Патент на изобретение №2160032
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДИВАН-КРОВАТЬ
(57) Реферат: Изобретение относится к трансформирующейся мебели, в частности к дивану-кровати, и обеспечивает уменьшение габаритов и повышение удобства в эксплуатации. Диван-кровать имеет шарнирно соединенные сиденье и спинку, установленные на каркасе. Сиденье и спинка по оси симметрии разделены на два комплекта с возможностью поворота комплектов в противоположных направлениях в горизонтальной плоскости с помощью асимметрично сдвоенного кривошипно-шатунного механизма, закрепленного к каркасу, при этом верхние углы спинок комплектов или передние углы сидений соединены между собой шарниром. 2 з.п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к трансформируемой мебели, в частности к диванам-кроватям. Известны три вида трансформации мебели: по длине, по ширине и смешанный. Наиболее часто встречающиеся схемы трансформации приведены в “Справочнике мебельщика”, изд. “Лесная промышленность”, М., 1975, с. 57, рис. 1-24. Диваны-кровати, выполненные по схеме трансформации по ширине, имеют большие габариты по длине, равные длине кровати, и загромождают площади малых помещений в дневное время. Диваны-кровати, трансформируемые по длине, имеют большие габариты по ширине, равные ширине кровати, требуют дополнительной площади для расположения человека при трансформации по обеим сторонам дивана, значительных физических усилий, ручной перекладки спинок, сложную конструкцию каркаса. Смешанная система трансформации не содержит кинематически связанных элементов, требует ручной перекладки элементов, поэтому неудобна в эксплуатации. Кроме того, смешанная схема не уменьшает габариты “дивана” по длине и ширине. Все схемы трансформации имеют неэстетичный вид в положении “кровать” из-за несимметрично расположенных боковых стенок, большого количества ножек, выступающих опорных элементов каркаса для спинок. Большое количество ножек затрудняет применение само направляющихся роликов для перемещения мебели по поверхности пола, а усложненные конструкции каркасов делают ее тяжелой для таких перемещений и практически исключают двусторонний подход к двуспальной кровати. Известен также диван-кровать, содержащий смонтированные на каркасе средствами трансформации дивана в положение “кровать” и обратно сиденье и спинку, причем сиденье плоскостью симметрии разделено на два комплекта, каждый из которых соединен с каркасом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости в противоположные стороны – патент РФ N 2115355, кл. A 47 C 17/04, 1998. Задачей изобретения является снижение габаритных размеров по длине и ширине изделия в положении “диван” при одновременном повышении удобства в эксплуатации за счет снижения усилий при трансформации. Указанный технический результат достигается за счет того, что в диване-кровати, содержащем сиденье и спинку, смонтированные на каркасе, с помощью средств трансформации дивана в положение “кровать” и обратно, сиденье и спинка плоскостью симметрии разделены на два комплекта, сиденья каждого из которых соединены с каркасом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости в противоположных направлениях, а соответствующая спинка соединена с сиденьем шарнирно и опирается в положении “диван”, под определенным тупым углом к сиденью, на заднюю стенку каркаса, кромкой выступающую над нижней плоскостью сиденья так, что исключается поворот спинки в шарнире относительно сиденья назад, но возможен, примерно до перпендикулярного положения, вперед и срезанный до нижней плоскости сиденья на участках, которые пересекаются комплектами при их повороте в горизонтальной плоскости. Иными словами, средством трансформации является совокупность шарнирного соединения спинок с сиденьями, сил веса спинок, смещенных относительно шарниров и стремящихся их повернуть в вертикальной плоскости, а также форма верхней кромки задней спинки каркаса, препятствующая повороту спинок в вертикальной плоскости в положении “диван” и освобождающая их для такого поворота в процессе горизонтального поворота комплектов, а также обеспечивающая подъем спинок при обратном повороте комплектов. Кроме того, поворот комплектов обеспечивается за счет перемещения осей их вращения в продольном направлении с помощью горизонтального, асимметричного, сдвоенного и шарнирно