Патент на изобретение №2327732

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2327732 (13) C1
(51) МПК

C10L1/18 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006143731/04, 14.11.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.11.2006

(46) Опубликовано: 27.06.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2246526 C1, 20.02.2005. RU 2284343 C1, 27.09.2006. RU 2205202 C1, 27.05.2003. WO 2006/088462 A1, 24.08.2006. UA 76688 C2, 15.08.2006.

Адрес для переписки:

420066, г.Казань, пр-кт Ямашева, 23, кв.9, Б.Н. Иванову

(72) Автор(ы):

Сабиров Рустам Наилович (RU),
Иванов Борис Николаевич (RU),
Костромин Роман Николаевич (RU),
Билалов Марат Исламнурович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Сабиров Рустам Наилович (RU),
Иванов Борис Николаевич (RU)

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА

(57) Реферат:

Изобретение относится к способам получения жидких углеводородсодержащих топлив улучшенного качества путем введения кислородсодержащих соединений, а именно спиртов. Описан способ получения высокооктанового автомобильного топлива подачей в смеситель в ламинарном режиме (Re=1000÷1200) нагретых до 50÷70°С прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96% в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.% и смешением их при прохождении потоком смесителя при Re=1000÷1200, температуре в смесителе 50÷70°С, полном заполнении его объема в течение 20÷30 мин. Можно также использовать облегченный бензин А-76 с пределами выкипания 42-155°С или облегченный прямогонный бензин с пределами выкипания 42-150°С. Технический результат изобретения – получение высокооктанового автомобильного топлива с улучшенными характеристиками. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к технологии получения высокооктановых автомобильных топлив, содержащих оксигенаты.

Получение товарных топлив обычно осуществляют смешением продуктов процессов нефтепереработки и различных добавок (антидетонаторов, оксигенатов, антиоксидантов и др.), улучшающих их эксплуатационные характеристики.

До сих пор в качестве антидетонаторов наиболее широко применяются металлсодержащие присадки (добавки). В результате использования подобных добавок автомобильный транспорт дает почти половину всех вредных выбросов в атмосферу.

Одним из решений проблемы сокращения вредных выбросов является разработка технологии получения более экологичного высокооктанового топлива (далее – топливо) с заменой или ограничением применения вредных добавок. В качестве замены при производстве топлива предложено использовать индивидуально или в смеси (для получения синергетического антидетонационного эффекта) металлорганические соединения, например ферроцен и его производные, ароматические амины, например N-метиланилин, и их смеси, оксигенаты (A.M.Данилов. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996 г., с.102-108).

Известен способ получения автомобильных бензинов смешением прямогонного бензина или бензина А-76 с многокомпонентной добавкой, содержащей N-метиланилин, антиокислитель, ферроцен, анилин, моющую присадку «Автомаг» и алифатические С15-спирты нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры формулы R-O-R1, где R=C13-алкил первичный или вторичный, R135-алкил нормальный или разветвленный, или их смеси (RU, патент №2132359, МПК 6 C10L 1/18, 1/22, опубл. 27.06.99).

Недостатки этих способов обусловлены сложностью приготовления присадки, дефицитом и дороговизной таких присадок и топлива с их использованием, также недостатками каждой составляющей этой присадки.

Недостатками использования, например, ферроцена при получении топлив являются плохая растворимость в топливе и низкая стабильность растворов из-за склонности ферроцена к окислению, что обусловливает относительно невысокий срок хранения как добавки, так и получаемого топлива из-за выпадения продуктов окисления в осадок (осаждения продуктов окисления). Кроме того, в камере сгорания образуются отложения оксидов железа, что приводит к перебоям в работе двигателя. К этому нужно добавить дефицитность ферроцена, поэтому несмотря на хорошо известную еще с 40-х годов XX века его высокую эффективность в промышленном масштабе ферроцен так и не применялся.

Применение при получении автомобильных топлив добавок ароматических аминов, например N-метиланилина, и их смесей, повышает смолообразование на деталях цилиндропоршневой группы, что увеличивает их износ и не способствует уменьшению эмиссии оксидов азота (NOx) в выхлопе. Эти недостатки ограничивают количество используемой в топливе добавки, следовательно, повышение октанового числа относительно невысоко. Кроме того, с 2005 года концентрация ароматических соединений ограничена по экологическим соображениям.

Использование кислородсодержащих соединений, к которым относятся низкомолекулярные спирты (метанол, этанол и др.), простые эфиры (например, метил-трет.-бутиловый эфир) и их смеси, позволяет улучшить характеристики горения, что существенно снижает вредные выбросы, увеличивает ресурс двигателей, повышает октановое число топлива. При этом наличие в составе добавок к бензину низших спиртов снижает теплотворную способность, приводит к обеднению топливо-воздушной смеси, а использование простых эфиров, обладающих плохой способностью к биоразложению, приводит к просачиванию их в грунтовые воды и ухудшению экологической обстановки.

