Патент на изобретение №2332001

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2332001 (13) C1
(51) МПК

A01C23/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 19.10.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007107987/11, 05.03.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.03.2007

(46) Опубликовано: 27.08.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 4341168 А, 27.07.1982. SU 1625389 A1, 07.02.1991. SU 1101216 A, 07.07.1984. SU 382930 A, 13.09.1973. US 4116139 A, 26.09.1978. US 6117217 A, 12.09.2000. СМАЛЬ Ф.В, АРСЕНОВ Е.Е. Перспективные топлива для автомобилей, М., Транспорт, 1979, стр.113-118.

Адрес для переписки:

141600, Московская обл., г. Клин, пос. Майданово, 8б, Клинский филиал ГНУ ВИМ Россельхозакадемии

(72) Автор(ы):

Измайлов Андрей Юрьевич (RU),
Соболев Сергей Рудольфович (RU),
Мочкова Татьяна Васильевна (RU),
Марченко Леонид Анатольевич (RU),
Романов Геннадий Васильевич (RU),
Степанов Борис Емельянович (RU),
Козлов Игорь Борисович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства Россельхозакадемии (ГНУ ВИМ) (RU)

(54) ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ВНУТРИПОЧВЕННОГО ВНЕСЕНИЯ ЖИДКОГО АММИАКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для внутрипочвенного внесения жидкого аммиака. Тракторный агрегат включает трактор, полевую машину с рабочими органами, вентиляторную систему отсоса улетучиваемого газа из зоны рабочих органов. Вентиляторная система отсоса присоединена к воздушному фильтру трактора. Изобретение направлено на улучшение экологичности внесения тракторным агрегатом жидкого аммиака путем утилизации его потерь двигателем внутреннего сгорания трактора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для внутрипочвенного внесения жидкого аммиака.

Тракторный агрегат состоит из трактора и полевой машины, как правило прицепной или полуприцепной.

При внутрипочвенном внесении жидкого аммиака возможны его большие потери в результате улетучивания в атмосферу, особенно на легких почвах, где потери достигают 14%. Потери увеличиваются при неотрегулированной глубине заделки рабочих органов; при повышенной влажности почвы и переохлаждении рабочих органов, когда в результате намерзания на них почвы увеличивается борозда; при плохой агроподготовке поверхности поля; при механическом повреждении рабочих органов. Большие потери аммиака бывают при выглублении рабочих органов перед маневрированием на поворотных полосах, несмотря на наличие в трубопроводе перед рабочими органами специального отсечного клапана.

Известна машина для введения в почву веществ, стимулирующих рост растений, состоящая из шасси, резервуара с аммиаком, резервуара с водой и ряда рабочих органов (патент Нидерландов, №2028276, кл. А01С 23/00, 1970 г.). Данное устройство увеличивает влажность почвы и способствует более полному удержанию аммиака в почве и частичному исключению улетучивания его из почвы. Однако при работе такой машины в условиях пониженных температур происходит интенсивное намерзание почвы на переохлажденные рабочие органы, что приводит к снижению удержания аммиака почвой.

Известны отечественные машины АША-2, АБА-0,5М, агрегатируемые с тракторами. По опыту эксплуатации этих машин в агрегате с трактором известно, что даже при соблюдении всех технологических условий внесения жидкого аммиака все равно потери не бывают ниже 5% от дозы внесения.

Действие аммиака прежде всего сказывается на слизистых оболочках рта, носа, дыхательных путей людей и животных. Поэтому тракторист-оператор снабжается противогазом, которым он пользуется не только в аварийных случаях, но и в указанных случаях улетучивания аммиака при нахождении тракториста-оператора в ветреной стороне. Кондиционеры кабин тракторов не обеспечивают соответствующей защиты тракториста-оператора.

По этой же причине раздражающего воздействия аммиака на людей и животных, обработку полей ведут на безопасном расстоянии от населенных пунктов, жилых строений, ферм, проезжих дорог, выпасов.

В то же время известно применение аммиака в качестве как ракетного, так и автотракторного топлива. По отношению целесообразности и применения аммиака в качестве топлива в двигателях с искровым зажиганием исследователи относятся осторожно (В.А.Звонов. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973 г.). Результаты применения аммиака в качестве топлива в дизельных двигателях более оптимистичны (Ф.В.Смаль, Е.Е.Арсенов. Перспективные топлива для автомобилей. М.; Транспорт, 1979 г.; Труды ГИАП, Вып.51 “Магистральные аммиакопроводы”. М. 1979 г.), но везде указывается на незначительную токсичность продуктов сгорания аммиака в качестве топлива для автотракторных двигателей внутреннего сгорания, вопреки часто цитируемому в инструкциях по жидкому аммиаку пункту о его горении в смеси с продуктами нефтепереработки с выделением цианисто-водородной кислоты. Это правомочно при горении в нормальных условиях, а не в камерах сгорания двигателей.

