Патент на изобретение №2331839

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2331839 (13) C1
(51) МПК

F42B15/01 (2006.01)
F41G7/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 19.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006143483/02, 07.12.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.12.2006

(46) Опубликовано: 20.08.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ФЕДОСОВ Е.А., БОБРОННИКОВ В.Т. и др. Динамическое проектирование систем управления автоматических маневренных летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1997, с.308, 312-313. RU 2260162 C1, 10.09.2005. RU 2183006 С2, 27.05.2002. RU 2210716 C1, 20.08.2003. FR 2540616 A1, 10.08.1984. US 3693909 A, 26.09.1972.

Адрес для переписки:

141700, Московская обл., г. Долгопрудный, пл. Собина, 1, ОАО “ДНПП”, генеральному директору Г.П. Ежову

(72) Автор(ы):

Акимов Владимир Николаевич (RU),
Атасов Владимир Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Долгопрудненское научно-производственное предприятие” (RU)

(54) СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ РАКЕТЫ НА УЧАСТКЕ ВОЗРАСТАНИЯ СКОРОСТНОГО НАПОРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к системам наведения ракет. Технический результат – уменьшение ближней границы зоны поражения и увеличение скорости полета в точке встречи на участке возрастания скоростного напора. При использовании метода пропорциональной навигации на участке возрастания скоростного напора управление можно начинать с определенного момента времени. Кроме того, имеет место потеря скорости к моменту встречи из-за неоптимального распределения управляющих ускорений. Сущность изобретения заключается в том, что используют переменный по времени навигационный коэффициент. Предлагаемый метод наведения по структуре близок к методу пропорциональной навигации, но в отличие от последнего, где навигационный коэффициент является постоянной величиной, в предложенном способе он оптимально изменяется в зависимости от известного поведения ракеты на траектории скоростного напора ракеты с целью максимизации ее скорости на момент встречи с целью.

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике, в частности к системам наведения ракет, использующих метод пропорциональной навигации или его модификации.

Известен способ наведения ракет, заключающийся в обнаружении головкой самонаведения сигнала цели, в измерении головкой самонаведения угловых рассогласований между направлением на цель и равносигнальным направлением антенны головки самонаведения в проекциях на две измерительные оси антенной системы координат и проекций угловой скорости вращения линии визирования, в определении времени до встречи , в определении оценок проекций промаха ракеты на измерительные оси антенной системы координат головки самонаведения и , в формировании сигналов управления ракетой YA и ZA по методу пропорциональной навигации или его модификациям с навигационным коэффициентом КH.

В этом случае сигнал управления в проекциях на измерительные оси антенной системы координат ГСН формируется следующим образом:

где КH – навигационная постоянная;

– время, оставшееся до встречи;

– оценка проекций промаха на измерительные оси антенной системы координат.

(«Динамическое проектирование систем управления автоматических маневренных летательных аппаратов». / Е.А.Федосов, В.Т.Бобронников, М.Н.Красильщиков, В.И.Кухтенко и др./ Под ред. Е.А.Федосова. – М.: Машиностроение, 1997, с.308; 312-313). Этот способ взят в качестве прототипа.

Недостатком данного способа является то, что на участке возрастания скоростного напора управление можно начинать только с определенного момента времени и имеет место потеря скорости к моменту встречи из-за неоптимального распределения управляющих ускорений, что приводит к увеличению ближней границы зоны поражения.

Техническим результатом является уменьшение ближней границы зоны поражения и увеличение скорости полета в точке встречи на участке возрастания скоростного напора.

Указанный результат достигается тем, что измеряют текущее время t, вычисляют время полета до точки встречи Tп=t+, нормированное время , определяют навигационный коэффициент, зависящий от нормированного времени

формируют сигналы управления ракетой

Известно, что при отработке одного и того же ускорения, потери ракеты по скорости обратно пропорциональны текущему скоростному напору q(t).

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что используют переменный по времени (форсируемый) навигационный коэффициент K* H(t). Характер его изменения полностью определяется законом изменения скоростного напора q(t).

На участке возрастания скоростного напора (в том числе в ближней части зоны поражения) зависимость q(t) можно заменить на следующую аналитическую аппроксимацию:

В этом случае на этом участке К* H(t) можно определить по следующей формуле:

где – нормированное время.

В соответствии с этой зависимостью K* H(t) принимает малые значения при малых скоростных напорах, а при максимальных значениях q* и перед встречей стремится к уровню, равному 3, что соответствует оптимальному значению для метода пропорциональной навигации.

Предлагаемый способ наведения по структуре близкий к методу пропорциональной навигации, но в отличие от последнего, где навигационный коэффициент КHconst, в данном способе он оптимально изменяется (форсируется) в зависимости от известного профиля поведения на траектории скоростного напора ракеты с целью максимизации ее скорости на момент встречи. В ближней зоне на фоне быстрого роста скоростного напора K* H(t) постоянно меньше 3 и иногда (при малых значениях q*) достаточно близок к 0.

Головка самонаведения обнаруживает сигнал цели, измеряет угловые рассогласования между направлением на цель и равносигнальным направлением антенны в проекциях на две измерительные оси антенной системы координат и проекции угловой скорости вращения линии визирования, определяют время до встречи , определяют оценки проекций промаха ракеты на измерительные оси антенной системы координат головки самонаведения и , измеряют текущее время полета t, вычисляют время полета до точки встречи Tп=t+, нормированное время , определяют навигационный коэффициент, зависящий от нормированного времени ,

формируют сигналы управления ракетой по методу пропорциональной навигации или его модификациям

Благодаря форсированию К* H(t):

– управление можно начинать со старта и не нужно решать задачу определения времени начала управления;

– ослабляется требование к устойчивости ракеты по каналу крена при малых скоростных напорах;

– в силу оптимального перераспределения необходимых ускорений происходит увеличение скорости ракеты к моменту встречи.

По результатам моделирования типовой управляемой ракеты ближнюю зону можно уменьшить в 1,5 раза.

Формула изобретения

Способ наведения ракеты на участке возрастания скоростного напора, включающий обнаружение головкой самонаведения сигнала цели, измерение головкой самонаведения угловых рассогласований между направлением на цель и равносигнальным направлением антенны головки самонаведения в проекциях на две измерительные оси антенной системы координат и проекций угловой скорости вращения линии визирования, определение времени до встречи ракеты с целью, определение оценок проекций промаха ракеты на измерительные оси антенной системы координат головки самонаведения и , формирование сигналов управления ракетой YA и ZA по методу пропорциональной навигации или его модификациям с использованием навигационного коэффициента, отличающийся тем, что измеряют текущее время полета t, вычисляют время полета TП=t+ до точки встречи ракеты с целью и нормированное время , вычисляют навигационный коэффициент, зависящий от нормированного времени , по математическому выражению

и формируют сигналы управления ракетой в соответствии с математическими выражениями

.

Categories: BD_2331000-2331999