Патент на изобретение №2160389

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2160389 (13) C1
(51) МПК 7
F04D13/14
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99110855/06, 24.05.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.05.1999

(45) Опубликовано: 10.12.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
КРАЕВ М.В. и др. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. – М.: Машиностроение, 1985, с.18, рис.1.11. SU 155399 A, 01.08.1983. SU 985437 A, 30.12.1982. SU 1208317 A1, 30.01.1986. SU 227104 A, 05.02.1969. EP 0735273 A1, 02.10.1996. FR 2352184 A1, 20.01.1978. FR 2194245 B, 22.02.1974. GB 1435159 B, 12.05.1976. FR 2075830 B, 08.10.1971. FR 2408739 A1, 08.06.1979.

Адрес для переписки:

141070, Московская обл., г. Королев, ул. Ленина 4а, ОАО РКК “Энергия” им. С.П. Королева, отдел промышленной собственности и инноватики

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева”

(72) Автор(ы):

Белоусов Н.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева”

(54) ДУБЛИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ


(57) Реферат:

Дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроительной гидравлике и может быть использован в авиационной и космической технике, а также в других областях техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит корпус с входным и выходным штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса. Входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов. Каждый электронасос выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой установлены насосный блок и электродвигатель, диффузор насосного блока выполнен в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы, при этом в корпусе выполнены расточки под каждую обойму и соединяющий их цилиндрический канал, сообщающий диффузоры обоих электронасосов друг с другом и с выходным штуцером, а в канале размещена уплотненная по наружной поверхности втулка, внутри которой размещен двусторонний обратный клапан. Использование изобретения позволяет повысить технологичность электронасосного агрегата и уменьшить радиальные габариты. 2 ил.


Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Известен дублированный электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем два электронасоса, входные полости которых объединены с входным штуцером, а их выходные полости через обратные клапаны связаны с выходным штуцером [1]. Недостатком этого ЭНА являются значительные габариты и масса, что является следствием наличия двух обратных клапанов, а также наличие общего корпуса наряду с корпусами электронасосов.

Этого недостатка лишен выбранный в качестве прототипа дублированный ЭНА, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов [2].

Недостатком этого ЭНА являются низкая технологичность конструкции ЭНА, так как размещение двустороннего обратного клапана требует применения сварочных операций, а также повышенный радиальный габарит, вызванный наличием протяженных конических диффузоров в каждом электронасосе.

Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является повышение технологичности дублированного ЭНА и снижение радиальных габаритов.

Этот результат достигается за счет того, что в дублированном ЭНА, содержащем корпус с входным и выходным штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов, согласно изобретению каждый электронасос выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой установлены насосный блок и электродвигатель, диффузор насосного блока выполнен в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы, при этом в корпусе выполнены расточки под каждую обойму и соединяющий их цилиндрический канал, сообщающий диффузоры обоих электронасосов друг с другом и с выходным штуцером, а в канале размещена уплотненная по наружной поверхности втулка, внутри которой размещен двусторонний обратный клапан. Выполнение электронасосов в виде цилиндрической обоймы, в которой установлены насосный блок и электродвигатель, и выполнение диффузора насосного блока в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы известны в технике (см. , например, [3]), однако только в совокупности с сообщением расточек корпуса относительно коротким цилиндрическим каналом и размещением в нем двустороннего обратного клапана это приводит к повышению технологичности дублированного ЭНА и снижению радиальных габаритов. Так как заявленная совокупность существенных признаков устройства позволяет получить указанный технический результат, то заявленное устройство соответствует критерию “изобретательский уровень”.

На фиг. 1 приведен пример конкретного выполнения дублированного электронасосного агрегата, продольный разрез, на фиг. 2 – то же, поперечный разрез по рабочим колесам.

Дублированный электронасосный агрегат содержит корпус 1, в котором установлены два центробежных электронасоса 2 и 3, а также двусторонний обратный клапан 4. Каждый из электронасосов 2 и 3 выполнен в виде цилиндрической обоймы 5, в которой установлены насосный блок 6 и электродвигатель 7. В данном примере конкретного выполнения насосный блок состоит из рабочего колеса 8, установленного на валу электродвигателя 7, однако в общем случае насосный блок может быть выполнен из нескольких последовательно соединенных между собой ступеней, что и объясняет использование в формуле изобретения обобщающего термина “насосный блок”. Диффузор каждого насосного блока 6 выполнен в виде канавки 9 переменного сечения на наружной поверхности обоймы 5, при этом в корпусе 1 выполнены расточки 10 под каждую обойму 5 и соединяющий их цилиндрический канал 11, сообщающий диффузоры обоих электронасосов друг с другом. В канале 11 размещена уплотненная по наружной поверхности втулка 12, внутри которой размещен двусторонний обратный клапан 4. Он выполнен в виде шарика 13, размещенного между коническими седлами 14 и 15. Во втулке 12 выполнены отверстия 16. В корпусе 1 выполнены входной штуцер 17, сообщенный с входными полостями 18 электронасосов 2 и 3 посредством каналов 19, и выходной штуцер 20, сообщенный с выходными полостями 21 электронасосов 2 и 3 через двусторонний обратный клапан 4, а более конкретно – через его отверстия 16. Втулка 12 уплотнена по своей наружной поверхности посредством резиновых колец 22. В каждой из обойм 5 выполнено отверстие 23, сообщающее канавку 9 с внутренней полостью обоймы 5.