В то же время получение топливных композиций на основе бензина и оксигенатов, например низших спиртов (метанола и этанола), благодаря значительным экологическим преимуществам и возможности использования возобновляемого сырья как одного из компонентов топлива, является несмотря на отдельные недостатки перспективным направлением разработки технологии получения высокооктановых автомобильных топлив.

Известен способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК – 160°С подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК – 85°С и 85°С – КК, фракцию НК – 85°С подвергают изомеризации с образованием изо-меризата, а фракцию 85°С – КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-60 мас.% бензина каталитического риформинга фракционируют с получением фракций НК-85°С, 85-140°С, 140-200°С, 200°С – КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в определенных соотношениях. Для снижения доли высокоароматизированных компонентов в этом способе предлагается дополнительно вводить определенные количества алкилбензина, и/или прямогонной фракции НК-85°С, и/или бензина каталитического крекинга, и/или до 15% простых эфиров спиртов C15 или их смесей с низшими спиртами C14. Без добавления этиловой жидкости могут быть получены только бензины А-76 и АИ-80 (патент РФ №2153523, МКИ C10L 1/04, C10G 69/08, 27.07.2000).

Недостатками этого способа являются многостадийность, относительно небольшое повышение октанового числа и относительно невысокое снижение доли ароматических углеводородов, в том числе бензола.

Основной недостаток известных топлив с определенным содержанием метанола и этанола – фазовая нестабильность при попадании воды (например, из влажного воздуха). При хранении и транспортировке топливо, содержащее этанол, поглощает воду. При этом нарушается фазовая стабильность топлива, на дне емкости образуется водно-спиртовый слой, содержание спирта в топливе сокращается, что затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания, ведет к уменьшению октанового числа, коррозии оборудования. Поэтому использование топлива, полученного с добавлением низших спиртов в небольших концентрациях, требует обязательного включения в его состав стабилизирующих добавок, позволяющих гомогенизировать эту систему.

Известен способ получения композиции моторного топлива смешением бензиновых компонентов, ароматического компонента, азотароматической присадки, простых эфиров и/или алифатических спиртов C1-C5 (не более 20%), причем смешение осуществляют циркуляционно-акустическим перемешиванием конечной смеси компонентов при генерации в компаундирующем узле акустических колебаний в интервале частот от 12 Гц до 30 кГц (RU, патент №2214444, МПК 7 C10L 1/06, C10L 1/18, опубл. 20.10.2003).

Недостатками способа являются усложненность технологии получения, обусловленная многокомпонентностью получаемой смеси, длительностью ее циркуляционной и акустической обработки, применением специального оборудования, а также достаточно высокие концентрации ароматических соединений, являющихся канцерогенами и ядами крови.

Известен способ получения высокооктанового автомобильного топлива смешением прямогонного бензина или бензина А-76 и этилового спирта концентрацией 92-96% в соотношении 75-85 об.% и 15-25 об.% или 15-25 об.% и 75-85 об.% соответственно, нагреванием полученной смеси до 40-90°С с последующей выдержкой при этой температуре 20-30 мин с последующим охлаждением и повторным нагреванием до той же температуры и выдержкой в течение 10-15 мин (RU, патент №2246526, C10L 1/18, опубл. 20.02.2005).

Недостатками этого способа являются невысокая фазовая стабильность получаемого топлива и ухудшение ее при длительном хранении, особенно в условиях низких температур, недостаточное повышение детонационной стойкости (октанового числа) в реальных эксплуатационных условиях.

Задачей изобретения является разработка непрерывного процесса получения экологичного автомобильного топлива на основе бензина и спирта, обладающего повышенной детонационной стойкостью в реальных условиях, проявляющего высокую фазовую стабильность при длительном хранении и транспортировке, особенно в условиях низких температур, при сохранении относительно высокой теплотворной способности.

Поставленная задача решается способом получения высокооктанового автомобильного топлива, включающим смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96%. Причем компоненты берут в соотношении спирт : бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.%, перед подачей в смеситель компоненты топлива нагревают до температуры 50÷70°С, подачу компонентов в смеситель, в котором поддерживают ту же температуру, осуществляют в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 при полном заполнении объема смесителя и при прохождении его потоком смеси в том же ламинарном режиме в течение 20÷30 мин. Способ получения топлива может быть осуществлен и при использовании облегченного бензина А-76 с пределами выкипания 42-155°С или облегченного прямогонного бензина с пределами выкипания 42-150°С.

В таблице 1 представлены характеристики используемых компонентов. В таблицах 2, 3 представлены результаты испытаний композиций топлива, полученных в соответствии с заявленными режимами и соотношениями. Технологический процесс получения топлива представлен на схеме.

