Патент на изобретение №2319048

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2319048 (13) C1
(51) МПК

F16C21/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.11.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2006125128/11, 12.07.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.07.2006

(46) Опубликовано: 10.03.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2228470 C1, 10.05.2004. RU 2073801 C1, 20.02.1997. RU 2083886 C1, 10.07.1997. FR 2182551 A5, 07.12.1973. US 5348401 A, 20.09.1994.

Адрес для переписки:

302020, г.Орел, Наугорское ш., 29, ОрелГТУ

(72) Автор(ы):

Савин Леонид Алексеевич (RU),
Поляков Роман Николаевич (RU),
Гончаров Максим Алексеевич (RU),
Корнеев Николай Юрьевич (RU),
Майоров Сергей Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Орловский государственный технический университет” (ОрелГТУ) (RU)

(54) КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник качения и многоклиновый гидродинамический подшипник скольжения, в котором опорными поверхностями являются упругие лепестки на внутренней поверхности вала и наружное кольцо подшипника качения. В корпусе установлена антифрикционная втулка, образующая с наружной поверхностью вала гладкий гидродинамический подшипник скольжения. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы “ротор – опоры” путем разделения и дублирования функций подшипников качения и скольжения. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Известна комбинированная опора [1], которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник скольжения, подшипник качения и упругие металлические пластины, закрепленные на внутренней поверхности полого вала и образующие клиновые зазоры с наружным кольцом подшипника качения. В такой опоре в нормальном режиме работает один подшипник скольжения, а в режимах “пуск-останов” нагрузку воспринимает подшипник качения.

Недостатком данной опоры является то, что на определенных режимах могут возникать повышенные вибрационные нагрузки, и грузоподъемность многоклинового гидродинамического подшипника скольжения может оказаться недостаточной. Это может привести к ударным взаимодействиям наружного кольца подшипника качения и упругих элементов, в результате чего увеличивается их износ и возможно полное вырывание.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении ресурса и надежности системы “ротор – опоры” путем разделения и дублирования функций подшипников качения и скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус и размещенные в нем подшипник качения и многоклиновый гидродинамический подшипник скольжения, в котором опорными поверхностями являются упругие лепестки на внутренней поверхности вала и наружное кольцо подшипника качения, в отличие от прототипа в корпусе установлена антифрикционная втулка, образующая с наружной поверхностью вала гладкий гидродинамический подшипник скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена комбинированная опора.

Комбинированная опора состоит из корпуса 1, в котором установлены подшипник качения 2, вал 3 и размещенные в нем упругие металлические пластины 4 и антифрикционная втулка 5.

Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2. Сцепление вала с наружным кольцом подшипника качения осуществляется за счет сил сцепления между упругими металлическими пластинами 4 и наружным кольцом подшипника качения. При увеличении частоты вращения вала под действием центробежных сил упругие металлические пластины отгибаются, образуя тем самым на внутренней поверхности вала одну из поверхностей подшипника скольжения с осевой подачей смазочного материала. Далее смазочный материал поступает в зазор между наружной поверхностью вала и антифрикционной втулкой 5 и, тем самым, наружная поверхность вала и антифрикционная втулка образуют гладкий гидродинамический подшипник скольжения. Подшипник качения выключается из работы, его наружное кольцо вращается под действием момента трения многоклинового гидродинамического подшипника скольжения, а передача нагрузки на корпус и поддержание вала в пространстве осуществляется через смазочные слои многоклинового и гладкого гидродинамических подшипников. При ударных нагрузках и неустойчивой работе подверженность опоры повреждениям снижается за счет дополнительной реакции гладкого гидродинамического подшипника скольжения.

Данное изобретение позволяет увеличить грузоподъемность опорного узла при неизменных габаритах и повысить надежность опорного узла за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения.

Источники информации

1. Комбинированная опора. Авторское свидетельство РФ №2228470, опубликовано 10.05.2004 г. (Прототип).

Формула изобретения

Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и многоклиновый гидродинамический подшипник скольжения, в котором опорными поверхностями являются упругие лепестки на внутренней поверхности вала и наружное кольцо подшипника качения, отличающаяся тем, что в корпусе установлена антифрикционная втулка, образующая с наружной поверхностью вала гладкий гидродинамический подшипник скольжения.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.07.2008

Извещение опубликовано: 20.05.2010 БИ: 14/2010


Categories: BD_2319000-2319999