Патент на изобретение №2159937

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2159937 (13) C1
(51) МПК 7
G01N33/68, G01N33/48
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99125184/14, 30.11.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.11.1999

(45) Опубликовано: 27.11.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
BERG W. Lov antitrombin III Accurate prediktor of respiratory distress syndrom in premature neonates. J.Pediatrik, 1989, v. 148, N 5, p. 455 – 458. RU 94042334 A1, 20.09.1996. БАРКАГАН Л.З. Нарушение гемостаза у детей. – М.: Медицина, 1993, с. 13 – 14.

Адрес для переписки:

153731, г.Иваново, ул. Победы 20, НИИ материнства и детства, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова МЗ РФ

(72) Автор(ы):

Посисеева Л.В.,
Кузьменко Г.Н.,
Палилова Л.А.,
Демидова Е.М.

(73) Патентообладатель(и):

Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова МЗ РФ

(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РЕСПИРАТОРНОГО ДИСТРЕСС-СИНДРОМА У НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ


(57) Реферат:

Использование: в медицине, а именно, в неонатологии. У недоношенных новорожденных проводят биохимическое исследование белков плазмы крови, а именно определяют в ней содержание протеина С, и при значениях последнего выше 59% и ниже 74% диагностируют респираторный дистресс-синдром легкой степени тяжести, выше 47,1% и ниже 58,9% – средней степени тяжести и при содержании ниже 47% – тяжелую степень респираторного дистресс-синдрома. Способ более точен, быстрота выполнения составляет не больше 30 мин, используется в первые часы жизни пациента, предполагает использование крови в минимальном количестве (0,05 мл) и не требует использования дорогостоящего оборудования. 1 табл.


Изобретение относится к медицине, а именно к неонатологии, и может быть использовано для ранней диагностики тяжести респираторного дистресс-синдрома (РДС) у недоношенных новорожденных в первые часы жизни.

РДС является одной из основных причин смерти в неонатальном периоде и развивается примерно у 2/3 недоношенных новорожденных, что зачастую связано с неточной оценкой тяжести состояния ребенка при выборе лечения (3).

Известны способы диагностики тяжести РДС у новорожденных на основании определения осмолярности плазмы в артериальной и венозной крови (1). Для осуществления диагностики авторы предлагают определять осмолярность плазмы в артериальной и венозной крови и по разности интервалов показателей – выраженность СДР.

Способ имеет недостатки:
– не указана категория новорожденных: доношенные или недоношенные, т.к. частота встречаемости, причины возникновения и особенности течения РДС у этих детей различны;
– требует использования редкого и дорогостоящего оборудования – осмометра. Эти приборы, как правило, отсутствуют в отделениях обычных клиник. При отсутствии прибора диагностика не может быть осуществлена;
– диагностика сопряжена с процедурой взятия истинно артериальной и венозной крови, что технически сложно;
– на осмолярность крови оказывает большое влияние содержание мочевины, глюкозы и электролитные нарушения, поэтому способ невозможно использовать при соматической патологии у ребенка;
– отсутствует точность способа;
Наиболее близким по техническому решению является способ диагностики РДС у недоношенных новорожденных до 30 недель гестации на основании определения содержания антитромбина III (5). Предлагается при уровне AIII ниже 0,23 ед. /мл диагностировать наличие РДС и при содержании AIII ниже 0,3 ед/мл предлагают диагностировать высокий риск развития РДС с точностью 89%.

Указанный способ избран нами в качестве ближайшего аналога.

Недостатками способа являются:
– невозможность диагностики тяжести РДС;
– отсутствие в описании технологии проведения способа, так как при определении антитромбина III общепринятыми клоттинговыми и хромогенными методами имеются различные результаты;
– возможность диагностики строго при сроке гестации до 30 нед;
– невозможность диагностики при врожденном дефиците AIII;
– невозможность получения достоверной информации при гепаринотерапии, которая часто проводится при тяжелом РДС, поскольку антитромбин III и гепарин образуют комплексы и выводятся из микроциркуляторного русла, фиксируясь на эндотелии (2);
– невозможность диагностики при наличии антител к AIII.

