|
(21), (22) Заявка: 2006143731/04, 14.11.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
14.11.2006
(46) Опубликовано: 27.06.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2246526 C1, 20.02.2005. RU 2284343 C1, 27.09.2006. RU 2205202 C1, 27.05.2003. WO 2006/088462 A1, 24.08.2006. UA 76688 C2, 15.08.2006.
Адрес для переписки:
420066, г.Казань, пр-кт Ямашева, 23, кв.9, Б.Н. Иванову
|
(72) Автор(ы):
Сабиров Рустам Наилович (RU), Иванов Борис Николаевич (RU), Костромин Роман Николаевич (RU), Билалов Марат Исламнурович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Сабиров Рустам Наилович (RU), Иванов Борис Николаевич (RU)
|
(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к способам получения жидких углеводородсодержащих топлив улучшенного качества путем введения кислородсодержащих соединений, а именно спиртов. Описан способ получения высокооктанового автомобильного топлива подачей в смеситель в ламинарном режиме (Re=1000÷1200) нагретых до 50÷70°С прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96% в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.% и смешением их при прохождении потоком смесителя при Re=1000÷1200, температуре в смесителе 50÷70°С, полном заполнении его объема в течение 20÷30 мин. Можно также использовать облегченный бензин А-76 с пределами выкипания 42-155°С или облегченный прямогонный бензин с пределами выкипания 42-150°С. Технический результат изобретения – получение высокооктанового автомобильного топлива с улучшенными характеристиками. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к технологии получения высокооктановых автомобильных топлив, содержащих оксигенаты.
Получение товарных топлив обычно осуществляют смешением продуктов процессов нефтепереработки и различных добавок (антидетонаторов, оксигенатов, антиоксидантов и др.), улучшающих их эксплуатационные характеристики.
До сих пор в качестве антидетонаторов наиболее широко применяются металлсодержащие присадки (добавки). В результате использования подобных добавок автомобильный транспорт дает почти половину всех вредных выбросов в атмосферу.
Одним из решений проблемы сокращения вредных выбросов является разработка технологии получения более экологичного высокооктанового топлива (далее – топливо) с заменой или ограничением применения вредных добавок. В качестве замены при производстве топлива предложено использовать индивидуально или в смеси (для получения синергетического антидетонационного эффекта) металлорганические соединения, например ферроцен и его производные, ароматические амины, например N-метиланилин, и их смеси, оксигенаты (A.M.Данилов. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996 г., с.102-108).
Известен способ получения автомобильных бензинов смешением прямогонного бензина или бензина А-76 с многокомпонентной добавкой, содержащей N-метиланилин, антиокислитель, ферроцен, анилин, моющую присадку «Автомаг» и алифатические С1-С5-спирты нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры формулы R-O-R1, где R=C1-С3-алкил первичный или вторичный, R1=С3-С5-алкил нормальный или разветвленный, или их смеси (RU, патент №2132359, МПК 6 C10L 1/18, 1/22, опубл. 27.06.99).
Недостатки этих способов обусловлены сложностью приготовления присадки, дефицитом и дороговизной таких присадок и топлива с их использованием, также недостатками каждой составляющей этой присадки.
Недостатками использования, например, ферроцена при получении топлив являются плохая растворимость в топливе и низкая стабильность растворов из-за склонности ферроцена к окислению, что обусловливает относительно невысокий срок хранения как добавки, так и получаемого топлива из-за выпадения продуктов окисления в осадок (осаждения продуктов окисления). Кроме того, в камере сгорания образуются отложения оксидов железа, что приводит к перебоям в работе двигателя. К этому нужно добавить дефицитность ферроцена, поэтому несмотря на хорошо известную еще с 40-х годов XX века его высокую эффективность в промышленном масштабе ферроцен так и не применялся.
Применение при получении автомобильных топлив добавок ароматических аминов, например N-метиланилина, и их смесей, повышает смолообразование на деталях цилиндропоршневой группы, что увеличивает их износ и не способствует уменьшению эмиссии оксидов азота (NOx) в выхлопе. Эти недостатки ограничивают количество используемой в топливе добавки, следовательно, повышение октанового числа относительно невысоко. Кроме того, с 2005 года концентрация ароматических соединений ограничена по экологическим соображениям.
