Патент на изобретение №2160858
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
(57) Реферат: Изобретение относится к области машиностроения. Эвольвентная зубчатая передача содержит шестерню и колесо со смещенным исходным контуром, вызванным профильной интерференцией. Диаметр нижней точки эвольвентного профиля зуба шестерни выполнен равным диаметру основной окружности шестерни за счет выбора коэффициента смещения исходного контура по зависимости: x1= db1-(d1-2h*a ![]() Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и оборудования, например, в качестве открытых зубчатых передач подъемных кранов и экскаваторов, для которых характерен абразивный износ. Широко известна эвольвентная зубчатая передача (см. “Зубчатые передачи. Справочник”. под редакцией Е.Г. Гинзбурга, Л., 1980 г.) без смещения исходного контура, с нормальным зацеплением. На практике почти всегда стремятся к тому, чтобы число зубьев шестерни было минимально возможным, чтобы максимально сократить габариты и массу передачи. Однако при уменьшении числа зубьев шестерни этой передачи возникает проблема профильной интерференции, когда во время зубообработки шестерни с недопустимо малым числом зубьев ножка зубьев подрезается инструментом и во время работы такой передачи вершинная кромка зуба колеса скользит (без качения) по подрезанной неэвольвентной части профиля зуба шестерни. В связи с тем, что коэффициент трения скольжения на порядок больше трения качения, характерного в основном для взаимоогибаемых эвольвентных профилей зубьев, передача с профильной интерференцией подвержена прогрессирующему износу, имеет низкую нагрузочную способность. Известна также коррегированная (исправленная) эвольвентная зубчатая передача со смещенным исходным контуром по рекомендациям ГОСТ 16532-70 “Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии” (см. Приложение N 2, таблицы N 1, 2, 3, 4, в который представлен выбор коэффициентов смещения исходного контура). Эвольвентная зубчатая передача, коррегированная по рекомендациям ГОСТ 16532-70, в определенной мере имеет исправленное зацепление и по технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близка к предлагаемой передаче, поэтому принята в качестве прототипа. Однако передача по ГОСТ 16532-70 не устраняет полностью профильную интерференцию. Так, например, передача с геометрическими параметрами: m = 25, Z1 = 19, Z2 = 90, ha* = 1, ![]() ![]() ![]() где rb1 = r1Cos ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Z1 = 15 ГОСТ 16532-70 то же дает рекомендации по исправлению зацепления и в этом случае величина оставшегося подрезания еще больше, а именно 6,19 мм, что составляет 45% от общей подрезанной части эвольвентного профиля. Таким образом, прототип обладает следующими конструктивными недостатками: 1. Не устранена полностью профильная интерференция зубьев, оставшаяся часть подрезанного профиля зубьев составляет 30-45% от общей подрезанной части эвольвентного профиля зубьев шестерни. 2. Оставшийся эвольвентный участок профиля зубьев имеет наименьшие из возможных радиусы кривизны, из-за которых на входном участке линии зацепления создается чрезмерные контактные напряжения. Следствием этих конструктивных недостатков прототипа является прогрессирующий износ ослабленных подрезанием зубьев шестерни, так как вершинная кромка зуба колеса трется (без скольжения) по подрезанной неэвольвентной части профиля у корня зуба шестерни. На входном участке линии зацепления у прототипа имеет место очаг заедания активных поверхностей зубьев, так как радиус кривизны в нижней точке эвольвентного профиля зубьев шестерни равен нулю. Целью предполагаемого изобретения является повышение долговечности и нагрузочной способности эвольвентной зубчатой передачи со смещенным исходным контуром, вызванным профильной интерференцией. Техническим результатом, за счетом которого достигается поставленная цель, является устранение профильной интерференции путем исключения подрезания нижней части эвольвентного профиля зубьев шестерни благодаря тому, что диаметр нижней точки эвольвентного профиля зуба шестерни выполнен равным диаметру основной окружности шестерни. Устранение очага заедания выполнено путем исключения из зацепления участков эвольвентного профиля с минимальными радиусами кривизны, благодаря уменьшению расчетного диаметра вершин зубьев колеса на величину смещения исходного контура шестерни. Признаки, отличающие предложенную передачу от прототипа, являются новыми и существенными, так как придают ей новые качества: – передача с точки зрения профильной интерференции представляет