|
(21), (22) Заявка: 2006112314/11, 13.04.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
13.04.2006
(46) Опубликовано: 27.03.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2082027 C1, 20.06.1997. DE 4240099 C1, 19.05.1994. RU 2073801 C1, 20.02.1997. DE 19631437 A1, 05.02.1998. JP 2000130454 A, 12.05.2000.
Адрес для переписки:
302020, г.Орел, Наугорское ш., 29, ОрелГТУ
|
(72) Автор(ы):
Савин Леонид Алексеевич (RU), Поляков Роман Николаевич (RU), Стручков Александр Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Орловский государственный технический университет” (ОрелГТУ) (RU)
|
(54) КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С УПРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения и подшипник скольжения. Наружное кольцо подшипника качения установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок. С увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения. Технический результат заключается в повышении ресурса и надежности системы «ротор – опора». 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.
Известна комбинированная опора [1], которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения. Данная комбинированная опора работает следующим образом: в период запуска (останова) машины передача внешней нагрузки на корпус осуществляется через подшипник качения, на основном режиме в каналах гидростатодинамического подшипника появляется избыточное давление и внешняя нагрузка передается на корпус одновременно через тела качения и смазочный слой подшипника скольжения. Улучшение условий работы и надежности опорного узла достигается за счет того, что на основном режиме работы подшипник качения разгружен, а подшипник скольжения имеет гарантированный радиальный зазор, что исключает основные факторы его износа.
Основным недостатком такой конструкции является то, что положение вала в подшипнике скольжения остается постоянным из-за жесткой постановки подшипника качения в корпус. Следствием этого является практически постоянное соотношение разделения внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения, которая зависит от грузоподъемности последнего, что не учитывает влияние динамических сил неуравновешенности и ударных нагрузок.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении ресурса и надежности системы ротор – опоры путем более гибкого разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения.
Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что наружное кольцо установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, при этом с увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена комбинированная опора. Комбинированная опора состоит из корпуса 1, в котором установлены подшипник качения 2 посредством упругого кольца 3, подшипник скольжения 4 и вал 5.
Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 5 и передача внешней нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2 и упругое кольцо 3. В зависимости от действующих на подшипник качения 2 сил упругие кольца 3 деформируются и ось вала занимает некоторое положение, при котором не происходит отрицательных деформаций вала и деталей подшипника качения, то есть наблюдается эффект самоустановки. С увеличением частоты вращения в каналах подшипника скольжения 4 появляется гидростатодинамическая реакция и происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения 2 и подшипником скольжения 4. Уменьшение нагрузки на подшипник качения 2 вызывает уменьшение деформации упругого кольца 3, причем его жесткость может быть выбрана таким образом, что на основном режиме работы будет наблюдаться близкий к оптимальному режим разделения нагрузок, то есть когда гидростатодинамическая сила подшипника скольжения будет близка по значению и противоположна по направления внешней нагрузке.
Данное устройство позволяет повысить надежность и долговечность опорного узла за счет разделения внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения на различных режимах работы высоконагруженных роторных машин.
Источники информации
1. Комбинированная опора. Авторское свидетельство РФ №2073801, опубликовано 20.02.1997 г. (Прототип).
Формула изобретения
Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что наружное кольцо подшипника качения установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, при этом с увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.04.2008
Извещение опубликовано: 20.05.2010 БИ: 14/2010
|
|