Патент на изобретение №2327588

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2327588 (13) C1
(51) МПК

B61K7/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006138262/11, 30.10.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.10.2006

(46) Опубликовано: 27.06.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2142891 C1, 20.12.1999. RU 2002102817 A, 27.09.2003. US 5727658 A1, 17.03.1998. GB 2060095 A, 29.04.1981. US 5836252 A, 17.11.1998. DE 3422230 A1, 19.12.1985.

Адрес для переписки:

607188, Нижегородская обл., г. Саров, пр. Мира, 37, ФГУП “РФЯЦ-ВНИИЭФ”, начальнику ОПИНТИ

(72) Автор(ы):

Камчатный Валерий Григорьевич (RU),
Мартюшов Дмитрий Евгеньевич (RU),
Шляпников Георгий Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Российская Федерация в лице Федерального агентства по атомной энергии – Агентство (RU),
Федеральное государственное унитарное предприятие “Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики” – ФГУП “РФЯЦ-ВНИИЭФ” (RU)

(54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО

(57) Реферат:

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для торможения объектов. Тормозное устройство содержит тормозной башмак и элемент из упругого материала. Башмак выполнен охватывающим головку рельса и имеет возможность соединения с тормозимым объектом. В передней части башмака выполнена клиновидная выемка. Элемент выполнен из упругопластичного материала в виде клина и предназначен для размещения в клиновидной выемке башмака над верхней поверхностью головки рельса. На верхнюю поверхность клина, контактирующую с поверхностью клиновидной выемки башмака, нанесено антифрикционное покрытие. Достигается спасение объектов испытаний при обеспечении уровня тормозных перегрузок, не превышающего заданный уровень. 4 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для торможения объектов, движущихся на опорах скольжения по рельсовым направляющим.

Известно устройство для остановки рельсовых транспортных средств, содержащее тормозной башмак с колодкой и полозом. Полоз имеет удлиненные борта, охватываемые тормозными шинами, в которых расположены тормозные секции с нагружающими элементами, обеспечивающими фрикционный контакт рабочих поверхностей секций и шин. (Заявка на изобретение RU №2002102817 А, МПК7 В60К 7/00, опубл. 27.09.2003).

Недостатками данного устройства являются сложность и громоздкость нагружающих элементов и большая металлоемкость конструкции.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является тормозной башмак, содержащий колодку с ручкой. По обеим сторонам колодки сбоку прикреплены два полоза для фиксации башмака на рельсе. Колодка выполнена, по меньшей мере, с одним поперечным пазом прямоугольного сечения. В пазу размещена прямоугольная вставка из упругого материала для взаимодействия с рельсом. Башмак устанавливается на пути движения подвижного состава (патент RU №2142891, МПК 6 В61К 7/00, В61Н 7/10, опубл. 20.12.1999).

Данный тормозной башмак, выбранный в качестве прототипа, предназначен для замедления и остановки подвижного состава, движущегося по рельсам на сортировочных горках, и не может быть использован для торможения высокоскоростных объектов, движущихся по рельсам на опорах скольжения, из-за больших динамических нагрузок, возникающих при наезде тормозимого объекта на тормозной башмак.

Решаемой технической задачей является обеспечение безударного торможения объектов, движущихся по рельсам на опорах скольжения. Технический результат: спасение объектов испытаний при обеспечении уровня тормозных перегрузок, не превышающего заданный.

Техническая задача решается следующим образом.

В заявляемом тормозном устройстве, включающем тормозной башмак и элемент из упругого материала, предназначенный для взаимодействия с рельсом, в отличие от прототипа башмак выполнен охватывающим головку рельса и с возможностью соединения с тормозимым объектом и может свободно перемещаться вместе с ним по рельсу. При этом в передней по направлению движения тормозимого объекта части башмака выполнена продольная клиновидная выемка. Элемент из упругопластичного материала выполнен в виде клина и предназначен для размещения в процессе торможения в клиновидной выемке над верхней поверхностью головки рельса. На верхнюю поверхность клина, контактирующую с поверхностью клиновидной выемки, нанесено антифрикционное покрытие.

