Патент на изобретение №2330211

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2330211 (13) C1
(51) МПК

F16N7/26 (2006.01)
F16N7/28 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 19.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007101553/06, 17.01.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.01.2007

(46) Опубликовано: 27.07.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1605080 A1, 07.11.1990. SU 495499 A, 15.12.1975. SU 679754 A, 15.08.1979. US 6063001 A, 16.05.2000. FR 2751726 A1, 30.01.1998.

Адрес для переписки:

140402, Московская обл., г. Коломна, ул. Октябрьской революции, 410, ФГУП ВНИКТИ МПС России

(72) Автор(ы):

Михайлов Геннадий Иванович (RU),
Мещерин Юрий Васильевич (RU),
Перов Сергей Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава Министерства путей сообщения Российской Федерации (ФГУП ВНИКТИ МПС России) (RU)

(54) СИСТЕМА СМАЗКИ РЕДУКТОРА

(57) Реферат:

Система предназначена для смазки подшипников и зубчатых колес многоступенчатых редукторов. Система состоит из находящихся в зацеплении зубчатых колес, установленных в корпусе на валах и подшипниках, содержит масляную ванну, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо, перегородки и желоба, установленные на верхней части корпуса. Перегородки установлены непосредственно над зонами зацепления зубчатых колес. Желоба расположены под перегородками и через лотки связаны с питательными каналами, выполненными в верхней части корпуса и направленными к подшипникам валов. Под всеми зубчатыми колесами установлены масляные ванны, которые выполненными в нижней части корпуса дренажными каналами связаны с подшипниками валов. Во внутренней полости, по меньшей мере, одного из зубчатых колес может быть размещен маслоотборник, выполненный в форме изогнутой трубки или экрана, при этом он установлен на верхней части корпуса и связан питательным каналом с ближайшим подшипником вала. Техническим результатом изобретения является создание компактной и надежной системы смазки многоступенчатого редуктора с направленной подачей масла к местам смазки подшипников и зубчатых колес. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и касается систем смазки подшипников и зубчатых колес многоступенчатых редукторов.

Известно устройство для подачи смазки в редукторе, выполненное в виде масляного резервуара, нижняя часть корпуса которого заполнена маслом, с расположенным в нем и погруженным в масло маслоподающим диском, установленным на собственном подшипнике и электромагнитно связанным с расположенными на вращающемся валу привода магнитами, а в корпусе масляного резервуара закреплен магнит, создающий тормозящий момент на диске [1].

Недостатком указанного устройства является сложность конструкции и незначительное количество масла, подаваемого в места смазки.

Известна система смазки, взятая за прототип, примененная в тяговом редукторе, содержащем корпус с масляной ванной, зубчатое колесо и шестерню, на валах которых установлены подшипники и уплотнения, основную и дополнительную перегородки между масляной ванной и зацеплением колеса и шестерни, и желобом, установленным в верхней части корпуса над шестерней со стороны уплотнения вала шестерни с уклоном в его сторону, причем основная перегородка установлена непосредственно у зацепления со стороны уплотнения вала шестерни, и ее ширина выполнена меньше ширины корпуса, а дополнительная перегородка размещена на конце основной перегородки тангенциально к зубчатому колесу [2].

Недостатком указанной системы смазки является то, что масло, улавливаемое желобами, не попадает в подшипники и в зону зацепления зубчатых колес редуктора, особенно при вращении зубчатого колеса, погруженного в масло, по часовой стрелке, т.к. выдавливаясь в зоне зацепления, масло разбрызгивается на стенки и не попадает в желоба. Данная система смазки тем более не пригодна для многоступенчатого редуктора, так как в зоны зацеплений зубчатых колес и подшипники второй и последующих ступеней в начальный момент смазка не поступает, а в ходе работы редуктора будет поступать лишь незначительное количество масла.

