Патент на изобретение №2318903

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2318903 (13) C1
(51) МПК

C22C37/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006134905/02, 02.10.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.10.2006

(46) Опубликовано: 10.03.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2034087 С1, 30.04.1995. SU 1116086 А1, 30.09.1984. SU 1090748 А1, 07.05.1984. DE 2428821 А1, 18.12.1975. GB 1149401 А, 23.04.1969. JP 2005-290533 А, 20.10.2005. JP 60-121254 А, 28.06.1985.

Адрес для переписки:

423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, а/я 156, Ледковой Н.М.

(72) Автор(ы):

Королев Сергей Павлович (BY),
Абрамов Владимир Иванович (RU),
Панфилов Эдуард Владимирович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “КАМАЗ-Металлургия” (RU),
Открытое акционерное общество “КАМАЗ” (RU)

(54) ЧУГУН С ВЕРМИКУЛЯРНЫМ ГРАФИТОМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к составам чугуна с вермикулярным графитом. Может использоваться для отливок «Барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов. Чугун содержит, мас.%: углерод 2,5-4,5; кремний 1,5-4,0; марганец 0,01-2,0; хром 0,01-0,5; никель 0,01-0,5; медь 0,01-1,5; титан 0,01-0,05; магний 0,01-0,05; сумма редкоземельных элементов 0,01-2,0; сумма окислов магния, церия, иттрия и лантана 0,001-0,1; сера 0,001-0,1; железо – остальное. Полученный чугун обладает высокими эксплуатационными свойствами при повышенных динамических и температурных нагрузках. 2 табл.

Изобретение относится к металлургии, к литейному производству, в частности к разработке химического состава чугуна с вермикулярным графитом для отливок «Барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов и может быть использовано при массовом производстве.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является чугун с вермикулярным графитом (патент RU 2034087), содержащий, мас.%:

углерод 3,0-3,6
кремний 1,5-2,0
марганец 0,4-0,6
хром 0,4-0,6
никель 1,4-2,0
алюминий 0,1-0,3
титан 0,3-0,5
медь 0,5-1,5
редкоземельные элементы 0,1-0,15
ниобий 0,2-0,5
железо остальное

Известный химический состав чугуна наряду с достоинствами (физико-механические свойства, износостойкость, термостойкость) имеет ряд недостатков применительно к деталям «барабан тормозной» для грузовых, магистральных и спортивных автомобилей и автопоездов, а именно:

– повышенный нагрев в результате эксплуатации (до 250°С) и, как следствие, образование микротрещин и разрушение детали;

– повышенное содержание хрома, титана, ниобия приводит к образованию карбидов и неравномерной твердости на рабочей поверхности «Барабана тормозного», что ведет к неравномерному износу рабочей поверхности и выходу из строя детали;

– наличие в чугуне легирующего комплекса: марганец, хром, никель, титан, медь, ниобий приводит к локальному формированию в структуре фосфитной эвтектики даже при незначительном содержании фосфора (менее 0,1%), отличающихся высокой твердостью и хрупкостью, что вызывает образование поперечных трещин и разрушение детали «барабан тормозной» при эктремальных знакопеременных и динамических нагрузках.

Предлагаемое изобретение направлено на создание чугуна с вермикулярным графитом для производства отливок «барабан тормозной», позволяющем эксплуатировать грузовые автомобили в тяжелых условиях при повышенных динамических и температурных нагрузках, что повышает эксплуатационную надежность автомобиля в целом.

Предлагаемый состав чугуна содержит, мас.%:

углерод 2,5-4,5
кремний 1,5-4,0
марганец 0,01-2,0
хром 0,01-0,5
никель 0,01-0,5
медь 0,01-1,5
титан 0,01-0,05
магний 0,01-0,05
сумма редкоземельных элементов 0,01-2,0
сумма окислов магния, церия, иттрия, лантана 0,001-0,1
сера 0,001-0,1
железо остальное

Углерод является одним из основных компонентов всех чугунов, определяющий форму, распределение, размер, количество и общую площадь графитовых включений. Ниже 2,5% углерод способствует формированию в структуре чугуна цементита и других карбидов, что недопустимо. Выше 4,5% будут снижаться литейные свойства сплава (жидкотекучесть, формозаполняемость), увеличиваться размеры графитных включений.

