Патент на изобретение №2331839
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ РАКЕТЫ НА УЧАСТКЕ ВОЗРАСТАНИЯ СКОРОСТНОГО НАПОРА
(57) Реферат:
Изобретение относится к системам наведения ракет. Технический результат – уменьшение ближней границы зоны поражения и увеличение скорости полета в точке встречи на участке возрастания скоростного напора. При использовании метода пропорциональной навигации на участке возрастания скоростного напора управление можно начинать с определенного момента времени. Кроме того, имеет место потеря скорости к моменту встречи из-за неоптимального распределения управляющих ускорений. Сущность изобретения заключается в том, что используют переменный по времени навигационный коэффициент. Предлагаемый метод наведения по структуре близок к методу пропорциональной навигации, но в отличие от последнего, где навигационный коэффициент является постоянной величиной, в предложенном способе он оптимально изменяется в зависимости от известного поведения ракеты на траектории скоростного напора ракеты с целью максимизации ее скорости на момент встречи с целью.
Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике, в частности к системам наведения ракет, использующих метод пропорциональной навигации или его модификации. Известен способ наведения ракет, заключающийся в обнаружении головкой самонаведения сигнала цели, в измерении головкой самонаведения угловых рассогласований между направлением на цель и равносигнальным направлением антенны головки самонаведения в проекциях на две измерительные оси антенной системы координат и проекций угловой скорости вращения линии визирования, в определении времени до встречи В этом случае сигнал управления в проекциях на измерительные оси антенной системы координат ГСН формируется следующим образом:
где КH – навигационная постоянная;
(«Динамическое проектирование систем управления автоматических маневренных летательных аппаратов». / Е.А.Федосов, В.Т.Бобронников, М.Н.Красильщиков, В.И.Кухтенко и др./ Под ред. Е.А.Федосова. – М.: Машиностроение, 1997, с.308; 312-313). Этот способ взят в качестве прототипа. Недостатком данного способа является то, что на участке возрастания скоростного напора управление можно начинать только с определенного момента времени и имеет место потеря скорости к моменту встречи из-за неоптимального распределения управляющих ускорений, что приводит к увеличению ближней границы зоны поражения. Техническим результатом является уменьшение ближней границы зоны поражения и увеличение скорости полета в точке встречи на участке возрастания скоростного напора. Указанный результат достигается тем, что измеряют текущее время t, вычисляют время полета до точки встречи Tп=t+
формируют сигналы управления ракетой
Известно, что при отработке одного и того же ускорения, потери ракеты по скорости обратно пропорциональны текущему скоростному напору q(t). Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что используют переменный по времени (форсируемый) навигационный коэффициент K* H(t). Характер его изменения полностью определяется законом изменения скоростного напора q(t). На участке возрастания скоростного напора (в том числе в ближней части зоны поражения) зависимость q(t) можно заменить на следующую аналитическую аппроксимацию:
В этом случае на этом участке К* H(t) можно определить по следующей формуле:
где В соответствии с этой зависимостью K* H(t) принимает малые значения при малых скоростных напорах, а при максимальных значениях q* и перед встречей стремится к уровню, равному 3, что соответствует оптимальному значению для метода пропорциональной навигации. Предлагаемый способ наведения по структуре близкий к методу пропорциональной навигации, но в отличие от последнего, где навигационный коэффициент КH Головка самонаведения обнаруживает сигнал цели, измеряет угловые рассогласования между направлением на цель и равносигнальным направлением антенны в проекциях на две измерительные оси антенной системы координат и проекции угловой скорости вращения линии визирования, определяют время до встречи
формируют сигналы управления ракетой по методу пропорциональной навигации или его модификациям
Благодаря форсированию К* H(t): – управление можно начинать со старта и не нужно решать задачу определения времени начала управления; – ослабляется требование к устойчивости ракеты по каналу крена при малых скоростных напорах; – в силу оптимального перераспределения необходимых ускорений происходит увеличение скорости ракеты к моменту встречи. По результатам моделирования типовой управляемой ракеты ближнюю зону можно уменьшить в 1,5 раза.
Формула изобретения
Способ наведения ракеты на участке возрастания скоростного напора, включающий обнаружение головкой самонаведения сигнала цели, измерение головкой самонаведения угловых рассогласований между направлением на цель и равносигнальным направлением антенны головки самонаведения в проекциях на две измерительные оси антенной системы координат и проекций угловой скорости вращения линии визирования, определение времени
и формируют сигналы управления ракетой в соответствии с математическими выражениями
|
||||||||||||||||||||||||||

, в определении оценок проекций промаха ракеты на измерительные оси антенной системы координат головки самонаведения
и
, в формировании сигналов управления ракетой
YA и
– оценка проекций промаха на измерительные оси антенной системы координат.
, определяют навигационный коэффициент, зависящий от нормированного времени 





– нормированное время.
const, в данном способе он оптимально изменяется (форсируется) в зависимости от известного профиля поведения на траектории скоростного напора ракеты с целью максимизации ее скорости на момент встречи. В ближней зоне на фоне быстрого роста скоростного напора K* H(t) постоянно меньше 3 и иногда (при малых значениях q*) достаточно близок к 0.
,

и
, формирование сигналов управления ракетой
, вычисляют навигационный коэффициент, зависящий от нормированного времени
, по математическому выражению

.