Техническим результатом изобретения является создание компактной и надежной системы смазки многоступенчатого редуктора с направленной подачей масла к местам смазки подшипников и зубчатых колес.

Указанный технический результат достигается тем, что в системе смазки редуктора, состоящего из находящихся в зацеплении зубчатых колес, установленных в корпусе на валах и подшипниках, содержащей масляную ванну, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо, перегородки и желоба, установленные на верхней части корпуса, перегородки установлены непосредственно над зонами зацепления зубчатых колес, желоба расположены под перегородками и через лотки связаны с питательными каналами, выполненными в верхней части корпуса и направленными к подшипникам валов, под всеми зубчатыми колесами установлены масляные ванны, которые выполненными в нижней части корпуса дренажными каналами связаны с подшипниками валов, а во внутренней полости, по меньшей мере, одного из зубчатых колес может быть размещен маслоотборник, выполненный в форме изогнутой трубки или экрана, при этом он установлен на верхней части корпуса и связан питательным каналом с ближайшим подшипником вала.

Система смазки поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид системы смазки в продольном сечении двухступенчатого редуктора; на фиг.2 – разрез А-А, фиг.1; на фиг.3 – разрез Б-Б, фиг.1; на фиг.4 – разрез В-В, фиг.1.

Система смазки редуктора содержит (фиг.1) наполненную жидкой смазкой (маслом) 1 масляную ванну 2, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо 3, желоба 4, 5, лотки 6, 7, питательные каналы 8, 9, 10, выполненные в верхней части редуктора и направленные к подшипникам 11-16 валов 17, 18, 19, на которых установлены соответственно зубчатые колеса: ведомое 3, промежуточные 20, 21 и ведущее 22, установленные на верхней части корпуса 23 редуктора маслоотборник 24, перегородки 25, 26 (фиг.2-4). Масляная ванна 2 находится в нижней части корпуса 23, а желоба 4, 5 и перегородки 25, 26 установлены в верхней его части, а именно: перегородка 25 непосредственно над зоной зацепления зубчатых колес 3 и 20, а перегородка 26 – непосредственно над зоной зацепления зубчатых колес 21 и 22. При этом желоб 4 расположен под перегородкой 25, а желоб 5 – под перегородкой 26.

Маслоотборник 24, который может быть выполнен в форме изогнутой трубки или экрана, размещен (фиг.3) во внутренней полости 27 промежуточного зубчатого колеса 21, находящегося в зацеплении с ведущим зубчатым колесом 22, при этом маслоотборник 24 установлен на верхней части корпуса 23 и связан питательным каналом 9 с ближайшим подшипником 14 вала 18.

Желоб 4 через лотки 6 связан с питательными каналами 8 и 9, а желоб 5 через лотки 7 связан с питательными каналом 10, которые выполнены в верхней части корпуса 23 и направлены к подшипникам 11-16 валов 17-19. При этом слив 28 с одной стороны желоба 6 направлен (фиг.1, 2) на входное отверстие питательного канала 8, а слив 29 с другого конца лотка 6 направлен на входное отверстие питательного канала 9. Слив 30 лотка 7 направлен на входное отверстие питательного канала 10.

Система смазки содержит также дренажные каналы 31, 32, 33 (фиг.2, 3, 4), расположенные в нижней части корпуса 23. Питательные 8-10 и дренажные 31-33 каналы представляют собой специальные проточки в корпусе 23, выполненные вблизи мест размещения подшипников 11-16 валов 17-19.

Для создания благоприятных условий смазки всех зубчатых колес 3, 20, 21, 22 редуктора под ними установлены соответственно масляные ванны 2, 34, 35, 36, которые связаны с подшипниками 11-16 валов 17-19, выполненными в нижней части корпуса 23 дренажными каналами 31-33. В нижней части (картере) корпуса 23 предусмотрены также сливное отверстие 37 с резьбовой пробкой 38 и заливочная горловина 39, закрываемая пробкой – щупом 40.