Использование кислородсодержащих соединений, к которым относятся низкомолекулярные спирты (метанол, этанол и др.), простые эфиры (например, метил-трет.-бутиловый эфир) и их смеси, позволяет улучшить характеристики горения, что существенно снижает вредные выбросы, увеличивает ресурс двигателей, повышает октановое число топлива. При этом наличие в составе добавок к бензину низших спиртов снижает теплотворную способность, приводит к обеднению топливо-воздушной смеси, а использование простых эфиров, обладающих плохой способностью к биоразложению, приводит к просачиванию их в грунтовые воды и ухудшению экологической обстановки.
В то же время получение топливных композиций на основе бензина и оксигенатов, например низших спиртов (метанола и этанола), благодаря значительным экологическим преимуществам и возможности использования возобновляемого сырья как одного из компонентов топлива, является несмотря на отдельные недостатки перспективным направлением разработки технологии получения высокооктановых автомобильных топлив.
Известен способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК – 160°С подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК – 85°С и 85°С – КК, фракцию НК – 85°С подвергают изомеризации с образованием изо-меризата, а фракцию 85°С – КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-60 мас.% бензина каталитического риформинга фракционируют с получением фракций НК-85°С, 85-140°С, 140-200°С, 200°С – КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в определенных соотношениях. Для снижения доли высокоароматизированных компонентов в этом способе предлагается дополнительно вводить определенные количества алкилбензина, и/или прямогонной фракции НК-85°С, и/или бензина каталитического крекинга, и/или до 15% простых эфиров спиртов C1-С5 или их смесей с низшими спиртами C1-С4. Без добавления этиловой жидкости могут быть получены только бензины А-76 и АИ-80 (патент РФ №2153523, МКИ C10L 1/04, C10G 69/08, 27.07.2000).
Недостатками этого способа являются многостадийность, относительно небольшое повышение октанового числа и относительно невысокое снижение доли ароматических углеводородов, в том числе бензола.
Основной недостаток известных топлив с определенным содержанием метанола и этанола – фазовая нестабильность при попадании воды (например, из влажного воздуха). При хранении и транспортировке топливо, содержащее этанол, поглощает воду. При этом нарушается фазовая стабильность топлива, на дне емкости образуется водно-спиртовый слой, содержание спирта в топливе сокращается, что затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания, ведет к уменьшению октанового числа, коррозии оборудования. Поэтому использование топлива, полученного с добавлением низших спиртов в небольших концентрациях, требует обязательного включения в его состав стабилизирующих добавок, позволяющих гомогенизировать эту систему.
Известен способ получения композиции моторного топлива смешением бензиновых компонентов, ароматического компонента, азотароматической присадки, простых эфиров и/или алифатических спиртов C1-C5 (не более 20%), причем смешение осуществляют циркуляционно-акустическим перемешиванием конечной смеси компонентов при генерации в компаундирующем узле акустических колебаний в интервале частот от 12 Гц до 30 кГц (RU, патент №2214444, МПК 7 C10L 1/06, C10L 1/18, опубл. 20.10.2003).
Недостатками способа являются усложненность технологии получения, обусловленная многокомпонентностью получаемой смеси, длительностью ее циркуляционной и акустической обработки, применением специального оборудования, а также достаточно высокие концентрации ароматических соединений, являющихся канцерогенами и ядами крови.
Известен способ получения высокооктанового автомобильного топлива смешением прямогонного бензина или бензина А-76 и этилового спирта концентрацией 92-96% в соотношении 75-85 об.% и 15-25 об.% или 15-25 об.% и 75-85 об.% соответственно, нагреванием полученной смеси до 40-90°С с последующей выдержкой при этой температуре 20-30 мин с последующим охлаждением и повторным нагреванием до той же температуры и выдержкой в течение 10-15 мин (RU, патент №2246526, C10L 1/18, опубл. 20.02.2005).
Недостатками этого способа являются невысокая фазовая стабильность получаемого топлива и ухудшение ее при длительном хранении, особенно в условиях низких температур, недостаточное повышение детонационной стойкости (октанового числа) в реальных эксплуатационных условиях.
