Патент на изобретение №2319824

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2319824 (13) C1
(51) МПК

E21B7/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007109887/03, 20.03.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.03.2007

(46) Опубликовано: 20.03.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 3529679 А, 29.11.1968. SU 604982 А, 30.04.1978. SU 646024 А, 05.02.1979. SU 1033695 А, 07.08.1983. SU 1742460 A1, 23.06.1992. RU 2019664 C1, 15.09.1994. RU 2030538 C1, 10.03.1995. RU 3618 U1, 16.02.1997. RU 16516 U1, 30.06.2000. US 4022284 A, 10.05.1977. DE 4436264 C1, 30.11.1995. DE 20314277 U1, 29.01.2004.

Адрес для переписки:

143500, Московская обл., г. Истра, а/я 21, ЗАО “МОЗБТ”

(72) Автор(ы):

Бебенин Владимир Юрьевич (RU),
Кравченко Алексей Евгеньевич (RU),
Бей Юрий Николаевич (RU),
Черкасов Владимир Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое Акционерное Общество “МОСКОВСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЗАВОД БУРОВОЙ ТЕХНИКИ” ЗАО “МОСКОВСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЗАВОД БУРОВОЙ ТЕХНИКИ” (RU)

(54) САМОХОДНАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ НАКЛОННЫХ СКВАЖИН

(57) Реферат:

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к самоходной буровой установке для бурения наклонных скважин. Установка включает установленную на транспортном средстве неподвижную платформу 1, шарнирно соединенную с опорной рамой 2, имеющей возможность поворота в вертикальной плоскости, проходящей через ось транспортного средства, с помощью установленного на неподвижной платформе гидродомкрата 3, поворотную каретку 5 с откосами в виде гидродомкратов 6 и ствол мачты 4. Ствол мачты 4 смонтирован с возможностью перемещения вдоль поворотной каретки 5, которая установлена на оси 7 опорной рамы 2 с возможностью поворота вокруг упомянутой оси максимум на 20° в каждую из сторон от вертикали, осуществляемого посредством установленного на опорной раме 2 гидродомкрата 6. Поворотная каретка 5 снабжена узлом фиксации положения ствола мачты 4 в заданном направлении, состоящим из неподвижного элемента, жестко установленного на опорной раме 2, и подвижного элемента, жестко смонтированного на поворотной каретке 5. Обеспечивает возможность бурения наклонных скважин в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в стесненных условиях стройплощадок и на уступах карьеров при надежной фиксации ствола мачты в заданном наклонном положении. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при бурении наклонных геологоразведочных и технических скважин в продольной и поперечной плоскостях относительно оси шасси автомобиля в стесненных условиях строительных площадок и на уступах карьеров.

Известна самоходная буровая установка УРБ-2А-2, содержащая платформу, жестко соединенную с шасси автомобиля, и несущий ствол мачты, шарнирно соединенный с платформой подкосом в виде гидродомкрата (Справочник по бурению скважин на воду. Под ред. проф. Д.Н.Башкатова. М. «Недра», 1979, стр.70).

Недостатком этой установки является возможность бурения исключительно вертикальных скважин.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является самоходная буровая установка, включающая установленную на транспортном средстве неподвижную платформу, шарнирно соединенную с опорной рамой, имеющей возможность поворота в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, с помощью установленного на неподвижной платформе гидродомкрата, и ствол мачты, жестко соединенный с опорной рамой (RU 2030538, Кл. Е21В 7/02, опубл. 1995).

Недостатком описанной конструкции является возможность изменения угла наклона ствола мачты только в плоскости продольной оси бурового станка, что в стесненных условиях стройплощадок и на уступах карьеров зачастую не представляется возможным. Кроме того, в установке отсутствует устройство, надежно фиксирующее ствол мачты в заданном положении, что значительно снижает безопасность ее эксплуатации.

Техническим результатом, ожидаемым от использования настоящего изобретения, является расширение области применения самоходной буровой установки за счет обеспечения возможности бурения наклонных скважин в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в стесненных условиях стройплощадок и на уступах карьеров при надежной фиксации ствола мачты в заданном наклонном положении.