Система смазки функционирует следующим образом.

Масло 1 заливают в нижнюю часть корпуса 23 редуктора через горловину 39, контролируя его уровень в масляной ванне 2 пробкой-щупом 40, которой после заправки закрывают горловину 39. При этом сливное отверстие 37 должно быть закрыто резьбовой пробкой 38.

Зубчатые колеса 3, 20, 21, 22 при работе редуктора смазываются в основном погружением (окунанием) их зубьев в масляные ванны 2, 34, 35, 36, а также переносом масла 1 с зубьев одного зубчатого колеса на зубья другого в процессе их зацепления. Кроме того, на зубьях также осаждается масло 1, отражающееся от стенок корпуса 23 вследствие разбрызгивания смазки при вращении зубчатых колес 3, 20-22.

Подшипники 11-16 смазываются маслом 1, которое разбрызгивается внутри корпуса 23 из масляных ванн 2, 34-36 при вращении зубчатых колес 3, 20-22 (фиг.1) и осаждается на перегородках 25, 26, желобах 4 и 5, и по лоткам 6, 7 и питательным каналам 8, 9, 10 стекает в подшипники 11-16 валов 17-19. Из подшипников 11-16 по дренажным каналам 31, 32, 33 масло 1 стекает в масляные ванны 2, 34, 35, 36. Избыток масла 1 в масляных ваннах поступает в нижнюю часть корпуса 23 редуктора.

Кроме того, маслоотборник 24, захватывая масло из внутренней полости промежуточного зубчатого колеса 21, по питательным каналам 9 подает его в ближайший подшипник 14 вала 18 (фиг.3).

Данная система смазки редуктора является комплексной. В ней используется несколько видов подачи смазки (окунание, разбрызгивание, локальная подача) путем ее полной циркуляции через все подшипники и зубчатые зацепления. Циркуляция осуществляется зачерпыванием и разбрызгиванием смазки из масляных ванн зубчатыми колесами и ее протеканием по желобам, лоткам и каналам, выполненным в корпусе редуктора. При этом подача смазки в рабочие зоны подшипников через питательные каналы сопровождается стеканием смазки в ванны через дренажные каналы. Баланс подачи и стока смазки регулируют диаметрами отверстий питательных и дренажных каналов. Система работает без применения специальных насосов, что делает ее простой и компактной.

Источники информации

1. SU, а.с. №495499, F16N 7/36, опубл. 1975 г.

2. SU, а.с. №1605080 А1, F16N 7/26, опубл. 1990 г.

Формула изобретения

1. Система смазки редуктора, состоящего из находящихся в зацеплении зубчатых колес, установленных в корпусе на валах и подшипниках, содержащая масляную ванну, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо, перегородки и желоба, установленные на верхней части корпуса, отличающаяся тем, что перегородки установлены непосредственно над зонами зацепления зубчатых колес, желоба расположены под перегородками и через лотки связаны с питательными каналами, выполненными в верхней части корпуса и направленными к подшипникам валов, под всеми зубчатыми колесами установлены масляные ванны, которые выполненными в нижней части корпуса дренажными каналами связаны с подшипниками валов.

2. Система смазки редуктора по п.1, отличающаяся тем, что во внутренней полости, по меньшей мере, одного из зубчатых колес может быть размещен маслоотборник, выполненный в форме изогнутой трубки или экрана, при этом он установлен на верхней части корпуса и связан питательным каналом с ближайшим подшипником вала.

РИСУНКИ


PC4A – Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава Министерства путей сообщения Российской Федерации (ФГУП ВНИКТИ МПС России)

(73) Патентообладатель:

Открытое акционерное общество “Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава” (ОАО “ВНИКТИ”)

Договор № РД0045640 зарегистрирован 16.01.2009

Извещение опубликовано: 27.02.2009 БИ: 06/2009


Categories: BD_2330000-2330999