Задачей изобретения является разработка непрерывного процесса получения экологичного автомобильного топлива на основе бензина и спирта, обладающего повышенной детонационной стойкостью в реальных условиях, проявляющего высокую фазовую стабильность при длительном хранении и транспортировке, особенно в условиях низких температур, при сохранении относительно высокой теплотворной способности.
Поставленная задача решается способом получения высокооктанового автомобильного топлива, включающим смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96%. Причем компоненты берут в соотношении спирт : бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.%, перед подачей в смеситель компоненты топлива нагревают до температуры 50÷70°С, подачу компонентов в смеситель, в котором поддерживают ту же температуру, осуществляют в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 при полном заполнении объема смесителя и при прохождении его потоком смеси в том же ламинарном режиме в течение 20÷30 мин. Способ получения топлива может быть осуществлен и при использовании облегченного бензина А-76 с пределами выкипания 42-155°С или облегченного прямогонного бензина с пределами выкипания 42-150°С.
В таблице 1 представлены характеристики используемых компонентов. В таблицах 2, 3 представлены результаты испытаний композиций топлива, полученных в соответствии с заявленными режимами и соотношениями. Технологический процесс получения топлива представлен на схеме.
Приводим пример осуществления заявляемого способа.
Пример 1. Предварительно нагретые до 50°С этиловый спирт концентрацией 92 об.% из сырьевой емкости 1 и бензин А-76 из сырьевой емкости 2 в соотношении 55 об.%: 45 об.% (2,75 л/мин: 2,25 л/мин) непрерывно в ламинарном режиме (Re=1000) подают насосами 3 и 4 в общий смеситель 5, представляющий собой трубопровод, полностью заполняя его объем. В смесителе компоненты соединяются, смешиваясь, в один ламинарный поток (Re=1000), причем этанол подают сверху как более тяжелый компонент, после чего общий поток в том же ламинарном режиме подают в товарную емкость 6. Время прохождения смесителя 30 мин.
Одинаковый ламинарный режим разных потоков можно поддерживать, например, с помощью различных сечений сырьевых патрубков для подачи компонентов на смесителе, диаметр одного из них может быть постоянен, а диаметр другого варьируют с помощью диафрагмы.
При Re более 1200 возможны «проскальзывание» и уменьшение контакта потоков компонентов. При Re менее 1000 процесс недостаточно технологичен.
Остальные примеры осуществляли аналогично примеру 1, изменяя условия в заявленных интервалах способа. Характеристики полученного целевого продукта приведены в таблицах 2, 3.
Исследуемые характеристики сырья и полученных топлив определяли в соответствии со следующими ГОСТами:
– температура помутнения |
ГОСТ 5066-91 |
– фракционный состав |
ГОСТ 2177-82 |
– октановое число |
ГОСТ 511-82 |
– содержание фактических смол |
ГОСТ 1567-97 |
– плотность |
ГОСТ 3900-85 |
Испытания проведены на ОАО «Татнефтепродукт».
Представленные в таблицах экспериментальные данные показывают, что предлагаемый способ получения топлива на основе бензина и этанола, позволяет снизить температуру помутнения топлива до -65°С с одновременным повышением октанового числа до 90 и более по моторному методу.
Таким образом, предлагаемый способ получения высокооктанового автомобильного топлива содержит новую совокупность существенных признаков, а именно: подача компонентов в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.%, предварительно нагретых до 50-70°С, их смешение в течение 20÷30 мин. в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 в смесителе при условии полного заполнения его объема, которая позволяет повысить фазовую стабильность и детонационную стойкость получаемого топлива.