Указанный технический эффект достигается тем, что в самоходной буровой установке для бурения наклонных скважин, включающей установленную на транспортном средстве неподвижную платформу, шарнирно соединенную с опорной рамой, имеющей возможность поворота в вертикальной плоскости, проходящей через ось транспортного средства, с помощью установленного на неподвижной платформе гидродомкрата, поворотную каретку с откосами в виде гидродомкратов и ствол мачты; согласно изобретению ствол мачты смонтирован с возможностью перемещения вдоль поворотной каретки, которая установлена на оси опорной рамы с возможностью поворота вокруг упомянутой оси максимум на 20° в каждую из сторон от вертикали, осуществляемого при помощи установленного на опорной раме гидродомкрата, при этом поворотная каретка снабжена узлом фиксации положения ствола мачты в заданном направлении, состоящим из неподвижного элемента, жестко закрепленного на опорной раме, и подвижного элемента, жестко закрепленного на поворотной каретке. Подвижный элемент фиксирующего устройства жестко закреплен на поворотной каретке и выполнен в виде дугообразной планки, радиус которой равен расстоянию от оси поворотной каретки до оси установки неподвижного фиксирующего элемента, выполненного с Т-образным внутренним пазом. В верхней стенке Т-образного паза дугообразной планки имеются вырезы, выполненные в виде полуцилиндров с расстоянием между соседними вырезами, обеспечивающим смешение ствола мачты с шагом 5° по обе стороны от вертикали. Неподвижный элемент фиксирующего устройства, жестко закреплен на опорной раме и имеет форму, конгруэнтную Т-образному пазу в дугообразной планке, и установлен с возможностью свободного перемещения по этому пазу. Неподвижный элемент фиксирующего устройства дополнительно содержит по крайней мере два элемента в виде стопорных пальцев диаметром несколько меньшим диаметра полуцилиндрических вырезов в дугообразной планке. Стопорные пальцы расположены по обе стороны от оси неподвижного элемента фиксирующего устройства с возможностью свободного вхождения в полуцилиндрические вырезы на верхней стенке Т-образного паза, размещены в стаканах и удерживаются в рабочем положении пружинами.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена схема самоходной буровой установки без транспортного средства, на фиг.2 – вид А на узел фиксации ствола мачты на фиг.1, на фиг.3 – сечение по А-А узла фиксации ствола мачты на фиг.2 (масштабный фактор не учитывается), на фиг.4 – сечение по Б-Б узла фиксации ствола мачты, на фиг.5 – схема буровой установки без транспортного средства и гидродомкратов при наклонном положении ствола мачты.

Самоходная буровая установка включает установленную на транспортном средстве неподвижную платформу 1, шарнирно соединенную с опорной рамой 2, имеющей возможность поворота в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, с помощью установленного на неподвижной платформе гидродомкрата 3 (фиг.1). Ствол мачты 4 смонтирован с возможностью перемещения в вертикальной плоскости на поворотной каретке 5, которая установлена на оси 7 опорной рамы 2. Посредством установленного на опорной раме 2 гидродомкрата 6 поворотная каретка 5 вместе со стволом мачты 4 имеет возможность изменять свое положение относительно опорной рамы 2 на угол, не превышающий 20° в одну или другую сторону от вертикали в плоскости, перпендикулярной вертикальной плоскости поворота опорной рамы 2.

На корпусе поворотной каретки 5 и опорной рамы 2 смонтирован узел фиксации вертикального и наклонного положения ствола мачты 4 в заданном положении (фиг.2), состоящий из двух элементов. Один из них – неподвижный 8, жестко соединен с опорной рамой 2, на которой установлена и сама поворотная каретка 5. Второй элемент – подвижный 9, жестко установлен на поворотной каретке 5. Подвижный элемент фиксации ствола мачты выполнен в виде дугообразной планки большого радиуса 9 с Т-образным внутренним пазом 10. В верхней стенке Т-образного паза 10 имеются вырезы 11 в форме полуцилиндров с расстояниями между соседними вырезами 11, обеспечивающими смещение ствола мачты 4 с шагом 5° по обе стороны от вертикали. Неподвижный элемент фиксирующего устройства 8, жестко закрепленный на опорной раме 2, выполнен по форме, конгруэнтной Т-образному пазу 10 в дугообразной планке большого радиуса 9, с возможностью свободного перемещения по этому пазу без соприкосновения с полуцилиндрическими вырезами 11 в верхней стенке дугообразной планки 9. Неподвижный элемент фиксирующего устройства 8 дополнительно содержит по крайней мере два элемента 12 в виде стопорных пальцев диаметром, несколько меньшим диаметра полуцилиндрических вырезов 11, расположенных по обе стороны от оси неподвижного элемента фиксирующего устройства 8. Стопорные пальцы 12 размещены в стаканах 13 (фиг.4) с возможностью свободного перемещения в них и вхождения в полуцилиндрические вырезы 11 и удерживаются в рабочем положении пружинами 14.

