Патент на изобретение №2331003

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2331003 (13) C1
(51) МПК

F16H48/22 (2006.01)
F16D41/07 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 19.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006145810/11, 25.12.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

25.12.2006

(46) Опубликовано: 10.08.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2089409 С1, 10.09.1997. RU 2229630 С2, 27.05.2004. SU 1194718 С1, 30.11.1985. US 6017287 А, 25.01.2000.

Адрес для переписки:

141400, Московская обл., г. Химки, ул. Победы, 6/20, кв.119, А.А. Шамину

(72) Автор(ы):

Шамин Андрей Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Шамин Андрей Александрович (RU)

(54) САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ АВТОМОБИЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах. Механизм содержит две полуоси, дифференциальную передачу, включающую водило, сателлиты, закрепленные на полуосях пару центральных колес и две обгонные муфты двухстороннего действия. В каждой из двух обгонных муфт ведомая полумуфта выполнена с жестко смонтированным на водиле с эксцентричной полуоси цилиндрической поверхностью стаканом. Ведущая полумуфта каждой из двух обгонных муфт жестко закреплена на полуоси с посаженным на нее с возможностью вращения и подпружиненным в тангенциальном направлении относительно полуоси инерционным диском. На инерционном диске жестко закреплены контактирующие со стаканом заклинивающиеся тела. Это позволяет повысить эксплуатационные характеристики автомобиля. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах.

Известен дифференциал транспортного средства, содержащий дифференциальную передачу от двигателя к полуосям ведущих колес, в которой блокировка дифференциала осуществляется моментом от сил трения, возникающим между колесами дифференциала и водилом [1]. Недостатком известного устройства является неполная блокировка, а также снижается КПД трансмиссии, из-за наличия трения.

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату самоблокирующийся дифференциал колесного транспортного средства [2]. Он содержит две полуоси, дифференциальную передачу, включающую водило, сателлиты, закрепленные на полуосях пару центральных колес и две обгонные муфты двухстороннего действия, в каждой из которых ведомая полумуфта выполнена с жестко смонтированным на водиле стаканом с сосной полуоси цилиндрической поверхностью, а ведущая полумуфта жестко закреплена на полуоси с посаженной на нее с возможностью вращения инерционным диском, фрикционно связанным с полуосью, при этом на инерционном диске подвижно в тангенциальном направлении установлены контактирующие со стаканом подпружиненные относительно инерционного диска заклинивающиеся тела.

Признаки известного устройства (прототипа), совпадающие с заявляемым, следующие. Оно содержит две полуоси, дифференциальную передачу, включающую водило, сателлиты, закрепленные на полуосях пару центральных колес и две обгонные муфты двухстороннего действия, в каждой из которых ведомая полумуфта выполнена с жестко смонтированным на водиле стаканом, а ведущая полумуфта жестко закреплена на полуоси с посаженной на нее с возможностью вращения инерционным диском, при этом на инерционном диске установлены контактирующие со стаканом заклинивающиеся тела.

В прототипе из-за наличия фрикционной связи между полумуфтами саморазблокирование дифференциала невозможно, т.к. для этого необходим автоматический возврат полумуфт в первоначальное положение, которому препятствует момент трения между полумуфтами. Кроме этого при езде по неровностям дороги ввиду наличия ударов и толчков на ведущий мост автомобиля возможно самопроизвольная блокировка дифференциала, т.к. заклинивающие тела имеют возможность перемещения в тангенциальном направлении под действием сил инерции.

Цель предлагаемого изобретения – повышение эксплутационных характеристик автомобиля.

Предлагаемый самоблокирующийся дифференциал автомобиля имеет следующие существенные признаки. Он содержит две полуоси, дифференциальную передачу, включающую водило, сателлиты, закрепленные на полуосях пару центральных колес и две обгонные муфты двухстороннего действия, в каждой из которых ведомая полумуфта выполнена с жестко смонтированным на водиле с эксцентричной полуоси цилиндрической поверхностью стаканом, а ведущая полумуфта жестко закреплена на полуоси с посаженной на нее с возможностью вращения и подпружиненным в тангенциальном направлении относительно полуоси инерционным диском, при этом на инерционном диске жестко закреплены контактирующие со стаканом заклинивающиеся тела.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. У предлагаемого устройства в тангенциальном направлении инерционный диск относительно полуоси подпружинен, заклинивающиеся элементы жестко закреплены на инерционном диске, а цилиндрическая поверхность стакана эксцентрична полуоси.

Конструкция самоблокирующегося дифференциала автомобиля дана на фиг.1-3.

Предлагаемая конструкция (фиг.1-3) содержит две полуоси 1, связанные с ведущими колесами автомобиля (не показаны), дифференциальную передачу, включающую кинематически связанное с двигателем (не показан) водило 2, сателлиты 3, закрепленные на полуосях пару центральных колес 4 и две обгонные муфты двустороннего действия. Каждая муфта состоит из ведомой полумуфты с жестко смонтированным на водиле цилиндрическим стаканом 5 с эксцентричной полуоси цилиндрической поверхностью 6, е – эксцентриситет. На полуось посажен с возможностью вращения инерционный диск 7, подпружиненный в тангенциальном направлении двумя пружинами 8. На инерционном диске жестко закреплены контактирующие с внутренней цилиндрической поверхностью стакана заклинивающиеся тела 9, – угол заклинивания, 10 – регулировочный винт пружины 8а.

