|
(21), (22) Заявка: 2006112491/02, 05.04.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
05.04.2006
(43) Дата публикации заявки: 10.11.2007
(46) Опубликовано: 27.08.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1421249 A1, 30.10.1985. RU 2141879 C1, 27.11.1999. RU 2136467 C1, 10.09.1999. SU 1693807 A1, 30.07.1994. JP 11-090670 A, 06.04.1999. JP 57-039081 A, 04.03.1982.
Адрес для переписки:
199034, Санкт-Петербург, наб.Макарова, 8, ВАТТ им.генерала армии А.В.Хрулева, научно-вычислительный отдел, В.С.Панусу
|
(72) Автор(ы):
Панус Виктор Сергеевич (RU), Брусянин Дмитрий Владимирович (RU), Фролов Василий Иванович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Панус Виктор Сергеевич (RU), Брусянин Дмитрий Владимирович (RU), Фролов Василий Иванович (RU)
|
(54) СПОСОБ СВАРКИ В ЗАЩИТНОМ ГАЗЕ С ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ УДАЛЕНИЕМ СЛОЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ИЗ ЗОНЫ СВАРКИ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области сварки металлов, в частности к способам сварки в защитном газе. В зону сварки подают защитный газ, а на электрод – импульс тока. Одновременно в локальную зону контакта электрода с поверхностью детали направляют поток вспомогательного газа. Вспомогательный газ подают через наконечник горелки под давлением 5 МПа в виде ударных струй. Снижается трудоемкость процесса сварки за счет удаления с поверхности детали диэлектрического слоя загрязнений непосредственно в процессе сварки. 1 ил.
Изобретение относится к области сварки металлов, в частности к способам сварки в защитном газе.
Известно, что сварку в защитном газе широко применяют для восстановления неисправных деталей двигателя, трансмиссии, ходовой части автомобильной техники, изготовленных из тонколистовой стали, чугуна, цветных металлов и сплавов [1]. Однако поверхности свариваемых деталей часто покрыты слоем различных загрязнении: старыми лакокрасочными покрытиями, остатками топливосмазочных материалов, продуктами коррозии, асфальтобитумными отложениями, нагаром. По своим физическим свойствам эти загрязнения являются диэлектриками, препятствующими возбуждению сварочной дуги и ведению сварочного процесса. Основным недостатком процесса сварки в защитном газе является то, что детали в месте сварки необходимо тщательно очищать от слоя загрязнений для обеспечения надежного контакта сварочного электрода с деталью. Операция по отчистке свариваемых поверхностей от загрязнений является сложной и трудоемкой, требующей больших затрат времени и применения специального оборудования [2]. Известен способ очистки поверхности изделий, принимаемый за прототип, однако, он может быть применен как подготовительная операция перед сваркой, окраской и т.п. и требует затрат времени, использования дополнительного энергоемкого оборудования и специальных средств [3].
Технической задачей изобретения является снижение трудоемкости процесса сварки в защитном газе.
Техническая задача решена за счет того, что одновременно с подачей импульса тока на электрод и защитного газа к зоне сварки в локальную зону контакта электрода с поверхностью детали через наконечник горелки направляют поток вспомогательного газа под давлением 5 МПа в виде ударных струй.
На чертеже представлен процесс термического разрушения и удаления слоя загрязнений из зоны сварки кинетической энергией струи вспомогательного газа, где обозначены: поз.1 – сопло горелки, поз.2 – электрод, поз.3 – слой загрязнений, поз.4 – деталь, поз.5 – микровыступы, поз.6 – каналы прохождения электрического тока, поз.7 – термически разрушенный слой загрязнений, поз.8 – защитный газ, поз.9 – вспомогательный газ, поз.10 – наконечник горелки.
