной оси парома, при этом полость между оболочками и днищем палубы заполнена легким водонепоглощаемым материалом, а движитель выполнен в виде смонтированных по бортам палубы двух узлов, каждый из которых выполнен в виде трубопровода, двигателя с гребным винтом, размещенным внутри трубопровода, и сочлененного с трубопроводом рулевого патрубка, смонтированного с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, при этом оба патрубка шарнирно с помощью стержня соединены между собой, а на одном из патрубков смонтирован рычажный кривошипно-стержневой узел с приводным механизмом поворота рулевых патрубков.

2. Паром по п.1, отличающийся тем, что средняя цилиндрическая часть понтонов выполнена сборкой полуцилиндрических оболочек из синтетического на основе древесины материала, усиленных внутренними ребрами из клееной древесины.

3. Паром по п.1, отличающийся тем, что приводной механизм поворота рулевых патрубков, включающий силовой гидроцилиндр, шарнирно соединенный с рычагом кривошипно-стержневого узла, выполнен с грузовым гидроаккумулятором и смонтированным на нем грузоподъемником для перезарядки гидроаккумулятора.

4. Паром по п.1 или 3, отличающийся тем, что силовой гидроцилиндр соединен трубопроводом с гидроаккумулятором через трехпозиционный гидрораспределитель, выполненный в виде связанных между собой трубопроводом пары трехходовых кранов.

РИСУНКИ

Categories: BD_2332000-2332999