Таблица 1 |
Характеристики исходных компонентов (бензинов и этанола) |
|
Образцы |
Наименование показателей |
Бензин А-76 |
Бензин А-76 облегченный |
Бензин прямогонный |
Бензин прямогонный облегченный |
Этанол |
1. Плотность при 20°С, г/см3 |
0,7237 |
0,7128 |
0,7143 |
0,7097 |
0,805 |
2. Детонационная |
|
|
|
|
|
стойкость: |
|
|
|
|
|
– октановое число по |
73 |
72 |
55 |
54 |
751 |
моторному методу; |
|
|
|
|
|
– октановое число по |
|
|
|
|
|
исследовательскому |
78 |
77 |
60 |
60 |
952 |
методу |
|
|
|
|
|
3. Фракционный состав топливного компонента: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– температура начала |
42 |
42 |
41 |
42 |
76 |
перегонки, °С; |
|
|
|
|
|
– температура перегонки 10%, °С; |
61 |
61 |
71 |
61 |
77 |
|
|
|
|
|
– температура перегонки 50%, °С; |
95 |
95 |
110 |
95 |
77 |
|
|
|
|
|
– температура перегонки 85%, °С; |
155 |
155 |
150 |
150 |
77 |
|
|
|
|
|
– температура перегонки 90%, °С; |
163 |
– |
152 |
– |
78 |
|
|
|
|
|
– конец кипения, °С; |
182 |
155 |
165 |
150 |
78 |
– остаток в колбе, % |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
– остаток и потери, % |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
1,6 |
4. Концентрация фактических смол, мг/100 см3 |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
1,0 |
2,6 |
5. Содержание механических примесей |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
1 От исходного бензина отогнано 85-86 об.%. 2 Для этилового спирта определение октанового числа по гостированному методу не совсем корректно |
Таблица 2 |
Результаты сравнительных испытаний составов топлива, полученных по предложенному способу (Re=1200, t=70°С, =20 мин) |
Топливная композиция |
Соотношение спирт: бензин, % об. |
ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВА |
Октановое число по моторному методу |
Граница фазовой устойчивости, °С |
Продолжительность фазовой устойчивости (при нормальном давлении) |
Теплотворная способность, кДж/л (расчетная) |
Этанол – бензин А-76 |
0:100 |
73 |
ниже -80 |
не нормируется |
34200 |
15:851 |
81 |
5 |
2-х месяцев |
31700 |
50:50 |
81 |
-25 |
2-3 месяца |
29400 |
55:45 |
86 |
-35 |
>3-х месяцев |
29200 |
60:40 |
89 |
-40 |
>6-х месяцев |
28700 |
70:30 |
92 |
-67 |
>6-х месяцев |
27800 |
85:151 |
78 |
ниже -80 |
2-х месяцев |
26200 |
100:0 |
753 |
-1144 -36 |
не нормируется 2-х месяцев |
24200 28700 |
60:405 |
84 |
Этанол – бензин А-76 облегченный2 |
0:100 |
72 |
ниже -80 |
не нормируется |
34500 |
15:851 |
82 |
6 |
2-х месяцев |
32100 |
50:50 |
79 |
-25 |
2-3 месяца |
30500 |
55:45 |
86 |
-34 |
>3-х месяцев |
29700 |
60:40 |
88 |
-41 |
>6-х месяцев |
29100 |
70:30 |
92 |
-66 |
>6-х месяцев |
28100 |
85:151 |
76 |
ниже -80 -35 |
2-х месяцев 2-х месяцев |
26400 29100 |
60:405 |
85 |
Этанол – бензин прямогонный |
0:100 |
55 |
ниже -80 |
не нормируется |
37100 |
15:851 |
80 |
31 |
2-х месяцев |
34300 |
50:50 |
77 |
7 |
2-3 месяца |
31400 |
55:45 |
85 |
-1 |
>3-х месяцев |
30800 |
60:40 |
87 |
-5 |
>6-х месяцев |
29800 |
70:30 |
91 |
-25 |
>6-х месяцев |
29300 |
85:151 |
78 |
-40 -1 |
2-х месяцев 2-х месяцев |
26800 29800 |
60:405 |
82 |
Этанол – бензин прямогонный облегченный2 |
0:100 |
54 |
ниже -80 |
не нормируется |
37500 |
15:851 |
77 |
25 |
2-х месяцев |
34900 |
50:50 |
76 |
5 |
2-3 месяца |
32300 |
55:45 |
83 |
-3 |
>3-х месяцев |
31800 |
60:40 |
86 |
-7 |
>6-х месяцев |
30200 |
70:30 |
92 |
-28 |