закрепленного к каркасу на оси симметрии кривошипно-шатунного механизма, в ползунах которого, перемещающихся по закрепленным к каркасу перпендикулярно к плоскости симметрии направляющим, размещены оси вращения. Поворот комплектов осуществляется за счет того, что один из шатунов кривошипно-шатунного механизма соединен жестко с сиденьем одного из комплектов, синхронность поворота комплектов и обратимость – за счет общего асимметрично расположенного и шарнирно-закрепленного на оси симметрии кривошипа, а противоположность вращения комплектов за счет возможности вращения сиденья второго комплекта относительно второго шатуна в противоположном направлении, так как они не имеют жесткой связи, а соединены только общей осью вращения и соединением с возможностью относительного вращения расположенных в плоскости симметрии в положении “диван” углов комплектов: передних сидений или верхних спинок в зависимости от принятого при трансформации направления вращения комплектов. Конструкция дивана-кровати получается наиболее простой, если в положении “диван” оси вращения комплектов расположены в вертикальных плоскостях, проходящих под углом 45o к плоскости симметрии: из углов между передними кромками сидений и плоскостью симметрии при вращении комплектов сиденьями к плоскости симметрии на расстоянии C = 0,71 b, и углов между боковыми кромками сидений и осями шарниров между сиденьями и спинками при вращении комплектов спинками к плоскости симметрии на расстоянии C=0,71(a+b-0,5L), где a – ширина кровати; b – ширина сиденья дивана от передней кромки до оси шарнира между сиденьями и спинкой; L – длина кровати, при этом высота спинки от оси шарнира между сиденьем и спинкой должна быть принята h=0,5L-b. Выбор направления вращения комплектов при трансформации дивана в положение “кровать” производится при проектировании в зависимости от назначения, конструктивных размеров, дизайнерского решения, конструкции подлокотников и других факторов. Положение матраса в кровати относительно каркаса как по длине, так и по ширине при любом направлении вращения комплектов будет одинаковым. Форма опорной задней стенки каркаса будет разной, но функционально одинаковой, поэтому в дальнейших разделах описания приводится вариант вращения комплектов при трансформации дивана в положение “кровать”, когда спинки обращаются к плоскости симметрии с графической схемой трансформации на фиг. 2 варианта с вращением комплектов сиденьями к плоскости симметрии. На фиг. 1 изображен диван-кровать, вид сбоку, на фиг.2 – схема трансформации дивана-кровати в положение “кровать” при вращении комплектов сиденьями к плоскости симметрии, на фиг.3 – схема трансформации дивана-кровати в положение “кровать” при вращении комплектов спинками к оси симметрии, на фиг.4 – вид “А-А” на фиг. 3, на фиг. 5 – вид “Б” на фиг.3. На схемах фиг. 2 и фиг. 3 объект изображен “вид сверху” с прозрачными спинками и сиденьями, которые сплошными линиями показаны в положении “диван”, штрихпунктирными тонкими линями – в промежуточном положении, штрихпунктирными основными линиями – в положении “кровать”, пунктирными линиями – опорные элементы каркаса. Диван-кровать содержит каркас 1 с опорной задней стенкой 2 и направляющей 3, по которой в продольном направлении перемещаются ползуны 4 и 5 асимметричного кривошипно-ползунного механизма с общим кривошипом 6, середина которого шарниром 7 закреплена в плоскости симметрии дивана-кровати к каркасу 1, а концы шатунами 8 и 9 с ползунами 4 и 5. Вертикальными осями 10 и 11 на ползунах 4 и 5 с возможностью вращения в горизонтальной плоскости закреплены симметричные относительно середины дивана сиденья 12 и 13 с шарнирно закрепленными к ним спинками 14 и 15, которые, в свою очередь, соединены между собой в верхних углах шарниром 16, позволяющим осуществлять вращение во всех плоскостях. Кроме того, один из шатунов, например 8, жестко соединен с сиденьем, например 12, то есть они могут вращаться вокруг оси 10 одновременно. Направляющая 3 и шарнир 7 располагаются на продольной линии, соединяющей оси 10 и 11, которые в положении “диван” находятся в вертикальных плоскостях, проходящих из углов между боковыми кромками сидений 12 и 13 и осями шарниров 17 и 18 между сиденьями и спинками под углом 45o к плоскости симметрии на расстоянии C=0,71(a+b-0,5L), где a – ширина кровати; b – ширина