Указанные недостатки предлагается устранить в заявляемом способе.

Техническим результатом изобретения является диагностика степени тяжести респираторного дистресс-синдрома (РДС) у недоношенных новорожденных при сроке гестации 28-37 недель по содержанию протеина C в плазме в первые часы после рождения с точностью 85,3%.

Поставленная цель достигается исследованием в плазме наличия протеина C, и при его содержании выше 59,0% и ниже 74%, диагностируется РДС легкой степени тяжести, при содержании протеина C выше 47,1% и ниже 58,9% – РДС средней степени тяжести и при содержании ниже 47% – тяжелая степей РДС.

Новизна изобретения заключается в том, что протеин C используется впервые для диагностики РДС и его тяжести у недоношенных новорожденных.

Протеин C раньше использовался для диагностики нарушений антикоагулянтного звена гемостаза (4).

Способ осуществляется следующим образом
В первые часы после рождения количественно определяют содержание протеина C в плазме, используя для анализа 0,05 мл плазмы при помощи наборов “Berichrom Protein C” фирмы Dade Bering Inc с использованием хромогенных субстратов. При расчете используется калибровочный фактор, определяемый по стандартной формуле

Все экстинции определяются в исследуемых образцах против контроля и умножаются на этот фактор. Для исследования используется кровь, взятая в цитрат натрия 3,8% в соотношении 1:9 из вены или из пальца. Кровь центрифугируется при 1200g 15 минут, и к плазме в количестве 0,05 мл приливается активатор (протак) в количестве 0,5 мл, смесь инкубируется 5 минут, после чего в нее добавляется 0,1 мл хромогенного субстрата, через 5 минут реакция блокируется добавлением 20% раствора уксусной кислоты.

Отличительными признаками способа является определение параметров протеина C для установления степени тяжести РДС у недоношенных новорожденных. Показатели содержания протеина C в пределах 74,0%-59,0% характерны дня РДС легкой степени тяжести, в пределах 58,9-47% для РДС средней степени тяжести, и ниже 47% для РДС тяжелой степени.

Преимущества способа:
– используется в первые часы жизни;
– метод предполагает использование микроколичеств крови (0,05 мл);
– возможно использование капиллярной крови (забор крови из пальца);
– быстрота выполнения – не больше 30 мин;
– высокая точность 85,3%;
– выполнение способа не требует использования дорогостоящего оборудования.

Сущность изобретения поясняется следующими примерами:
Пример 1. Ребенок С., родился от четвертой беременности, протекавшей на фоне нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу, гиперплазии щитовидной железы, вторых преждевременных родов в сроке гестации 29-30 недель, с массой тела 1480 г. Роды осложнялись преждевременной отслойкой плаценты и закончились операцией кесарева сечения. Оценка по шкале Апгар при рождении составила 3 балла, по шкале Сильвермана 5/4 баллов. Состояние с рождения тяжелое: одышка до 80-100 дыхательных движений в минуту, втягивание всех уступчивых мест грудной клетки, раздувание крыльев носа, стойкое вздутие и ригидность грудной клетки. При аускультации на фоне ослабленного дыхания выслушивались крепитирующие хрипы, отмечалась выраженная отечность мягких тканей, увеличение паренхиматозных органов. Кроме этого, отмечалась тахикардия и приглушенность сердечных тонов. Клинически выставлен диагноз: РДС тяжелой степени. Уровень протеина C по заявленному способу составил 52%, что не подтверждало тяжелую степень РДС. В дальнейшем при обследовании был выявлен врожденный порок сердца, что, по-видимому, и определяло тяжесть состояния.