Дифференциал работает следующим образом. При неподвижной полуоси 1 или при равномерном ее вращении инерционный диск 7 занимает среднее положение под действием пружин 8 (фиг.2), при котором между заклинивающимися телами 9 и цилиндрической поверхностью стакана имеются зазоры 1 и 2. При возникновении углового ускорения ведущего колеса, посаженного на полуось 1, инерционный диск 7, преодолевая усилия пружин 8, поворачивается относительно полуоси под действием сил инерции МИН. При этом зазор 1 или 2, в зависимости от направления ускорения, выбирается, заклинивающееся тело 9а контактирует с поверхностью 6 цилиндрического стакана 5 в точке К (фиг.3). При этом возможны два варианта:

а) если полуось опережает водило, то происходит сцепление полумуфт заклинивающимся телом и дифференциал блокируется;

б) если полуось отстает от водила, то блокирование дифференциала не происходит.

Для автомобиля или трактора с дизельным двигателем, снабженным топливным насосом высокого давления (ТНВД), имеем следующие параметры.

Параметры дизельного двигателя:

н – номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя;

р – степень неравномерности регулятора ТНВД (р0,03…0,07);

– коэффициент загрузки двигателя по моменту (0,80);

МН – момент на валу двигателя при номинальной частоте вращения;

I – приведенный к коленчатому валу двигателя момент инерции системы: двигатель – трансмиссия – колесо:

,

где Iд – момент инерции двигателя;

IТР – приведенный к валу двигателя момент инерции трансмиссии;

IК – момент инерции проскальзывающего колеса относительно оси колеса.

Параметры самоблокирующегося дифференциала:

f – коэффициент трения скольжения,

П – суммарная тангенциальная сила, действующая на инерционный диск от пружин,

– угол поворота диска, при котором происходит блокировка дифференциала,

Io – момент инерции инерционного диска относительно его оси вращения,

R – внутренний радиус инерционного диска;

Rп – радиус приложения усилия пружины.

Эксплуатационные параметры:

– коэффициент, характеризующий интенсивность снижения сцепных свойств почвы (2,74);

сц – коэффициент относительного снижения сцепления: , где n и х – коэффициенты сцепления колес соответственно в плохих и хороших условиях (сц0,20…0,50);

– коэффициент распределения веса автомобиля на ведущую ось,

G – вес автомобиля,

RK – радиус качения ведущих колес,

iд – передаточное отношение дифференциала; в данном случае при проскальзывании одного из колес ;

i – передаточное отношение трансмиссии автомобиля;

– КПД трансмиссии.

Для выбора жесткости пружины gп необходимо определить частоту собственных колебаний р инерционного диска. Вышеперечисленные параметры связаны с параметром р следующими соотношениями:

p=u+,

где , ,

D=q2+3>0,

,

,

, ,

.

Жесткость пружины

.

Разблокирование дифференциала происходит автоматически при заданной разнице моментов сцепления ведущих колес с дорогой, при этом усилие от пружин преодолевает касательные силы трения на поверхностях заклинивающих тел. Для обеспечения самовыключения блокировки дифференциала при заданной разнице моментов сцепления ведущих колес, зависящей от сц, угол заклинивания муфты

,

где .

В процессе движения автомобиля ускорение полуосей возникает при трогании-разгоне, проскальзывании ведущих колес, маневрировании и торможении, при этом параметры самоблокирующегося дифференциала следует выбирать из условия блокировки дифференциала при проскальзывании ведущих колес. Это достигается подбором пружин при заданном значении момента инерции Iо инерционного диска, а регулировочный винт 10 используется для установки оптимального соотношения зазоров 1 и 2.

Данное устройство можно использовать в различных устройствах как автоматическую муфту для сцепления или рассоединения двух валов при предельных угловых ускорениях.

Источники информации

1. Крайнев А.Ф. Механика машин. Фундаментальный справочник. – 2-е изд. М.: Машиностроение, 2001 (стр.175, рис. в).

2. Пат. РФ №2089409, В60К 17/16 (26.10.94).

Формула изобретения

Самоблокирующийся дифференциал автомобиля, содержащий две полуоси, дифференциальную передачу, включающую водило, сателлиты, закрепленные на полуосях пару центральных колес и две обгонные муфты двухстороннего действия, в каждой из которых ведомая полумуфта выполнена с жестко смонтированным на водиле стаканом, а ведущая полумуфта жестко закреплена на полуоси с посаженным на нее с возможностью вращения инерционным диском, при этом на инерционном диске установлены контактирующие со стаканом заклинивающиеся тела, отличающийся тем, что в тангенциальном направлении инерционный диск относительно полуоси подпружинен, заклинивающиеся элементы жестко закреплены на инерционном диске, а цилиндрическая поверхность стакана эксцентрична полуоси.

РИСУНКИ

Categories: BD_2331000-2331999