собой оптимальное техническое решение, так как только при равенстве диаметров основной окружности и окружности нижней точки эвольвентного профиля шестерни, с одной стороны, полностью исключается подрезание, а с другой стороны, исчерпаны полностью все резервы по исправлению зацепления из-за профильной интерференции; – исключен очаг заедания между ослабленным подрезанным корнем зубьев шестерни и взаимодействующей с ним верхней части головки зуба колеса. Предложенная передача поясняется чертежом, на котором изображена схема предложенной передачи. На предлагаемом чертеже приняты следующие обозначения: 1 – шестерня, 2 – колесо, H – нижняя точка эвольвентного профиля, Hb – эвольвентный профиль, rb1(rb2 – радиус основной окружности шестерни (колеса), rf1H – радиус нижней точки эвольвентного профиля, ![]() r1(r2) – делительный радиус шестерни (колеса), cd – радиальный зазор между поверхностями впадин шестерни и вершины зубьев колеса, ![]() ra1(ra2) – радиус вершин зубьев шестерни (расчетный радиус колеса), rа2ф – фактический радиус вершин зубьев колеса, rf1(rf2) – радиус впадин зубьев шестерни (колеса), K1(K1ф) – начальная точка активной части линии зацепления при стандартном (увеличенном) радиальном зазоре, K2 – конечная точка активной части линии зацепления, K1фK2 – активная часть линии зацепления, l-l – линия зацепления, P – полюс зацепления, ![]() O1 – ось вращения шестерни, ![]() XPY – система координат. Предложенная передача содержит шестерню 1 и колесо 2 (см. чертеж) со смещенным исходным контуром, смещение вызвано профильной интерференцией. Диаметр нижней точки H эвольвентного профиля Hb зуба шестерни 1 выполнен равным диаметру db1 основной окружности шестерни 1 за счет выбора коэффициента смещения ![]() ![]() ![]() где db1 – диаметр основной окружности шестерни, d1 – делительный диаметр шестерни, ha* = 1 – коэффициент высоты головки зуба шестерни, m – модуль зацепления. Коэффициент смещения ![]() ![]() da2ф = d2+m[2(h*a+ ![]() ![]() где d2 – делительный диаметр колеса, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Подставляя ![]() ![]() Зависимость, по которой определяют фактический диаметр da2ф вершин зубьев колеса, является очевидной. Пример конкретного выполнения предложенной передачи. Открытая прямозубая зубчатая передача главного подъема миксерного крана кислородно-конвертерного цеха Новолипецкого металлургического комбината имеет следующие основные геометрические параметры: Z1 = 19, Z2 = 90, m = 25, ha* = 1, ![]() ![]() ![]() ![]() Смещение исходного контура шестерни составляет: ![]() ![]() ![]() Поскольку межосевое расстояние задано и оно составляет ![]() принимаем высотное коррегирование, при котором коэффициент смещения исходного контура колеса ![]() Следовательно, смещение исходного контура колеса составляет: ![]() ![]() ![]() Определяем радиальный зазор cd между поверхностями впадин зубьев шестерни и вершинами зубьев колеса: ![]() где da2 = d2+2m(h*a+ ![]() ![]() ![]() Проверка толщины Sna1 зубьев шестерни на поверхности вершин зубьев. ![]() где da1 = 545; inv20o=0,0149043; inv ![]() ![]() Толщина зубьев шестерни на поверхности вершин Sna1 = 12,77 мм = 0,51 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Координаты точки K2 определяем путем совместного решения уравнений окружности ra1 = 272,5 и прямой l-l: ![]() Длина активной части K1фK2 линии зацепления l-l составляет: ![]() Коэффициент торцового перекрытия составляет: ![]() Следовательно, торцовое перекрытие достаточно, так как ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где rf1H=rb1+ha* ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Таким образом в начальной точке K1ф линии зацепления радиус кривизны ![]() ![]() Формула изобретения
x1 = db1 – (d1 – 2ha* ![]() где db1 – диаметр основной окружности шестерни; d1 – делительный диаметр шестерни; ha* = 1 – коэффициент высоты головки зуба шестерни; m – модуль зацепления, при этом коэффициент смещения округляется в меньшую сторону до первого знака после запятой, а радиальный зазор между поверхностями впадин зубьев шестерни и вершин зубьев колеса увеличен в сравнении со стандартным зазором на половину смещения исходного контура шестерни за счет уменьшения расчетного диаметра вершин зубьев колеса, при этом фактический диаметр вершин зубьев колеса определяется по зависимости da2ф = d2 + m[2(ha* + x2) – x1], где d2 – делительный диаметр колеса; x2 – коэффициент смещения исходного контура колеса. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.06.2005
Извещение опубликовано: 10.06.2006 БИ: 16/2006
|
||||||||||||||||||||||||||