Установка ствола мачты в рабочее положение с заданным углом наклона осуществляется следующим образом. При помощи гидродомкрата 3 (фиг.1) опорная рама 2 с поворотной кареткой 5, на которой установлен ствол мачты 4, из горизонтального положения (транспортное положение) поднимается до вертикального или наклонного в продольной плоскости оси транспортного средства с фиксацией в таком положении одним из известных способов. Затем с помощью гаечного ключа ослабляется гайка 15, удерживающая подвижный элемент 9 в зацеплении с неподвижным элементом 8, выводятся стопорные пальцы 12 из полуцилиндрических вырезов 11 с фиксацией их в таком положении одним из известных способов, и при помощи гидродомкрата 6 (фиг.1) поворотная каретка 5 со стволом мачты 4 поворачивается на заданный угол заложения скважины в пределах 20° в одну или в другую сторону от вертикали. После установки ствола мачты 4 его положение фиксируют стопорными пальцами 12 при помощи ввода их в полуцилиндрические вырезы 11 под действием пружин 14 с фиксацией в рабочем положении за счет затягивания гайки 15. После этого установка готова к работе (фиг.5).

Предлагаемый выше диапазон изменения углов установки ствола мачты буровой установки, равный 20° в обе стороны от вертикали, предопределен практикой проведения геологоразведочных работ, исходя из которой угол заложения скважин более 20° от вертикали очень редок, т.к. весьма отрицательно влияет на работу бурового снаряда.

Таким образом, самоходная буровая установка для бурения наклонных скважин по данному изобретению обладает рядом преимуществ перед известными:

1. Фиксирующее устройство ствола мачты обеспечивает надежную фиксацию и удерживание ствола мачты в относительно широком диапазоне изменения углов заложения скважин.

2. Данная конструкция фиксирующего устройства обеспечивает возможность установки ствола мачты не только отдельно в продольной или поперечной плоскостях относительно оси транспортного средства, но и одновременно в продольной и поперечной плоскостях относительно оси транспортного средства.

3. Значительно расширяет область применения буровой установки, включая возможность производства буровых работ в стесненных условиях карьеров и стройплощадок.

Формула изобретения

1. Самоходная буровая установка для бурения наклонных скважин, включающая установленную на транспортном средстве неподвижную платформу, шарнирно соединенную с опорной рамой, имеющей возможность поворота в вертикальной плоскости, проходящей через ось транспортного средства, с помощью установленного на неподвижной платформе гидродомкрата, поворотную каретку с откосами в виде гидродомкратов и ствол мачты, отличающаяся тем, что ствол мачты смонтирован с возможностью перемещения вдоль поворотной каретки, которая установлена на оси опорной рамы с возможностью поворота вокруг упомянутой оси максимум на 20° в каждую из сторон от вертикали, осуществляемого посредством установленного на опорной раме гидродомкрата, при этом поворотная каретка снабжена узлом фиксации положения ствола мачты в заданном направлении, состоящим из неподвижного элемента, жестко установленного на опорной раме, и подвижного элемента, жестко смонтированного на поворотной каретке.

2. Буровая установка по п.1, отличающаяся тем, что подвижный элемент фиксирующего устройства жестко закреплен на поворотной каретке и выполнен в виде дугообразной планки, радиус которой равен расстоянию от оси поворотной каретки до оси установки неподвижного фиксирующего элемента, выполненного с Т-образным внутренним пазом.

3. Буровая установка по п.2, отличающаяся тем, что в верхней стенке Т-образного паза дугообразной планки имеются вырезы, выполненные в виде полуцилиндров, на расстоянии между соседними вырезами, обеспечивающим смещение ствола мачты с шагом 5° по обе стороны от вертикали.

4. Буровая установка по п.1, отличающаяся тем, что неподвижный элемент фиксирующего устройства жестко закреплен на опорной раме и имеет форму, конгруэнтную Т-образному пазу в дугообразной планке и установлен с возможностью свободного перемещения по этому пазу.

5. Буровая установка по п.1, отличающаяся тем, что неподвижный элемент фиксирующего устройства дополнительно содержит по крайней мере два элемента в виде стопорных пальцев диаметром несколько меньшим диаметра полуцилиндрических вырезов в дугообразной планке.

6. Буровая установка по п.5, отличающаяся тем, что стопорные пальцы расположены по обе стороны от оси неподвижного элемента фиксирующего устройства с возможностью свободного вхождения в полуцилиндрические вырезы на верхней стенке Т-образного паза, размещены в стаканах и удерживаются в рабочем положении пружинами.

РИСУНКИ

Categories: BD_2319000-2319999