сиденья дивана от передней кромки до оси шарнира между сиденьями и спинкой; L – длина кровати. При этом высота спинки от оси шарнира между сиденьем и спинкой должна быть h = 0,5L – b. Устройство работает следующим образом. Из положения “диван” в положение “кровать” трансформацию производят поворотом одного из сидений, например 12, по часовой стрелке. Одновременно с сиденьем 12 во вращение вокруг оси 10 вовлекается и шатун 8, так как он жестко соединен с сиденьем 12 и спинка 14, шарниром 17 связанная с сиденьем 12. Шатун 8, отталкиваясь от кривошипа 6, перемещает ползун 4 вместе с осью 10 по направляющей 3 в сторону боковой стенки каркаса 1, тем самым перемещая сиденье 12 со спинкой 14 от плоскости симметрии и давая им возможность вращаться в горизонтальной плоскости. Шатун 8, вращаясь вокруг оси 10, поворачивает кривошип 6 вокруг шарнира 7 против часовой стрелки, кривошип 6 своим вторым концом вовлекает во вращение по часовой стрелке шатун 9, а последний через ось 11 перемещает ползун 5 синхронно с ползуном 4 также к боковой стенке каркаса сиденье 13 со спинкой 15. Но так как спинка 15 шарниром 16 соединена с вращающейся вокруг оси 10 спинкой 14, то и она вовлекается во вращение вокруг оси 11 против часовой стрелки, при этом шарнир 16 перемещается по плоскости симметрии. Через ось шарнира 18 во вращение против часовой стрелки вовлекается сиденье 13, чему не препятствует шатун 9, вращающийся в противоположную сторону, так как между ними нет жесткой связи, аналогичной связи между шатуном 8 и сиденьем 12. Спинки 14 и 15, связанные шарниром 16 в положении “диван”, удерживаются от опрокидывания задней стенкой 2 каркаса 1, которая в средней части дивана, примерно между осями 10 и 11, возвышается над нижней плоскостью сидений 12 и 13 и даже осями шарниров 17 и 18 и срезана, как показано на фиг.4, до нижних плоскостей сидений 12 и 13 на участках от осей 10 и 11 до боковых стенок каркаса с тем, чтобы не препятствовать повороту сидений со спинками. При повороте спинки 14 и 15 вначале, до пересечения шарниром 16 продольной линии между осями 10 и 11, только вращаются в шарнире 16 относительно друг друга, но и по мере дальнейшего разворачивания комплектов, они начинают вращаться и вокруг осей шарниров 17 и 18 до горизонтального положения, образуя вместе с сиденьями матрас кровати. Все описываемые перемещения происходят одновременно и не зависят от того, какое из сидений является как бы “приводным”, а их согласованность обеспечивается кинематическим анализом при проектировании конструктивных элементов. При трансформации из положения “кровать” в положение “диван” взаимодействие и движение элементов будет происходить в обратном порядке. В начале трансформации рекомендуется осуществить небольшой подъем спинки в районе шарнира 16. Все элементы конструкции на фиг.3 могут быть приведены за теми же позициями и на фиг. 2. Отличия состоят в следующем: – в положении и конструкции шарнира 16 (он соединяет передние нижние кромки сидений и обеспечивает плоское относительно друг друга вращение сидений); – в форме верхней кромки задней стенки 2 (срезы до нижней плоскости сидений располагаются со стороны плоскости симметрии, а выступы у боковых стенок каркаса); – в положении осей вращения комплектов, определяемые размером C=0,71b; – в направлении вращения элементов – противоположное. Конструкция дивана-кровати может предусматривать подлокотники. Диван-кровать с шарнирно-рычажными механизмами трансформации требует значительно меньших усилий на трансформацию, так как массы элементов здесь воспринимаются опорами качения, а не шарнирно – рычажными элементами. Диван-кровать имеет малые габариты как по длине, так и по ширине в положении “диван”, что позволяет улучшить планировку малогабаритных помещений или транспортных средств, а также улучшить дизайнерское решение мебели, особенно в положении “кровать”. Формула изобретения
C = 0,71 (a + b – 0,5 L), где a – ширина кровати; b – ширина сиденья дивана от передней кромки до оси шарнира между сиденьем и спинкой; L – длина кровати, при этом высота спинки от оси шарнира между сиденьем и спинкой должна быть равной h = 0,5L – b. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 24.03.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 12-2003
Извещение опубликовано: 27.04.2003
|
||||||||||||||||||||||||||