Для обеспечения условия создания тормозной силы угол раствора клина выбран из условия:

где f1 – коэффициент трения верхней поверхности клина о поверхность клиновидной выемки башмака в статике;

f2 – коэффициент трения нижней поверхности клина о верхнюю поверхность головки рельса при заданной начальной скорости движения тормозимого объекта.

Для обеспечения условия непревышения заданного уровня тормозных перегрузок прочность материала клина и его размеры определяются соотношением

где т – предел текучести материала клина;

m – масса тормозимого объекта вместе с массой тормозного устройства;

– допустимая величина тормозной перегрузки;

f’2 – коэффициент трения нижней поверхности клина о верхнюю поверхность головки рельса в статике;

f3 – коэффициент трения башмака о нижнюю поверхность головки рельса в статике;

g – ускорение свободного падения;

b – ширина клина;

L – длина рабочей поверхности части клина, контактирующей с поверхностью клиновидной выемки башмака.

Выполнение тормозного башмака с возможностью соединения с тормозимым объектом исключает ударное нагружение последнего в начале процесса торможения.

Охват башмаком головки рельса позволяет обеспечить передачу давления на трущиеся поверхности рельса, башмака и клина при внедрении последнего в клиновидную выемку башмака.

Наличие продольной клиновидной выемки в передней части башмака обеспечивает возможность взаимодействия клина с башмаком и верхней поверхностью головки рельса.

Выполнение элемента из упругопластичного материала в виде клина обеспечивает возможность создания регламентированного давления в полости между клиновидной выемкой башмака и верхней поверхностью головки рельса при продольном перемещении клина относительно башмака.

Нанесение антифрикционного покрытия на верхнюю поверхность клина уменьшает ее коэффициент трения f1 о поверхность клиновидной выемки, что позволяет обеспечить выполнение условия (1).

При выполнении условия (1) сила трения, действующая на нижнюю поверхность клина, превышает горизонтальную составляющую сил давления и трения, действующих на его верхнюю поверхность. Благодаря этому клин внедряется в клиновидную выемку, что способствует увеличению давления башмака на рельс и, как следствие, увеличению тормозной силы. Невыполнение условия (1) приводит к выталкиванию клина из клиновидной выемки колодки и, как следствие, отсутствию тормозной силы.

При уменьшении скорости тормозимого объекта коэффициенты трения нижней поверхности клина о верхнюю поверхность головки рельса и башмака об ее нижнюю поверхность возрастают, что может привести к заклиниванию тормозного башмака. Исключение заклинивания и неконтролируемого роста тормозной перегрузки достигается выбором упругопластичного материала и размеров клина с помощью соотношения (2).

Выполнение соотношения (2) позволяет выбрать материал и размеры клина такими, при которых максимальное значение тормозной перегрузки, действующей на тормозимый объект, не превышают заданной величины, определяемой прочностью тормозимого объекта или тормозного устройства.

На фиг.1 и фиг.2 показан пример выполнения заявляемого тормозного устройства в исходном состоянии (фиг.1 – вид сбоку, фиг.2 – поперечное сечение тормозного башмака, охватывающего головку рельса). На фиг.3 и фиг.4 показано тормозное устройство в процессе торможения (фиг.3 – вид сбоку, фиг.4 – поперечное сечение тормозного башмака с клином, внедрившимся в клиновидную выемку).

Тормозное устройство состоит из охватывающего головку рельса 3 башмака 1, в передней по направлению движения тормозимого объекта 4 части которого выполнена клиновидная выемка 5, и элемента 2 из упругопластичного материала, предназначенного для размещения в клиновидной выемке 5 во время торможения над верхней поверхностью головки рельса 3 и выполненного в виде клина, на верхнюю поверхность которого нанесено антифрикционное покрытие, например, консистентная смазка (на фиг.1-4 не показано).

