Патент на изобретение №2160209
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДИРИЖАБЛЬ
(57) Реферат: Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. Дирижабль содержит корпус и заполненный легким газом средний баллон, который размещен внутри корпуса. Предусмотрены также два крайних баллона, которые выполнены с возможностью изменения формы и объема от атмосферного давления. Имеются компрессоры, которые предназначены для перекачивания легкого газа из крайних баллонов в средний баллон при управлении аэростатической подъемной силой в зависимости от режима полета. Изобретение направлено на увеличение пределов управления аэростатической подъемной силой. 1 ил. Изобретение относится к области аэронавтики и применяется для перевозки пассажиров и грузов, а также для использования его с целью обороны в различных родах войск /см. журн. Морской сборник, 1980, N 8, с. 82 и газету “Красная звезда” от 21.11.84 /. Известен проект дирижабля, взлет и посадка которого производится изменением баллонов, помещенных в оболочке дирижабля, путем подогрева или охлаждения содержимого в них легкого газа /см. журн. Техника – молодежи, 1981, N 3, с. 29 и рис. 15 на с. 3 обложки/. Такое воздействие над баллонами вызовет малое изменение их объема, который имели они первоначально, при температуре окружаемого воздуха. Кроме этого недостатка, на нагрев и охлаждение баллонов потребуется немало времени, исчисляющегося часами, которое может совпасть со временем полета дирижабля, а это не особенно выгодно как для пассажиров, так и для экипажа. Известен еще дирижабль /прототип, см. патент РФ N 2034743/, в котором в середине его оболочки помещен газовый баллон высокого давления, напоминающий по своему исполнению ресивер, не играющий особой роли в подъемной силе дирижабля в связи его малым объемом по отношению к оболочке дирижабля. Здесь же по обеим сторонам баллона высокого давления расположены газовые камеры, предназначенные вместе с баллонетами, наполненными воздухом, для управления дирижаблем во время его спуска и подъема. В совокупности все это устройство усложняет как конструкцию дирижабля, так и его управление, и они только приемлемы в дирижаблях мягкой конструкции и абсолютно не пригодны для дирижаблей жесткой конструкции, в которых внешняя оболочка не герметизирована по отношению забортного воздуха /см. лит. Б. Г. Броуде. Воздухоплавательные летательные аппараты, с. 19-22, 1976 /. Целью настоящего изобретения является увеличение пределов управления аэростатической подъемной силой дирижабля, что сделает его более надежным во время полета и посадки. Данная цель достигается тем, что для управления в широких пределах аэростатической подъемной силой дирижабля в его оболочке помещены три баллона, заполненные легким газом и имеющие сообщение между собою через трубы, компрессоры и вентильные устройства, причем средний баллон от постоянного повышенного давления легкого газа имеет неизменную форму и объем, а два крайних баллона выполнены с возможностью изменения формы и объема в зависимости от состояния дирижабля в режиме полета, с сохранением прежней массы легкого газа. На чертеже приводится общий вид дирижабля в продольном разрезе. Дирижабль состоит из следующих основных частей: оболочки 1; баллонов 2-3 с изменяющимися объемами; баллона 4 с постоянным объемом; трубопроводов 5; клапанов 6; вентилей 7; компрессоров 8, соединяющихся с двигателями через муфты сцепления /на чертеже не показаны/; гондолы 9. Управление аэростатической подъемной силой дирижабля производится следующим образом. При необходимости снижения дирижабля вниз при помощи муфт сцепления /на чертеже не показаны/ включаются компрессоры 8 к двигателям, начинается перекачка легкого газа из баллона 2-3 через трубопроводы 5 в баллон 4, проходя открытые клапана 6; вентили 7 в это время должны быть закрытыми. Баллоны 2-3 уменьшаются в объеме, сжимаются и сплющиваются от атмосферного давления воздуха и принимают другую форму /см. чертеж – пунктирные линии 10 баллонов 2-3/; дирижабль начинает снижаться и, подлетев к месту посадки, разъединяет винты /пропелеры/ от двигателя, дирижабль останавливается и, не переставая делать перекачку газа, продолжает снижаться на намеченном месте и после посадки прекращается перекачка легкого газа путем прекращения работы двигателей. В процессе подъема дирижабля вверх открываются вентили 7, легкий газ по трубопроводам 5, минуя клапана 6, из баллона 4 начинает поступать в баллоны 2-3, они надуваются по объему и дирижабль становится легче окружающего его воздуха, начинает подниматься вверх и, достигнув намеченной высоты, перекрываются вентили 7, включаются в работу двигатели и дирижабль переходит в режим полета. При перекачке легкого газа из баллонов 2-3 в баллон 4 или наоборот баллон 4 должен сохранять все время свою форму и объем неизменным, и его аэростатическая подъемная сила должна компенсировать вес порожнего дирижабля. Применение трех баллонов в дирижабле технически вполне оправдано, так как баллонами 2-3 можно создавать дифферент дирижабля как в его носовую часть, так и кормовую, например, как это делается на подводных лодках. Использование данного изобретения позволяет в значительной степени повысить технические характеристики дирижабля, снизить эксплуатационные расходы за счет нерегулярного потребления легкого газа дирижаблем при каждом его полете. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.12.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 12-2003
Извещение опубликовано: 27.04.2003
|
||||||||||||||||||||||||||