Приводим пример осуществления заявляемого способа.

Пример 1. Предварительно нагретые до 50°С этиловый спирт концентрацией 92 об.% из сырьевой емкости 1 и бензин А-76 из сырьевой емкости 2 в соотношении 55 об.%: 45 об.% (2,75 л/мин: 2,25 л/мин) непрерывно в ламинарном режиме (Re=1000) подают насосами 3 и 4 в общий смеситель 5, представляющий собой трубопровод, полностью заполняя его объем. В смесителе компоненты соединяются, смешиваясь, в один ламинарный поток (Re=1000), причем этанол подают сверху как более тяжелый компонент, после чего общий поток в том же ламинарном режиме подают в товарную емкость 6. Время прохождения смесителя 30 мин.

Одинаковый ламинарный режим разных потоков можно поддерживать, например, с помощью различных сечений сырьевых патрубков для подачи компонентов на смесителе, диаметр одного из них может быть постоянен, а диаметр другого варьируют с помощью диафрагмы.

При Re более 1200 возможны «проскальзывание» и уменьшение контакта потоков компонентов. При Re менее 1000 процесс недостаточно технологичен.

Остальные примеры осуществляли аналогично примеру 1, изменяя условия в заявленных интервалах способа. Характеристики полученного целевого продукта приведены в таблицах 2, 3.

Исследуемые характеристики сырья и полученных топлив определяли в соответствии со следующими ГОСТами:

– температура помутнения ГОСТ 5066-91
– фракционный состав ГОСТ 2177-82
– октановое число ГОСТ 511-82
– содержание фактических смол ГОСТ 1567-97
– плотность ГОСТ 3900-85

Испытания проведены на ОАО «Татнефтепродукт».

Представленные в таблицах экспериментальные данные показывают, что предлагаемый способ получения топлива на основе бензина и этанола, позволяет снизить температуру помутнения топлива до -65°С с одновременным повышением октанового числа до 90 и более по моторному методу.

Таким образом, предлагаемый способ получения высокооктанового автомобильного топлива содержит новую совокупность существенных признаков, а именно: подача компонентов в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.%, предварительно нагретых до 50-70°С, их смешение в течение 20÷30 мин. в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 в смесителе при условии полного заполнения его объема, которая позволяет повысить фазовую стабильность и детонационную стойкость получаемого топлива.

Таблица 1
Характеристики исходных компонентов (бензинов и этанола)
Образцы
Наименование показателей Бензин А-76 Бензин А-76 облегченный Бензин прямогонный Бензин прямогонный облегченный Этанол
1. Плотность при 20°С, г/см3 0,7237 0,7128 0,7143 0,7097 0,805
2. Детонационная
стойкость:
– октановое число по 73 72 55 54 751
моторному методу;
– октановое число по
исследовательскому 78 77 60 60 952
методу
3. Фракционный состав топливного компонента:
– температура начала 42 42 41 42 76
перегонки, °С;
– температура перегонки 10%, °С; 61 61 71 61 77
– температура перегонки 50%, °С; 95 95 110 95 77
– температура перегонки 85%, °С; 155 155 150 150 77
– температура перегонки 90%, °С; 163 152 78
– конец кипения, °С; 182 155 165 150 78
– остаток в колбе, % 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
– остаток и потери, % 2,0 2,1 2,0 2,0 1,6
4. Концентрация фактических смол, мг/100 см3 1,5 1,4 1,0 1,0 2,6
5. Содержание механических примесей Отсут. Отсут. Отсут. Отсут. Отсут.
1 От исходного бензина отогнано 85-86 об.%.
2 Для этилового спирта определение октанового числа по гостированному методу не совсем корректно