Предлагаемое тормозное устройство работает следующим образом. Тормозимый объект 4 вместе с башмаком 1 движется по рельсу 3. На пути движения тормозимого объекта 4 в заданной точке на верхней поверхности головки рельса напротив клиновидной выемки установлен клин 2 из упругопластичного материала (см. фиг.1). Тормозной башмак 1 наезжает на клин 2, который внедряется в клиновидную выемку 5 (см. фиг.3).

При выполнении условия (1) внедрение клина 2 в клиновидную выемку башмака 1 поддерживается силой трения, действующей на нижнюю поверхность клина и превышающей горизонтальную составляющую сил давления и трения, действующих на его верхнюю поверхность. Если условие (1) не выполняется, то клин выталкивается силами давления, действующими на его верхнюю поверхность, и торможения не происходит. Давление, действующее на поверхность клиновидной выемки и на верхнюю поверхность головки рельса, ограничено величиной предела текучести материала клина, выбранного по соотношению (2), что обеспечивает непревышение заданного предела тормозной перегрузки.

Было проведено испытание предлагаемого тормозного устройства с параметрами: масса тормозимого объекта – 30 кг, масса тормозного башмака – 1,5 кг, масса клина – 25 г, угол клина =6°, материал клина – полиэтилен (т=9·106 Н/м2), длина рабочей части клина L=60 мм, ширина клина b=50 мм.

При коэффициентах трения верхней поверхности полиэтиленового клина, смазанной консистентной смазкой, о поверхность клиновидной выемки башмака в статике f1=0,04, нижней поверхности полиэтиленового клина о верхнюю поверхность головки рельса при скорости 50 м/с f2=0.16 и tg6°=0.105 условие (1) выполняется

0.105<0.16-0.04=0.12.

В эксперименте при начальной скорости торможения 50 м/с, тормозной путь составил 18 м.

При угле клина 8° условие (1) не выполняется:

0.14>0.16-0.04=0.12,

и торможение спасаемого объекта не происходит.

При величинах коэффициентов трения в статике нижней поверхности клина о верхнюю поверхность головки рельса f’2=0.26 и башмака о нижнюю поверхность головки рельса f3=0.12 и допустимой тормозной перегрузке условие (2) выполняется

.

Перегрузка, действующая на спасаемый объект, в эксперименте не превысила 40 ед.

Таким образом, предлагаемое тормозное устройство, выполненное с учетом условия (1) и соотношения (2), обеспечивает достижение технического результата – спасение объектов испытаний при уровне тормозных перегрузок, не превышающем заданный.

Формула изобретения

Тормозное устройство, содержащее тормозной башмак, охватывающий верхнюю и боковые поверхности головки рельса, элемент из упругого материала, предназначенный для взаимодействия с рельсом и башмаком, отличающееся тем, что башмак выполнен охватывающим головку рельса и с возможностью соединения с тормозимым объектом, в передней по направлению движения тормозимого объекта части башмака выполнена клиновидная выемка, элемент выполнен из упруго-пластичного материала в виде клина и предназначен для размещения во время торможения в клиновидной выемке башмака над верхней поверхностью головки рельса, на верхнюю поверхность клина, контактирующую с поверхностью клиновидной выемки башмака, нанесено антифрикционное покрытие, причем угол скоса клина выбран из условия

tg2-f1, где

f1 – коэффициент трения верхней поверхности клина о поверхность клиновидной выемки башмака в статике;

f2 – коэффициент трения нижней поверхности клина о верхнюю поверхность головки рельса при заданной начальной скорости тормозимого объекта;

а материал клина и его размеры определены из соотношения

где

т – предел текучести материала клина;

m – масса тормозимого объекта вместе с массой тормозного устройства;

– допустимая величина тормозной перегрузки;

f’2 – коэффициент трения нижней поверхности клина о верхнюю поверхность головки рельса в статике;

f3 – коэффициент трения башмака о нижнюю поверхность головки рельса в статике;

g – ускорение свободного падения;

b – ширина клина;

L – длина рабочей части клина, контактирующей с поверхностью клиновидной выемки башмака.

РИСУНКИ

Categories: BD_2327000-2327999