Патент на изобретение №2322481
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ РЕДУКТОРОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
(57) Реферат:
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. Сущность: масло содержит в мас.%: бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амин-1,0-3,0; (С7-С9)алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты 0,5-4,0; N,N-бис(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин 0,05-0,25; меркаптобензотиазол 1,0-2,4; сложный эфир пентаэтрита и жирных кислот С5-С10 остальное. Технический результат – улучшение антикоррозионных свойств смазочного масла и показателей по его испаряемости при температуре 250°С. 2 табл.
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. Смазочные масла должны обладать стабильными смазывающими свойствами при минимальных температурах (ниже минус 55°С) и максимальных температурах (200°C-250°C) в режиме форсажа. Известен состав смазочного масла для газовых турбин (RU 2125084 C1, 1999), эксплуатируемый в дозвуковой авиации и газоперекачивающих аппаратах (ГПА) с рабочими температурами до 120°С, с торговым наименованием “авиационное масло Мс-8п ОСТ 38.01163-78 (изм.1-10%) состава, мас.%:
Недостатком известного масла является его невысокая термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°С, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя. Известно смазочное масло для газовых турбин (RU 2100800 С1, 1998) следующего состава, мас.%:
Недостатком масла является низкая термоокислительная стабильность при температуре выше 200°С, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию газотурбинных двигателей (ГТД) и авиаприводов ГПА. Известно смазочное масло газовых турбин (RU 2185423 С1, 2002) следующего состава, мас.%:
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные смазывающие свойства. Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемому смазочному маслу является смазочное масло Б-3В, содержащее в качестве базового масла эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот С7-С9, применяемое в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой техники («Топлива, смазочные материалы, технические жидкости», справочник под ред. В.М. Школьникова, М., Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.169-171). Масло Б-3В содержит присадки: антиокислительную – параоксидифениламин и противоизносную – меркаптобензотиазол (SU 327237A, 1972, описание). Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные антикоррозийные свойства при 200°С и испаряемость при 250°С. Техническим результатом, для реализации которого предназначено смазочное масло, является улучшение антикоррозионных свойств при 200°С и испаряемости при 250°С. Указанный технический результат достигается тем, что смазочное масло для редукторов летательных аппаратов, содержащее в качестве базового масла эфир многоатомных спиртов и одноосновных жирных кислот, меркаптобензотиазол в качестве противоизносной присадки и замещенный дифениламин, согласно изобретению в качестве замещенного дифениламина содержит бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин и дополнительно содержит антиокислительную присадку – С7-С9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и ингибитор коррозии – производное толутриазола: N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин при следующем соотношение компонентов, мас.%:
Совместное использование в составе смазочного масла антиокислительных присадок: замещенного дифениламина и С7-С9 алкилового эфира 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и производного толутриазола, позволяет улучшить антикоррозионные свойства смазочного масла и показатели по его испаряемости при высокой температуре 250°С. Для приготовления составов смазочного масла использованы следующие ингредиенты: – в качестве замещенного дифениламина состав масла содержит [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин, представляющий собой кристаллический порошок от белого до желтого цвета с плотностью 1,02 г/см2, температурой вспышки в закрытом тигле выше 150°С с испытаниями по СТП 002-2005 и спецификации PS-1551 (аналитический метод КВС-1551). Кроме того, масло содержит С7-С9алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты – жидкость от желтого до коричневого цвета с точкой плавления ниже минус 30°С, температурой вспышки выше 150°С, температурой самовоспламенения выше 365°С, испытанную по СТП 002-2005 и по спецификации ПН 2244 (аналитический метод КВС-506/1). Масло также содержит производное толутриазола в виде N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин – бесцветную жидкость с температурой кипения 271°С, плотностью 0,94-0,96 г/см3, температурой воспламенения выше 280°С с испытаниями по СТП 002-2005 и спецификации PS-184210 (аналитический метод 184210) и применяют меркаптобензотиазол как противоизносную присадку с торговым наименованием “каптакс” – гранулированный порошок по ГОСТ 730, с температурой плавления 174°С, массовой долей железа 0,008%, механической прочностью гранул – 0,8-8,0%. В качестве базового масла используют эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот С5-С10 с вязкостью при 100°С не менее 4,8 мм2/с, температурой застывания не ниже минус 60°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 235°С, кислотным число не более 0,5 мг КОН/г с испытаниями по СТП 001-2005. Технология приготовления предлагаемого масла состоит из следующих операций: 1) дозирование компонентов: – сложного эфира пентаэритрита и жирных кислот С5-С10 как базового масла, – бис-[4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амина, – С7-С9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты, – N,N-бис-(2этилгексил)-4метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина, – меркаптобензотиазола. 2) перемешивание базового масла с компонентами до полного растворения всех компонентов при температуре 70-80°С; 3) фильтрация готового масла. В примерах 1-7 проиллюстрированы составы смазочного масла и их технические показатели (табл.1 и 2). Предложенные масла характеризуются улучшенными антикоррозионными свойствами и пониженной испаряемостью при высокой температуре 250°С в сравнении с испытанным известным маслом. Использование смазочного масла по предлагаемому изобретению в редукторах аппаратов и высоконагруженных агрегатах трансмиссий летательной техники обеспечит их надежную и безопасную эксплуатацию при требуемом ресурсе, сократит число ремонтных работ.
Формула изобретения
Смазочное масло для редукторов летательных аппаратов, включающее сложные эфиры многоатомных спиртов и жирных кислот С5-С10, меркаптобензотиазол и замещенный дифениламин, отличающееся тем, что в качестве замещенного дифениламина содержит бис[4-(1,1,3,3-тетраметилбутилфенил]амин и дополнительно содержит антиокислительную присадку – (С7-С9)алкиловый эфир-3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и ингибитор коррозии – N,N-бис(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:
QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Хурумова Аида Федоровна
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Московский нефтемаслозавод”
Договор № РД0038006 зарегистрирован 01.07.2008
Извещение опубликовано: 10.08.2008 БИ: 22/2008
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Хурумова Аида Федоровна
Вид лицензии*: ИЛ
Лицензиат(ы): Закрытое акционерное общество “Новая компания Авиасинтез”
Договор № РД0040429 зарегистрирован 04.09.2008
Извещение опубликовано: 20.10.2008 БИ: 29/2008
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”
Напечатано: Вид лицензии: ИЛ
Следует читать: Вид лицензии: НИЛ
Номер и год публикации бюллетеня: 29-2008
Код раздела: QB4A
Извещение опубликовано: 27.11.2008 БИ: 33/2008
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||