Патент на изобретение №2161210

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2161210 (13) C1
(51) МПК 7
C22C38/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99111854/02, 01.06.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.06.1999

(45) Опубликовано: 27.12.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2100471 С1, 27.12.1997. SU 1242539 А1, 07.07.1986. SU 1239164 А1, 23.06.1986. SU 1435650 А1, 07.11.1988. SU 954482, 30.08.1982. SU 1244202 А1, 15.07.1997. EP 0770695 А1, 02.05.1997. JP 03020442 А, 29.01.1991.

Адрес для переписки:

654010, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пл. Побед 1, ОАО “КМК”, БРИЗ, директору по производству и техническим вопросам Катунину А.И.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Кузнецкий металлургический комбинат”

(72) Автор(ы):

Дементьев В.П.,
Козырев Н.А.,
Могильный В.В.,
Шишмарев А.А.,
Черняк С.С.,
Сычев П.Е.,
Войлошников В.Д.,
Поздеев В.Н.,
Тужилина Л.В.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Кузнецкий металлургический комбинат”

(54) РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к металлургии, в частности к рельсовой стали. Предложенная рельсовая сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас. %: углерод 0,65 – 0,85, марганец 0,6 – 1,2, кремний 0,25 – 0,45, алюминий 0,005 – 0,012, кальций 0,002 – 0,020, азот 0,006 – 0,015, ванадий 0,01 – 0,07, стронций 0,002 – 0,030, медь 0,05 – 0,80, барий 0,001 – 0,030, цирконий 0,005 – 0,020, железо остальное. Техническим результатом изобретения является повышение механических свойств и ударной вязкости рельсовой стали. 2 табл.


Изобретение откосится к черной металлургии, в частности к рельсовой стали, и предназначено для использования преимущественно в сталеплавильном производстве при выплавке стали для железнодорожных рельсов.

Известна выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь [патент N 2100471, C 22 C 38/14, заяв. 96112056/02 от 14.06.96, опубл. 27.12.97, бюл. N 36], содержащая, мас.%:
Углерод – 0,65-0,85
Марганец – 0,6-1,2
Кремний – 0,25-0,45
Алюминий – 0,005-0,012
Кальций – 0,002-0,02
Азот – 0,006-0,015
Ванадий – 0,01-0,07
Титан – 0,003-0,010
Стронций – 0,002-0,03
Железо – Остальное
Существенным недостатком данного прототипа является то, что титан, входящий в состав стали, образует в металле вредные, недопустимые по ГОСТ 24182-80 строчечные неметаллические включения титана значительной длины, которые, являясь центрами зарождения трещин, приводят к снижению эксплуатационных свойств рельсовой стали (падению механических свойств, ударной вязкости и износостойкости) и преждевременному выходу железнодорожных рельсов из эксплуатации.

Известна также рельсовая сталь [авт. св. N 1242539, C 22 C 38/14, заяв. 3871784/22-02 от 07.01.85, опубл. 07.07.86, бюл. N 25], содержащая, мас.%:
Углерод – 0,51-0,82
Кремний – 0,18-0,80
Марганец – 0,5-1,3
Ванадий – 0,01-0,05
Азот – 0,003-0,008
Титан – 0,005-0,06
Медь – 0,05-0,40
Бор – 0,0005-0,003
Железо – Остальное
При этом содержание бора составляет 0,003-0,012 от содержания меди. Однако в состав данной стали также введен титан, образующий строчечные включения и снижающий эксплуатационные показатели рельсовой стали. Сталь не содержит алюминия, который наряду с ванадием образует соединения нитридов, способствующих: измельчению зерна и значительному повышению ударной вязкости. Кроме того, содержание азота в заявленных пределах не обеспечивает получение требуемого количества нитридов ванадия, в связи с чем в сталь введен бор, измельчающий зерно. Однако при получении содержания бора ближе к верхнему заявленному пределу наблюдается рост зерна и связанное с этим снижение мехсвойств и ударной вязкости стали. В составе стали нет “сильных” раскислителей, снижение содержания кислорода осуществляется посредством повышенного содержания кремния, образующего хрупкие включения силикатов значительной “недопустимой” по ГОСТ 24182-80 длины, резко снижающих мехсвойства и износостойкость стали.

Желаемым техническим результатом изобретения является повышение механических свойств и ударной вязкости рельсовой стали. Для достижения этого рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, кальций, азот, ванадий, стронций и железо, дополнительно содержит медь, барий и цирконий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод – 0,65-0,85
Марганец – 0,6-1,2
Кремний – 0,25-0,45
Алюминий – 0,005-0,012
Кальций – 0,002-0,020
Азот – 0,006-0,015
Ванадий – 0,01-0,07
Стронций – 0,002-0,030
Медь – 0,05-0,80
Барий – 0,001-0,030
Цирконий – 0,005-0,020
Железо – Остальное
Медь, присаживаемая в заявленных пределах, способствует увеличению значений относительного удлинения и сужения. При превышении верхнего заявленного предела наблюдается понижение данных показателей, кроме того, значительно увеличивается стоимость стали.

Барий, цирконий в заявленных пределах совместно с кальцием и стронцием способствуют получению стали с благоприятными мелкими глобулярными включениями, равномерно распределенными по объему стали, что в свою очередь повышает механические свойства и ударную вязкость стали. Кроме того, данные раскислители обеспечивают, вследствие значительного снижения содержания кислорода в стали, гарантированное образование нитридов ванадия и алюминия, измельчающих зерно стали и повышающих мехсвойства и ударную вязкость. Превышение содержания в стали бария более 0,030%, циркония более 0,020%, стронция более 0,030%, кальция более 0,020% приводит к получению грубых неметаллических краевых загрязнений в головке и подошве рельса.

Для определения механических свойств и ударной вязкости стали было выплавлено 9 сталей с граничными, оптимальными и выходящими за заявляемые граничные значения.

Химический состав выплавленных сталей приведен в табл. 1. В табл. 2 приведены результаты механических испытаний полученных сталей. Предлагаемая сталь согласно данных, приведенных в табл. 2 испытаний, в сравнении с прототипом обладает следующими преимуществами: повышаются механические свойства и увеличивается ударная вязкость стали.

Формула изобретения


Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, кальций, азот, ванадий, стронций, железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит медь, барий и цирконий при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Углерод – 0,65 – 0,85
Марганец – 0,6 – 1,2
Кремний – 0,25 – 0,45
Алюминий – 0,005 – 0,012
Кальций – 0,002 – 0,020
Азот – 0,006 – 0,015
Ванадий – 0,01 – 0,07
Стронций – 0,002 – 0,030
Медь – 0,05 – 0,80
Барий – 0,001 – 0,030
Цирконий – 0,005 – 0,020
Железо – Остальноеа

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.06.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 34-2002

Извещение опубликовано: 10.12.2002


Categories: BD_2161000-2161999