Патент на изобретение №2319015

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2319015 (13) C1
(51) МПК

F01D1/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006117649/06, 22.05.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.05.2006

(46) Опубликовано: 10.03.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1076617 A1, 28.02.1984. RU 2253041 C1, 27.05.2005. RU 2184872 C1, 10.07.2002. SU 348762 A1, 01.01.1972. SU 1666803 A1, 30.07.1991. FR 2406095 А, 11.05.1979.

Адрес для переписки:

101830, Москва, Малый Харитоньевский пер., 4, Институт Машиноведения им. акад. Благонравова РАН, Патентный отдел, Г.С. Куплиновой

(72) Автор(ы):

Синев Александр Владимирович (RU),
Зубова Ирина Юрьевна (RU),
Кочетов Олег Савельевич (RU),
Пашков Алексей Иванович (RU),
Лятхер Виктор Михайлович (RU),
Кудинов Валентин Георгиевич (RU),
Куплинова Галина Сергеевна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Институт Машиноведения им. акад. Благонравова РАН (RU)

(54) ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА С УРАВНОВЕШИВАЮЩИМИ ВАЛАМИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вспомогательным агрегатам ветроэнергетических установок пропеллерного типа, и предназначено для снижения вибраций в источнике. В ветроэнергетической установке, содержащей пропеллер, пропеллерный вал, мультипликатор, вертлюг, электрогенератор, стабилизатор и колонну, параллельно пропеллерному валу в горизонтальной плоскости, проходящей через ось пропеллерного вала, установлены два дополнительных вала. На пропеллерном валу жестко закреплено зубчатое колесо, а на дополнительных валах – шестерни с одинаковыми геометрическими параметрами, которые взаимодействуют с зубчатым колесом, при этом ускорительное передаточное отношение от зубчатого колеса к шестерням равно числу лопастей пропеллера. На дополнительных валах установлены одинаковые по величине, но противоположные по направлению дисбалансы, например под 180 градусов, причем величина дисбалансов и фазовые углы установки дисбалансов относительно лопастей пропеллера выбраны таким образом, чтобы пульсации реактивного момента были взаимно уравновешены сложением инерционных и аэродинамических сил. Использование изобретения обеспечит снижение уровня шума и вибрации. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вспомогательным агрегатам ветроэнергетических установок пропеллерного типа, и предназначено для снижения вибраций в источнике.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является известная ветроэнергетическая установка с уравновешивающими валами, содержащая пропеллер, пропеллерный вал, мультипликатор, вертлюг, электрогенератор, стабилизатор и колонну, (а.с. СССР №1076617, кл. F01D 1/00, 1982 г.).

Недостатком прототипа является повышенный уровень шума и вибрации за счет неуравновешенности реактивных и аэродинамических моментов установки.

Технический результат – повышение работоспособности и производительности установки за счет уравновешивания реактивных и аэродинамических моментов и снижение виброакустической активности установки.

Это достигается тем, что в ветроэнергетической установке, содержащей пропеллер, пропеллерный вал, мультипликатор, вертлюг, электрогенератор, стабилизатор и колонну, параллельно пропеллерному валу в горизонтальной плоскости, проходящей через ось пропеллерного вала, установлены два дополнительных вала, причем на пропеллерном валу жестко закреплено зубчатое колесо, а на дополнительных валах – шестерни с одинаковыми геометрическими параметрами, которые взаимодействуют с зубчатым колесом, при этом ускорительное передаточное отношение от зубчатого колеса к шестерням равно числу лопастей пропеллера, а на дополнительных валах установлены одинаковые по величине, но противоположные по направлению дисбалансы, например под 180 градусов, а величина дисбалансов и фазовые углы установки дисбалансов на дополнительных валах относительно лопастей пропеллера выбраны таким образом, чтобы пульсации реактивного момента были взаимно уравновешены сложением инерционных и аэродинамических сил.