ЭНА работает следующим образом. При включении одного из электродвигателей 7 (например, верхнего электронасоса 2) он вращает его колесо 8. Электродвигатель 7 нижнего электронасоса 3 при этом не работает. Жидкость через входной штуцер 17, верхний канал 19 и входную полость 18 электронасоса 2 поступает на периферию его колеса 8, затем через отверстие 23 поступает в диффузор – канавку 9 на наружной поверхности обоймы 5, где происходит преобразование кинетической энергии жидкости в энергию статического давления, и далее – в верхнюю выходную полость 21 электронасоса 2. Далее жидкость поступает внутрь втулки 12 и через отверстия 16 в выходной штуцер 20. При этом шарик 13 двустороннего обратного клапана 4 под воздействием статического давления жидкости, создаваемого электронасосом 2, поджат к седлу 15 и перекрывает проток жидкости изнутри втулки 12 через неработающий в данный момент нижний электронасос 3 во входной штуцер 17. При отказе или выработке ресурса электронасоса 2 его выключают и включают электронасос 3. Электродвигатель 7 электронасоса 3 вращает его колесо 8. Электродвигатель 7 верхнего электронасоса 2 при этом не работает. Жидкость через входной штуцер 17, нижний канал 19 и входную полость 18 электронасоса 3 поступает на периферию его колеса 8, затем через отверстие 23 поступает в диффузор – канавку 9 на наружной поверхности обоймы 5 и в нижнюю выходную полость 21 электронасоса 3. Далее жидкость поступает внутрь втулки 12. Шарик 13 двустороннего обратного клапана 4 под воздействием статического давления жидкости, создаваемого электронасосом 3, отходит от седла 15 и поджимается к седлу 14. Жидкость через отверстия 16 поступает в выходной штуцер 20. Шарик 13 перекрывает проток жидкости изнутри втулки 12 через неработающий в данный момент верхний электронасос 2 во входной штуцер 17. Цилиндрический канал 11, в котором размещена втулка 12, выполнен методом электроэрозионной обработки, позволяющим получить диаметр канала 11 с точностью от двенадцатого до четырнадцатого квалитетов. С учетом малой величины перепада давлений между выходным и входным штуцерами центробежных ЭНА (для изделий космической техники этот перепад не превышает 0,2 МПа) такая точность вполне достаточна для обеспечения уплотнения втулки 12 посредством резиновых колец 22. Сам обратный клапан 4 (шарик 13 между седлами 14 и 15) может быть изготовлен запрессовкой одной цилиндрической детали в другую (на иллюстрациях втулка 12 условно показана единой, чтобы не перегружать их подробностями, не относящимися непосредственно к работе заявленного устройства), что является более технологичным по сравнению с прототипом, ибо позволяет избежать сварочных операций. Полученное снижение габаритов особенно ценно для изделий космической техники, характеризующихся весьма малыми располагаемыми объемами под компоновку оборудования.

Литература
1. Авторское свидетельство СССР N 155399 по кл. F 04 D 13/14, 1963 г.

2. М. В. Краев, В.А. Лукин, Б.В. Овсянников, “Малорасходные насосы авиационных и космических систем”, М., “Машиностроение”, 1985, стр. 18, рис. 1.11.

3. Патент РФ N 2103556 по классу F 04 D 13/06, 1998 г.

Формула изобретения


Дублированный электронасосный агрегат, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов, отличающийся тем, что каждый электронасос выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой установлены насосный блок и электродвигатель, диффузор насосного блока выполнен в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы, при этом в корпусе выполнены расточки под каждую обойму и соединяющий их цилиндрический канал, сообщающий диффузоры обоих электронасосов друг с другом и с выходным штуцером, а в канале размещена уплотненная по наружной поверхности втулка, внутри которой размещен двусторонний обратный клапан.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.05.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 34-2003

Извещение опубликовано: 10.12.2003


Categories: BD_2160000-2160999