Таблица 2
Результаты сравнительных испытаний составов топлива, полученных по предложенному способу (Re=1200, t=70°С, =20 мин)
Топливная композиция Соотношение спирт: бензин, % об. ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВА
Октановое число по моторному методу Граница фазовой устойчивости, °С Продолжительность фазовой устойчивости (при нормальном давлении) Теплотворная способность, кДж/л (расчетная)
Этанол – бензин А-76 0:100 73 ниже -80 не нормируется 34200
15:851 81 5 ˜2-х месяцев 31700
50:50 81 -25 2-3 месяца 29400
55:45 86 -35 >3-х месяцев 29200
60:40 89 -40 >6-х месяцев 28700
70:30 92 -67 >6-х месяцев 27800
85:151 78 ниже -80 ˜2-х месяцев 26200
100:0 753 -1144
-36
не нормируется
˜2-х месяцев
24200
28700
60:405 84
Этанол – бензин А-76 облегченный2 0:100 72 ниже -80 не нормируется 34500
15:851 82 6 ˜2-х месяцев 32100
50:50 79 -25 2-3 месяца 30500
55:45 86 -34 >3-х месяцев 29700
60:40 88 -41 >6-х месяцев 29100
70:30 92 -66 >6-х месяцев 28100
85:151 76 ниже -80
-35
˜2-х месяцев
˜2-х месяцев
26400
29100
60:405 85
Этанол – бензин прямогонный 0:100 55 ниже -80 не нормируется 37100
15:851 80 31 ˜2-х месяцев 34300
50:50 77 7 2-3 месяца 31400
55:45 85 -1 >3-х месяцев 30800
60:40 87 -5 >6-х месяцев 29800
70:30 91 -25 >6-х месяцев 29300
85:151 78 -40
-1
˜2-х месяцев
˜2-х месяцев
26800
29800
60:405 82
Этанол – бензин прямогонный облегченный2 0:100 54 ниже -80 не нормируется 37500
15:851 77 25 ˜2-х месяцев 34900
50:50 76 5 2-3 месяца 32300
55:45 83 -3 >3-х месяцев 31800
60:40 86 -7 >6-х месяцев 30200
70:30 92 -28 >6-х месяцев 29800
85:151 77 -32
0
˜2-х месяцев
˜2-х месяцев
26900
30200
60:405 83
1 Компоненты взяты в соотношениях прототипа.
2 От исходного бензина отогнано 85-86% объемных.
3 Для этилового спирта определение детонационной стойкости по гостированному методу (без его модификации) затруднено и не совсем корректно.
4 Справочная температура начала кристаллизации обезвоженного этанола.
5 Топливо, полученное в условиях прототипа (t=90°С, 1=20 мин, 2=15 мин).

Таблица 3
Результаты сравнительных испытаний составов топлива, полученных по предложенному способу (Re=1000, t=50°С, =30 мин.)
Топливная композиция Соотношение спирт: бензин, % об. ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВА
Октановое число по моторному методу Граница фазовой устойчивости, °С Длительность фазовой устойчивости (при нормальном давлении) Теплотворная способность кДж/л, (расчетная)
Этанол – бензин А-76 0:100 73 ниже -80 не норм-ся 34200
15:851 82 +5 ˜ 2-х месяцев 31700
50:50 80 -26 2-3 месяца 29400
55:45 87 -35 >3-х месяцев 29200
60:40 89 -41 >6-х месяцев 28700
70:30 92 -66 >6-х месяцев 27800
85:151 77 ниже -80
-1144
˜ 2-х месяцев
не норм-ся
26200
24200
100:0 753
Этанол – бензин А-76 облегченный2 0:100 72 ниже -80 не нормируется 34500
15:851 81 +7 ˜ 2-х месяцев 32100
50:50 79 -24 2-3 месяца 30500
55:45 86 -32 >3-х месяцев 29700
60:40 87 -40 >6-х месяцев 29100
70:30
85:151
91
77
-65
ниже -80
>6-х месяцев
˜ 2-х месяцев
28100
26400
Этанол – бензин прямогонный 0:100 55 ниже -80 не нормируется 37100
15:851 80 +32 ˜ 2-х месяцев 34300
50:50 76 +7 2-3 месяца 31400
55:45 84 0 >3-х месяцев 30800
60:40 86 -4 >6-х месяцев 29800
70:30
85:151
91
78
-25
-40
>6-х месяцев
˜ 2-х месяцев
29300
26800
Этанол – бензин прямогонный облегченный2 0:100 54 ниже -80 не нормируется 37500
15:851 77 +26 ˜ 2-х месяцев 34900
50:50 75 +5 2-3 месяца 32300
55:45 82 -3 >3-х месяцев 31800
60:40 85 -6 >6-х месяцев 30200
70:30
85:151
92
77
-27
-32
>6-х месяцев
˜ 2-х месяцев
29800
26900
1 Компоненты взяты в соотношениях прототипа.
2 От исходного бензина отогнано 85 – 86% объемных.
3 Для этилового спирта определение детонационной стойкости по гостированному методу (без его модификации) затруднено и не совсем корректно.
4 Справочная температура начала кристаллизации обезвоженного этанола.

Формула изобретения

1. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива, включающий смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96%, отличающийся тем, что компоненты берут в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.% перед подачей в смеситель компоненты топлива нагревают до температуры 50÷70°С, подачу компонентов в смеситель, в котором поддерживают ту же температуру, осуществляют в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 при полном заполнении объема смесителя и при прохождении его потоком смеси в том же ламинарном режиме в течение 20÷30 мин.

2. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют облегченный бензин А-76 с пределами выкипания 42-155°С.

3. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют облегченный прямогонный бензин с пределами выкипания 42-150°С.

РИСУНКИ

Categories: BD_2327000-2327999