Патент на изобретение №2325434
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ СИЛОВЫХ ТУРБИН
(57) Реферат:
Использование: для силовых турбин, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установок (ГТУ). Сущность: масло содержит, в мас.%: продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана 0,1-1,5, сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат 10-40, 2,6-дитрет-бутилпаракрезол 0,5-5,0, трикрезилфосфат 1-5, бензотриазол 0,001-0,5, полиальфаолефиновое масло ПАОМ – до 100. Технический результат – улучшение термоокислительной стабильности масла при 225°С и термической стабильности при 250°С. 2 табл.
Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ). Требования, предъявляемые к маслам для указанных узлов эксплуатации: – стабильные смазывающие свойства при минимальных температурах (ниже минус 55°С) и максимальных (выше 200°С) при режиме форсажа (взлет-посадка) в течение требуемого ресурса с многочисленными остановками. Известен состав смазочного масла для силовых турбин [RU 2125084 C1, 1999], широко эксплуатируемого в дозвуковой авиации и газоперекачивающих агрегатах с рабочими температурами до 120°С, имеющее торговое наименование «Авиационное масло Мс-8п» Ост.38.01163-78 (изм.1-10), состава, мас.%:
Недостатком известного масла является его неудовлетворительная термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°С, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя. Известно смазочное масло для силовых турбин [RU 2109800 С1, 1998] следующего состава, мас.%:
Недостатком масла является неудовлетворительная термоокислительная стабильность при температуре выше 200°С, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию ГТД и авиаприводов ГПА. Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к предлагаемому смазочному маслу является смазочное масло для силовых турбин [RU 2185423 С1, 2002] следующего состава, мас.%:
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные эксплуатационные свойства: стабильность к окислению при 210°С и термическая стабильность при 250°С, которые не обеспечивают эксплуатационные параметры теплонапряженных ГТД современной авиационной техники 4-го и 5-го поколений. Техническим результатом, на реализацию которого направлено заявленное смазочное масло, является улучшение его термоокислительной стабильности при 225°С и термической стабильности при 250°С. Для достижения указанного технического результата заявленное смазочное масло, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктиловый эфир себациновой кислоты и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана. Могут быть использованы эфиры триметилолпропана и карбоновых кислот, содержащих от 5 до 18 атомов углерода. Компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:
Использование сложных эфиров и химического соединения, полученного по реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, при эксплуатации масла улучшает термоокислительную стабильность при температуре 230°С и термическую стабильность при 250°. Для приготовления составов смазочного масла использованы следующие ингредиенты: – продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, представляющие собой прозрачную бесцветную жидкость или жидкость светло-желтого цвета, с содержанием азота 4,2%, с плотностью при 20°С, равной 0,98 г/см3, температурой воспламенения выше 500°С, температурой кипения выше 300°С (испытания по СТП №002-2005) (аналитический метод КВС-108), – трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 (изм.1-4) – желтоватая прозрачная жидкость с температурой вспышки 240-244°С, – 2,6-дитретбутилпаракрезол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 – белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5-69,7°С, – эфир карбоновой кислоты триметилопропана (Nycobase 8317 фирмы Nyco, Франция) с вязкостью при 100°С, равной 3,9-4,4 сСт, плотностью при 20° – 0,947-0,949, температурой вспышки в открытом тигле – 240°С при испытании по ISO 11014, – диизооктиловый эфир себациновой кислоты по ТУ 6-06-11-88, с кислотным числом не более 0,14 кон/г, температурой воспламенения 400°С, – синтетическое базовое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4 по ТУ 38.401.4070-98, полученное олигоизомеризацией Технология приготовления предлагаемого масла включает следующие стадии: 1) дозирование компонентов – продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, – трикрезилфосфат, – 2,6-дитретбутилпаракрезол, – эфир одноосновной карбоновой кислоты и триметилопропана или диизооктиловый эфир себациновой кислоты, 2) перемешивание базового масла при температуре 70-80°С до полного растворения, 3) фильтрация готового масла. Для испытания были приготовлены образцы масла (табл.1). Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла для силовых турбин по прототипу, приведены в табл.2. Как видно из результатов, использование сочетания присадок в предлагаемом масле позволяет улучшить термоокислительную стабильность при 235°С и термическую стабильность при 250°С. Применение такого масла обеспечит работоспособность, надежность 4-го и 5-го поколения теплонапряженных ГТД сверхзвуковой авиации.
Формула изобретения
Смазочное масло для силовых турбин, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана при следующем соотношении компонентов, мас.%:
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.07.2008
Извещение опубликовано: 27.05.2010 БИ: 15/2010
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||