На фиг.1 представлена схема ветроэнергетической установки с уравновешивающими валами, на фиг.2 – вид А фиг.1, на фиг.3 – вид Б фиг.1, на фиг.4 – график реактивного момента Мр, который имеет пульсацию с утроенной частотой, на фиг.5 – суммарный реактивный момент Мс=Мр+Му, передаваемый на подшипники вертлюга.

Ветроэнергетическая установка с уравновешивающими валами содержит пропеллер 1, который установлен на пропеллерном валу 2 внутри поворотного вертлюга 3 со стабилизатором 4. Вал 2 проходит через мультипликатор 5. Выходной вал мультипликатора 5 соединен с валом электрогенератора 6, который установлен на колонне 7. С генератором 6 соединен кабель 8. На валу 2 закреплено зубчатое колесо 9, которое соединено с шестернями 10 и 11 (фиг.3), установленными на уравновешивающих валах 12 и 13, расположенных в горизонтальной плоскости. В плоскости мультипликатора 5 находятся дисбалансы 14 и 15 с фазовым углом 180 градусов между ними.

Ветроэнергетическая установка с уравновешивающими валами работает следующим образом.

На фиг.4а показан график реактивного момента Мр, который имеет пульсацию с утроенной частотой (на фиг.2 показан пример с тремя лопастями). Валы 12 и 13 за счет колеса 9 и шестерен 10 и 11 имеют утроенную частоту оборотов. Вращение дисбалансов 14 и 15 создает гармонический момент Му утроенной частоты (фиг.4б). Фазовые углы расположения дисбалансов 14 и 15 относительно лопастей пропеллера 1 и величина дисбалансов подбираются так, чтобы суммарный реактивный момент Мс=Мв+Му (фиг.5), передаваемый на подшипники вертлюга 3, был постоянным. Параллельно пропеллерному валу 2 в горизонтальной плоскости, проходящей через ось пропеллерного вала 2, установлены два дополнительных вала 12 и 13, причем на пропеллерном валу 2 жестко закреплено зубчатое колесо 9, а на дополнительных валах – шестерни 10 и 11 с одинаковыми геометрическими параметрами, которые взаимодействуют с зубчатым колесом 9, при этом ускорительное передаточное отношение от зубчатого колеса 9 к шестерням 10 и 11 равно количеству лопастей пропеллера 1, а на дополнительных валах 12 и 13 установлены одинаковые по величине, но противоположные по направлению дисбалансы 14 и 15, например под 180 градусов, а величина дисбалансов и фазовые углы установки дисбалансов 14 и 15 на дополнительных валах относительно лопастей пропеллера 1 выбраны таким образом, чтобы пульсации реактивного момента были взаимно уравновешены сложением инерционных и аэродинамических сил.

Таким образом, предложенная ветроэнергетическая установка позволяет подавить пульсации реактивного момента, передаваемого на несущую конструкцию ветроэнергетической установки со стороны пропеллерного вала и мультипликатора. Снижение этих пульсаций ведет к снижению шума и особенно инфразвука, изначально порождаемых этими вибрациями.

Формула изобретения

Ветроэнергетическая установка с уравновешивающими валами, содержащая пропеллер, пропеллерный вал, мультипликатор, вертлюг, электрогенератор, стабилизатор и колонну, отличающаяся тем, что параллельно пропеллерному валу в горизонтальной плоскости, проходящей через ось пропеллерного вала, установлены два дополнительных вала, причем на пропеллерном валу жестко закреплено зубчатое колесо, а на дополнительных валах – шестерни с одинаковыми геометрическими параметрами, которые взаимодействуют с зубчатым колесом, при этом ускорительное передаточное отношение от зубчатого колеса к шестерням равно числу лопастей пропеллера, а на дополнительных валах установлены одинаковые по величине, но противоположные по направлению дисбалансы, например под углом 180°, а величина дисбалансов и фазовые углы установки дисбалансов на дополнительных валах относительно лопастей пропеллера выбраны таким образом, чтобы пульсации реактивного момента были взаимно уравновешены сложением инерционных и аэродинамических сил.

РИСУНКИ

Categories: BD_2319000-2319999