Патент на изобретение №2160977
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА ЗАРЯДОВ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
(57) Реферат: Изобретение относится к средним для отвода на землю зарядов статического электричества с подвижных объектов, например, транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) при их сливе – наливе. Технический результат заключается в надежности работы и простоте эксплуатации. Устройство содержит размещенные в колпаке втулки, между которыми установлены контактные элементы с зигами, входящими в центральный канал. Втулка имеет входное отверстие, у которого установлена антистатическая прокладка в виде шайбы со щелевым отверстием под ключ с наклонной нарезкой. С другой стороны втулок установлены направляющие, в которых установлен экран в виде двух планок из материала, замыкающего магнитные силовые линии, выполненных с наклонной нарезкой ответной нарезке ключа и на которых смонтирован магнит и геркон, включенный в цепь управления. 2 ил. Изобретение относится к технике защиты от вредных проявлений статического электричества и может быть использовано для отвода на землю зарядов статического электричества с подвижных объектов, например транспортных средств, перевозящих легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в местах слива – налива ЛВЖ, где имеется опасность образования взрывной смеси воздуха с горючими парами и газами, т.е. в нефтяной промышленности, при нефтепродуктообеспечении, авиации и др. отраслях промышленности и народного хозяйства. Известно соединительное устройство для отвода зарядов статического электричества с транспортных емкостей при непрерывном контроле исправности линии связи транспортной емкости с заземляющим устройством и выполненное в виде клещевого зажима и схемы контроля, позволяющее контролировать, как саму цепь заземления, так и состояние самого заземления. Недостатком этого устройства является взрывоопасность, обусловленная клещевым зажимом, сложность, неремонтопригодность этой электрической схемы. Известно устройство для отвода зарядов статического электричества при заземлении оборудования, в частности транспортного средства при сливо-наливных операциях с ЛВЖ, содержащее корпус с размещенными в нем контактными элементами с приспособлениями для их замыкания, снабженными средством для присоединения соответственно к заземляющему оборудованию и контуру заземления. Данное устройство является наиболее близким к заявленному, однако обладает следующими недостатками: вследствие данной кинематики конструкции в условиях загрязненной и агрессивной среды и контакта заземления в одной точке имеет место вытекающая отсюда ненадежность в работе, а кроме того, устройство требует наличия искробезопасности цепи, что усложняет и также снижает надежность работы. Целью настоящего предлагаемого изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции. Для достижения цели в известном устройстве, содержащем корпус с размещенными в нем контактными элементами с приспособлением для замыкания, снабженными средством для присоединения к заземляемому объекту и заземляющему устройству, использован заземляющий проводник, состоящий из ключа цилиндрической формы, выполненный на конце с наклонной нарезкой, и контактные элементы, которые состоят из по меньшей мере двух пружинных пластин, выполненных с зигами и размещенных между закрепленных в корпусе эластичных втулок, внутренняя из которых выполнена с осевым каналом, в поле которого расположены зиги. У входного отверстия канала между втулками установлена антистатическая прокладка в виде шайбы с щелевым центральным отверстием, а с другой стороны канала смонтированы направляющие, в которых установлен экран в виде двух планок из материала, замыкающего магнитные силовые линии, выполненных с наклонной нарезкой, ответной наклонной нарезке ключа, при этом на направляющих с наружной стороны установлены разделенные экраном магнит и геркон, включенный в цепь управления поста по обработке (слив – налив) заземляемого объекта. Указанное выполнение устройства позволяет надежно и просто подключить заземляемый объект к заземляющему устройству при одновременном автоматическом “разрешении” на проведение работ с ЛВЖ, исключает поломки при случайном аварийном отъезде автоцистерн с поста налива. На чертежах представлена конструкция предлагаемого устройства, где на фиг. 1 показан общий вид устройства в разрезе, сбоку; на фиг.2 – заземляющий проводник, как принадлежность заземляемого объекта. Устройство содержит основание 1, на котором установлен колпак 2, цилиндрическая втулка 3, имеющая торцевое входное отверстие 4. Во втулке размещена антистатическая прокладка 5 в виде шайбы с щелевым отверстием 6 соосным отверстию 4, а также контактные элементы 7 из бериллиевой бронзы, выполненные с “зигами” 8, вершины которых выступают в поле центрального канала 9, соосного отверстию 4 и выполненного во втулке 10 из эластичного материала, фиксирующей контактные элементы 7 во втулке 3. На основании 1 посредством электропроводных кронштейнов 11 установлены направляющие 12, на одной из которых закреплена одним свои концом втулка 3, фиксирующая концы контактных элементов 7. В направляющих установлен экран 13, выполненный из материала, замыкающего магнитные силовые линии, в виде двух планок с наклонной нарезкой и подпружиненный посредством пружины 14 относительно направляющих 12, на одной из направляющих 12 с наружной стороны установлен магнит 15, а на другой также снаружи взрывозащищенный геркон 16, связанный линией связи 17 с постом налива ЛВЖ (не показан). Контактные элементы 7 электрической связью 18 связаны с основанием 1. На фиг. 2 показан заземляющий проводник, состоящий из ключа 19 цилиндрической формы, выполненного на конце с наклонной нарезкой, ответной нарезке экрана 13. Ключ 19 соединен с наконечником 20 посредством троса 21 длиной не менее 3-х метров и связан с заземляемым объектом, автоцистерной (не показана), обрабатываемой на посту налива. Заземляющий проводник предназначен для оборудования автоцистерн и др. объектов и является собственностью их владельца. Соединительное устройство подсоединено к заземляющему устройству через клемму 22. Устройство работает следующим образом. При проведении слива – наливных операций с ЛВЖ, например, при сливе автоцистерны водитель вставляет ключ 19 в отверстие 4, который контактирует с антистатической прокладкой 5, сопротивление между ключом 19 и контактными элементами 7 через антистатическую прокладку 5 составляет 1012 Ом. При таком сопротивлении происходит переток заряда с автоцистерны, но искрового разряда, способного поджечь взрывоопасную смесь в окружающем пространстве, не происходит. В следующий момент ключ 19 входит в непосредственный контакт с зигами 8, опасного искрения также не происходит, т.к. к этому моменту потенциал автоцистерны практически сравняется с потенциалом земли. Дополнительной мерой безопасности является то, что непосредственный контакт ключа 19 с зигами 8 контактных элементов 7 происходит внутри полости. При взаимодействии нарезки ключа 19 с нарезкой экрана 13, последний, преодолевая сопротивление пружины 14, поднимается в направляющих 12, снимая замыкающее действие магнитного поля, и геркон 16 под действием магнита 15 замыкается и дает сигнал в цепь датчика налива на включение насоса, либо в цепь электромагнита, отсекающего клапана, т.е. дается разрешение на проведение сливо-наливных операций и на световую сигнализацию. Сила трения, возникающая в паре ключ 19 – антистатическая прокладка 5, фиксирует ключ 19 от случайного выхода из взаимодействия с контактными элементами 7. По окончании налива, водитель вынимает ключ 19 и вставляет его в предусмотренное на автоцистерне гнездо для хранения. Устройство устанавливается на посту налива отверстием по ходу движения автоцистерны с целью предотвращения повреждений при внезапном отъезде автоцистерны. Устройство надежно в работе, простыми средствами обеспечивает взрывобезопасность работы с ЛВЖ, конструкция проста в эксплуатации, ремонтопригодна. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.01.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 34-2002
Извещение опубликовано: 10.12.2002
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Номер и год публикации бюллетеня: 9-2004
Извещение опубликовано: 27.03.2004
|
||||||||||||||||||||||||||