Аналогом изобретения является приспособление для определения потерь к машинам, вносящим в почву легкоиспаряющие жидкости (а.с. СССР №382930, 1973 г.). Данное приспособление имеет недостаток в том, что тракторный агрегат должен быть оборудован сосудами для распыления и осаждения поглощающей жидкости.

Ориентировочно для полевой машины типа АБА-0,5 М производительностью за час сменного времени 2,0 га при средней дозе 100 кг/га, потерями за счет улетучивания в 1% такое приспособление должно быть оборудовано осадочной емкостью не менее 100 л. Это предполагается также из того, что осадочной жидкостью будет вода, которая при поглощении паров аммиака в простейших случаях образует 15…20% аммиачную воду. Аммиачная вода может применяться как азотное удобрение, но машинами другой конструкции. Кроме того, она легко отдает аммиак, поэтому после работы подлежит сливу и хранению в специальных емкостях до дальнейшего применения. В результате этого машины, оборудованные таким приспособлением, не обеспечивают полную утилизацию улетучиваемого аммиака за время полевых работ тракторного агрегата и требуют выполнения дополнительных работ другими машинами.

Целью настоящего изобретения является улучшение экологичности внесения тракторным агрегатом жидкого аммиака в почву путем утилизации его потерь двигателем внутреннего сгорания трактора.

Тракторный агрегат в составе машины АША-2 и трактора Т-150К по своей технической сущности представляет возможность по своей конструкции решить предложенную проблему. Поставленная цель достигается усовершенствованием указанного тракторного агрегата приспособлением, аналогичным указанному выше. Для этого он снабжается системой улавливания и относа улетучивающегося аммиака в зоне рабочих органов. Затем, очищенная от сора и пыли аммиачно-воздушная смесь подается к воздушному фильтру трактора, а оттуда – в камеры сгорания дизельного двигателя трактора. Этим достигается и экономия дизельного топлива. При оборудовании тракторов специальным устройством для снижения токсичности отработавших газов двигателя цель настоящего удобрения наиболее достигаема.

Предложенное техническое решение изображено на следующих чертежах, где:

на фиг.1 показан общий вид усовершенствованного тракторного агрегата;

на фиг.2 показана технологическая схема утилизации улетучиваемого в зоне рабочих органов аммиака;

на фиг.3 показан оборудованный рабочий орган;

на фиг.4 показана система подвода улетучиваемого аммиака к воздушному фильтру трактора.

Усовершенствованный тракторный агрегат состоит из трактора 1, полевой машины 2, оборудованной рабочими органами 3, которые снабжаются инъекционными трубками 4 для ввода жидкого аммиака в почву. На рабочем органе хомутом 5 крепится улавливающий кожух 6, который изготавливается из гофрированного эластичного материала. В верхней части кожуха крепится отводная трубка 7, к которой присоединяется отводной гибкий шланг 8. Отводные трубки от всех рабочих органов присоединяются к сборному коллектору 9. Далее гибкий шланг идет к циклону 10. Последний соединен шлангом со всасывающим вентилятором 11, который установлен на полевой машине. На тракторе на воздушном фильтре 12 крепится хомутом 13 подводящий сборник 14, в трубчатой части 15 которого находится заслонка 16. Гибкий шланг 17 соединяет вентилятор 11 с подводящим сборником 14.

Утилизация улетучиваемого в зоне рабочих органов аммиака происходит следующим образом.

Вентилятор 11 всасывает из-под кожухов 6 улетучивающийся газообразный аммиак вместе с воздухом. При этом в циклоне 10 происходит отделение крупных растительных остатков и пыли. Заслонка 16 перекрывается. Затем аммиак с воздухом нагнетается в подводящий сборник 14 и оттуда в фильтр работающего трактора. В тракторном двигателе внутреннего сгорания происходит сгорание аммиака совместно с дизельным топливом, соответственно снижая потребность в нем. При неработающем двигателе при действующей системе отсоса заслонку 16 открывают и аммиак выбрасывается через трубчатую часть 15 выше кабины трактора, что позволяет без противогаза осмотреть борозды, рабочие органы, произвести их очистку. При транспортировке тракторного агрегата своим ходом заслонка 16 устанавливается в открытом положении.

Формула изобретения

1. Тракторный агрегат для внутрипочвенного внесения жидкого аммиака, включающий трактор, полевую машину с рабочими органами, вентиляторную систему отсоса улетучиваемого газа из зоны рабочих органов, отличающийся тем, что, с целью улучшения экологичности внесения аммиака и использования улетучиваемого аммиака в качестве топлива, вентиляторная система отсоса присоединена к воздушному фильтру трактора.

2. Тракторный агрегат по п.1, отличающийся тем, что в систему отсоса улетучиваемого аммиака встроен циклон.

РИСУНКИ

Categories: BD_2332000-2332999