Пример 2. Ребенок В. , родился от второй беременности, протекавшей на фоне анемии легкой степени тяжести, гипертонической болезни I стадии, эрозии шейки матки с угрозой прерывания в 16 и 22 нед., первых преждевременных родов в сроке 34-35 недель. Масса тела при рождении 2050 г, оценка по шкале Апгар 6/7 баллов, по шкале Сильвермана 4/5 баллов. С рождения отмечалось раздувание крыльев носа, втяжение уступчивых мест грудной клетки, тахипное до 60-80 в минуту. При аускультации на фоне ослабленного дыхания выслушивались крепитирующие хрипы. Выражена отечность мягких тканей. Клинически выставлен диагноз: РДС средней степени тяжести, ателектазы легких. По заявленному способу установлен уровень протеина C – 30%, что позволило предположить наличие у ребенка тяжелой степени РДС. Постепенно, в течение 6 часов, произошло нарастание симптомов дыхательной недостаточности: усиление втяжения уступчивых мест грудной клетки, ригидность грудной клетки, выраженный цианоз кожных покровов, усиление одышки, увеличение паренхиматозных органов, нарастание отечного синдрома. Выставлен клинический диагноз: РДС тяжелой степени.

Пример 3. Больной Б., Родился от первой беременности, протекавшей на фоне нефропатии, анемии второй степени тяжести, от первых преждевременных родов в 32-33 нед. с массой при рождении 1800 г и оценкой по шкале Апгар 6/8 баллов, по Сильверману 1 балл. С рождения клинических проявлений дыхательной недостаточности не было. При определении содержания протеина C результат составил 70%, что позволило диагностировать у ребенка респираторный дистресс-синдром легкой степени тяжести, клиническая картина которого появилась через 3 часа после рождения в виде тахипное до 60-66 ударов в минуту, шумного дыхания, втяжения уступчивых мест грудной клетки, аускультативно-ослабленного дыхания и крепитирующих хрипов в нижних отделах легких. Выставлен клинический диагноз: РДС легкой степени тяжести, ателектазы легких.

Пример 4. Ребенок Д., родился от 1 беременности, первых преждевременных родов в срок 35 недель, беременность протекала на фоне анемии 1 степени, кольпита. Масса при рождении – 2550 г, длина – 46 см, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Состояние при рождении удовлетворительное. Протеин крови, взятый через 1 час после рождения, составил по заявленному способу 73%, что позволило предположить развитие у ребенка дыхательной недостаточности. Признаки дыхательной недостаточности появились через 3 часа после рождения (цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, дыхание с участием вспомогательной мускулатуры, одышка до 60-70 в минуту). При аускультации на фоне ослабленного дыхания появились крепитирующие хрипы. Признаки дыхательной недостаточности купировались после общепринятой терапии РДС.

Указанным способом обследовано 34 недоношенных новорожденных.

Результаты исследований приведены в таблице.

Таким образом, заявленный способ прост в исполнении и позволяет с точностью 85,3% диагностировать тяжесть респираторного дистресс-синдрома у недоношенных новорожденных, что позволяет в первые часы жизни выбрать правильную тактику лечения новорожденных для благоприятного исхода заболевания.

Литература
1. Александров В.Н. Способ диагностики синдрома дыхательных расстройств, авторское свидетельство N 1802321 от 15.03.93. – БИ N 10, 1993.

2. Баркаган Л.З. Нарушение гемостаза у детей, – М.: Медицина, 1993, с. 13-14.

3. Вельтищев Ю. Е. , Дементьева Г.М., 1990, Синдром дыхательных расстройств у новорожденных. Вестник АМН СССР. – 1999. – N 7. – с. 51-65.

4. Тиц Т. Энциклопедия клинических лабораторных тестов. – М.: Лабинформ, 1997, с. 397.

5. Berg W. , Breederveld C., Gate J.W., Refers M., Lov antitrombin III Accurate prediktor of respiratory distress syndrom in premature neonates. – J. Pediatrik, 1989. – 148. – N 5. – p. 455-458.

Формула изобретения


Способ диагностики тяжести респираторного дистресс-синдрома у недоношенных новорожденных по биохимическому исследованию белков плазмы крови, отличающийся тем, что определяют содержание протеина C и при значениях последнего выше 59% и ниже 74% диагностируют респираторный дистресс-синдром легкой степени тяжести, выше 47,1% и ниже 58,9% – средней степени тяжести и при содержании ниже 47% – тяжелую степень респираторного дистресс-синдрома.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 01.12.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2159000-2159999