>6-х месяцев |
29800 |
85:151 |
77 |
-32 0 |
2-х месяцев 2-х месяцев |
26900 30200 |
60:405 |
83 |
1 Компоненты взяты в соотношениях прототипа. 2 От исходного бензина отогнано 85-86% объемных. 3 Для этилового спирта определение детонационной стойкости по гостированному методу (без его модификации) затруднено и не совсем корректно. 4 Справочная температура начала кристаллизации обезвоженного этанола. 5 Топливо, полученное в условиях прототипа (t=90°С, 1=20 мин, 2=15 мин). |
Таблица 3 |
Результаты сравнительных испытаний составов топлива, полученных по предложенному способу (Re=1000, t=50°С, =30 мин.) |
Топливная композиция |
Соотношение спирт: бензин, % об. |
ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВА |
Октановое число по моторному методу |
Граница фазовой устойчивости, °С |
Длительность фазовой устойчивости (при нормальном давлении) |
Теплотворная способность кДж/л, (расчетная) |
Этанол – бензин А-76 |
0:100 |
73 |
ниже -80 |
не норм-ся |
34200 |
15:851 |
82 |
+5 |
2-х месяцев |
31700 |
50:50 |
80 |
-26 |
2-3 месяца |
29400 |
55:45 |
87 |
-35 |
>3-х месяцев |
29200 |
60:40 |
89 |
-41 |
>6-х месяцев |
28700 |
70:30 |
92 |
-66 |
>6-х месяцев |
27800 |
85:151 |
77 |
ниже -80 -1144 |
2-х месяцев не норм-ся |
26200 24200 |
100:0 |
753 |
Этанол – бензин А-76 облегченный2 |
0:100 |
72 |
ниже -80 |
не нормируется |
34500 |
15:851 |
81 |
+7 |
2-х месяцев |
32100 |
50:50 |
79 |
-24 |
2-3 месяца |
30500 |
55:45 |
86 |
-32 |
>3-х месяцев |
29700 |
60:40 |
87 |
-40 |
>6-х месяцев |
29100 |
70:30 85:151 |
91 77 |
-65 ниже -80 |
>6-х месяцев 2-х месяцев |
28100 26400 |
Этанол – бензин прямогонный |
0:100 |
55 |
ниже -80 |
не нормируется |
37100 |
15:851 |
80 |
+32 |
2-х месяцев |
34300 |
50:50 |
76 |
+7 |
2-3 месяца |
31400 |
55:45 |
84 |
0 |
>3-х месяцев |
30800 |
60:40 |
86 |
-4 |
>6-х месяцев |
29800 |
70:30 85:151 |
91 78 |
-25 -40 |
>6-х месяцев 2-х месяцев |
29300 26800 |
Этанол – бензин прямогонный облегченный2 |
0:100 |
54 |
ниже -80 |
не нормируется |
37500 |
15:851 |
77 |
+26 |
2-х месяцев |
34900 |
50:50 |
75 |
+5 |
2-3 месяца |
32300 |
55:45 |
82 |
-3 |
>3-х месяцев |
31800 |
60:40 |
85 |
-6 |
>6-х месяцев |
30200 |
70:30 85:151 |
92 77 |
-27 -32 |
>6-х месяцев 2-х месяцев |
29800 26900 |
1 Компоненты взяты в соотношениях прототипа. 2 От исходного бензина отогнано 85 – 86% объемных. 3 Для этилового спирта определение детонационной стойкости по гостированному методу (без его модификации) затруднено и не совсем корректно. 4 Справочная температура начала кристаллизации обезвоженного этанола. |
Формула изобретения
1. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива, включающий смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96%, отличающийся тем, что компоненты берут в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.% перед подачей в смеситель компоненты топлива нагревают до температуры 50÷70°С, подачу компонентов в смеситель, в котором поддерживают ту же температуру, осуществляют в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 при полном заполнении объема смесителя и при прохождении его потоком смеси в том же ламинарном режиме в течение 20÷30 мин.
2. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют облегченный бензин А-76 с пределами выкипания 42-155°С.
3. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют облегченный прямогонный бензин с пределами выкипания 42-150°С.
РИСУНКИ
|
|