Способ сварки в защитном газе с газодинамическим удалением слоя загрязнений из зоны сварки осуществляется следующим образом. В начальный период процесса сварки на электрод 2 в момент касания слоя загрязнений 3 подается импульс тока большой мощности с максимальными параметрами: сила тока 800-900 А, напряжение 60-80 В, длительность импульса tи=1,5 мс, необходимый для образования каналов прохождения электрического тока 6 (пробоя диэлектрика) между электродом 2 и деталью 4 через микровыступы 5. (фиг.1а). При тепловом пробое диэлектрика прохождение тока сопровождается выделением «джоулева тепла», вследствие чего слой загрязнений термически разрушается (фиг.1б). Для удаления термически разрушенного слоя загрязнений 7 в локальную зону контакта сварочного электрода 2 с поверхностью детали 4 через наконечник горелки 10, под высоким давлением (5 МПа), вводится поток вспомогательного газа 9, представляющий собой одновременно подаваемые ударные струи, которые посредством кинетической энергии газодинамического напора удаляют из зоны сварки продукты термически разрушенного слоя загрязнений (фиг.1в, 1г).
С началом стабильного процесса сварки (фиг.1д) сила тока и напряжения автоматически снижаются до рабочего режима, однако тепла, выделяемого сварочной дугой, и теплопроводности свариваемого металла достаточно для дальнейшего термического разрушения слоя загрязнений в зоне сварки. Удаление термически разрушенного слоя при этом происходит струями вспомогательного газа по схеме, описанной выше (фиг.1в, 1г), и дополнительно газодинамическим напором сварочной дуги.
Пример 1. Восстановление деталей с неподготовленными поверхностями проводили сваркой, с использованием многофункционального сварочного комплекса, обеспечивающего сварку деталей, изготовленных из чугуна, алюминиевых сплавов, конструкционных и легированных сталей, на режимах ММА, MIG/MAG, TIG. Импульсно-дуговой сваркой восстанавливали блоки цилиндров двигателя КамА3-740 (материал – чугун марки СЧ-21), имеющие трещины на боковых поверхностях. Заварку проводили без очистки свариваемых поверхностей от старой краски и слоя загрязнений. В качестве присадочного материала использовали проволоку Св-08Г2С диаметром 1,6 мм; скорость сварки 38 м/ч, защитный газ – СО2 (расход 8-9 л/мин), вспомогательный газ – CO2 (давление подачи в зону сварочной ванны 5 МПа), сила сварочного тока 80-100 А, напряжение дуги 18 В, сила тока в импульсе 600-700 А, длительность импульса 2,0 мс, частота импульсов 50 имп/с, угол наклона сварочной горелки 70-80°.
Пример 2. Проводили заварку трещин, пробоин, разрывов на кабинах, металлических кузовах, рамах автомобилей и корпусах гусеничных машин. Поверхности перечисленных деталей были покрыты слоем старой краски и твердыми частицами загрязнений (асфальтобитумные вещества), суммарная толщина слоя загрязнений составляла 0,5-0,7 мм. Заварку трещин осуществляли при следующих режимах: амплитуда тока импульса 750 А, сила тока в паузе 160 А, напряжение дуги 23 В, частота импульсов 100 имп/с, длительность импульса 2,5 мс, скорость сварки 19 м/ч. Сварочная проволока Св-08Г2С диаметром 1,2 мм, защитный газ – СО2 (давление подачи в зону сварочной ванны 5 МПа).
Таким образом, без трудоемкой предварительной операции – механической очистки свариваемых поверхностей от диэлектрического слоя – обеспечивается проведение процесса сварки.
ММА – ручная сварка покрытым электродом,
MIG – сварка в среде инертного газа электродной проволокой,
MAG – сварка в среде активного газа электродной проволокой,
TIG – дуговая сварка неплавящимся электродом в инертном газе.
Литература
1. Молодык Н.В., Зенкин А.С. Восстановление деталей машин. Справочник. – М.: Машиностроение, 1989.
2. Воловик Е.Л. Справочник по восстановлению деталей. – М.: Колос, 1981.
3. Описание изобретения к авторскому свидетельству SU 1421249 А1, Н05Н 1/00. «Способ очистки поверхности изделий», 30.10.1985, 5 л.
Формула изобретения
Способ сварки в защитном газе с газодинамическим удалением слоя загрязнений из зоны сварки, отличающийся тем, что одновременно с подачей импульса тока на электрод и защитного газа к зоне сварки в локальную зону контакта электрода с поверхностью детали через наконечник горелки направляют поток вспомогательного газа под давлением 5 МПа в виде ударных струй.
РИСУНКИ
|
|