Патент на изобретение №2319869

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2319869 (13) C2
(51) МПК

F16C33/06 (2006.01)
F16C33/12 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006102948/11, 01.02.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.02.2006

(43) Дата публикации заявки: 20.08.2007

(46) Опубликовано: 20.03.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2199554 С2, 27.02.2003. US 5616406 А, 01.04.1997. ЕР 0456471 А2, 13.11.1991. ЕР 0234602 А1, 02.09.1987. RU 2210587 С1, 20.08.2003. RU 2262392 С1, 20.10.2005.

Адрес для переписки:

142290, Московская обл., г. Пущино, мкр.В, 31, кв.50, В.В.Смолянинову

(72) Автор(ы):

Ромашин Сергей Федорович (RU),
Демидов Владимир Дмитриевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Смолянинов Владислав Владимирович (RU)

(54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления подшипников. Способ заключается в нанесении микрокристаллического, двумерно упорядоченного покрытия из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на наружное кольцо подшипника. Покрытие наносится на сверхзвуковой установке плазменного напыления. Достигается увеличение срока службы керамических покрытий на наружных кольцах подшипника и предотвращение электроэрозии и микросварки тел качения. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, в частности к подшипникам качения для тяговых электродвигателей подвижного состава. Тяговые электродвигатели являются одним из наиболее ответственных узлов локомотивов и моторных вагонов электропоездов и во многом определяют надежную работу подвижного состава.

Якорные подшипники работают в сложных условиях, определяемых высоким уровнем действующих на них сил и частот вращения вала. При этом конструктивные особенности подшипниковых узлов таковы, что не позволяют проводить осмотры этих подшипников между плановыми ремонтами тягового подвижного состава и их ревизию после перегрузок тяговых электродвигателей при вождении тяжеловесных составов.

Кроме того, в тяговых электродвигателях переменного тока опасность представляет прохождение электрического тока через подшипники ротора из-за магнитной асимметрии электрической машины.

Для предотвращения этого один из подшипниковых щитов делается составным с применением слоя изоляции. Это усложняет и удорожает изготовление и снижает надежность двигателей. Поэтому вопрос токовой защиты остается актуальным. Некоторые зарубежные фирмы наносят защитное керамическое покрытие на наружное кольцо подшипника. Но эти покрытия обладают низким сопротивлением изгибу и могут отслаиваться от подложки (Evolution, business and technology magazine from SKF, № 3, 1996, pp.22-24).

Кроме того, на всех вращающихся деталях индуцируется электрический ток, который вызывает электроэрозию и способствует микросварке между дорожками качения и телами качения.

Для увеличения срока службы керамических покрытий на наружное кольцо подшипника наносят микрокристаллическое, двумерно упорядоченное покрытие из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на сверхзвуковой установке плазменного напыления. При этом достигается очень высокая адгезия, сравнимая с силой связей внутри подложки, и очень низкая пористость, менее 1%.

Для полного устранения прохождения электрического тока через подшипник и предотвращения электроэрозии и микросварки тел качения с дорожками качения в смазку подшипника вводят минерал серпентинит с тонкодисперсными добавками из окислов магния, кальция, железа, алюминия, алюмосиликатами и тальком. В процессе работы подшипника минеральные вещества в зоне высоких контактных напряжений образуют на телах качения и дорожках качения диэлектрический стеклокерамический слой, имеющий низкий коэффициент трения и препятствующий прямому контакту стальных тел качения и колец.

Формула изобретения

1. Способ повышения ресурса подшипника качения, содержащего внутреннее и наружное кольца и размещенные между кольцами тела качения, отличающийся тем, что на наружное кольцо подшипника наносят микрокристаллическое, двумерно упорядоченное покрытие из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на сверхзвуковой установке плазменного напыления.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в смазку подшипника вводят минерал серпентинит с тонкодисперсными добавками из окислов магния, кальция, железа, алюминия, алюмосиликатами и тальком.


QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Смолянинов Владислав Владимирович

Вид лицензии*: ИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью “Техплазма”

Договор № РД0054584 зарегистрирован 17.09.2009

Извещение опубликовано: 27.10.2009 БИ: 30/2009

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2319000-2319999