Кремний является одним из основных элементов чугуна, способствующих вытеснению углерода из химических соединений с железом и другими легирующими элементами в самостоятельную фазу – графитные включения. Кремний является основным элементом в чугунах, способствующих формированию центров графитизации или зарождения графитной фазы. При содержании кремния менее 1,5% будет недостаточно центров кристаллизации графитных включений, что способствует формированию карбидов, а это недопустимо. Выше 4,0% будет увеличиваться хрупкость сплава вследствие образования феррита, легированного кремнием.

Марганец является одним из легирующих элементов в чугунах, способствующих перлитизации металлической матрицы. В больших количествах в чугунах способствует формированию сложных карбидов типа (FeMn)mCn. При содержании марганца ниже 0,01% получать расплав экономически нецелесообразно – надо применять очень чистые по марганцу шихтовые материалы, что приведет к значительному удорожанию чугуна. Выше 3,0% марганец будет способствовать формированию сложных карбидов, что приведет к повышению твердости и ухудшению обрабатываемости чугуна резанием.

Хром в количествах 0,01-0,5% определяет твердость всего сплава, способствует растворению углерода в железе с образованием химических соединений Fe3С и др. Ниже 0,01% получать расплав экономически нецелесообразно – надо применять очень чистые по хрому шихтовые материалы, что приводит к удорожанию чугуна. При содержании хрома выше 0,05% образуются карбиды, что приведет к значительному повышению твердости и резкому ухудшению обрабатываемости чугуна резанием.

Никель является легирующим элементом и при содержании 0,01-0,5% способствует формированию перлита в металлической матрице без карбидообразующего действия. При содержании никеля ниже 0,01% не обеспечивается легирования расплава для формирования перлита в металлической матрице. Содержание никеля выше 0,5% экономически нецелесообразно – приводит к удорожанию чугуна.

Медь при содержании в пределах 0,01-1,5% оказывает аналогичное никелю действие на чугун. При содержании меди ниже 0,01% не обеспечивается легирование расплава для выравнивания физико-механических свойств по сечению отливки. Содержание меди выше 1,5% экономически нецелесообразно, приводит к удорожанию чугуна.

Титан при содержании 0,01-0,05% способствует формированию центров образования графита. Является активным десфероидизатором графитной фазы в чугунах. При содержании титана ниже 0,01% не обеспечивается создание подложек для роста центров кристаллизации графита в чугуне. Выше 0,05% сказывается сильное действие титана как десфероидизатора графита в чугуне, а это приводит к перерасходу вермикуляризирующего модификатора.

Магний – основной модифицирующий элемент, который сфероидизирует и вермикуляризирует графитные включения в чугуне. При содержании магния ниже 0,01% не обеспечивается формирования графита вермикулярной формы в чугуне. Выше 0,05% в чугуне будет формироваться графит в виде сферы. Будет распадаться вермикулярный каркас в чугуне, что снизит теплопроводность отливки «барабан тормозной».

Редкоземельные элементы – основные модифицирующие элементы, способствующие формированию вермикулярной формы графита в чугунах. При содержании суммы редкоземельных элементов ниже 0,01% не будет происходить удаления кислорода, растворенного в расплаве, чугун будет подвержен газоусадочным дефектам. При содержании РЗМ выше 2,0% будет создаваться высокое переохлаждение расплава, что вызовет образование карбидных включений в структуре чугуна.

Оксиды магния, церия, иттрия, лантана являются стабилизирующими присадками, которые способствуют усилению эффекта вермикуляризации графита в чугуне. При содержании суммы оксидов магния, церия, иттрия и лантана ниже 0,001% будет ухудшаться формирование вермикулярного графитного каркаса в чугуне, что важно для создания оптимальных условий для эксплуатации детали «барабан тормозной». При содержании суммы оксидов магния, церия, иттрия и лантана выше 0,1% в теле отливки оксиды формируют скопление неметаллических фаз, что снижает физико-механические свойства чугуна.

Сера является неизбежным примесным элементом чугуна, препятствующим формированию вермикулярной и шаровидной форм графитных включений. Содержание серы ниже 0,001% получать в расплаве экономически нецелесообразно – надо применять очень чистые по сере шихтовые материалы, а это приводит к значительному удорожанию чугуна. При содержании серы выше 0,1% будут формироваться в структуре чугуна пластинчатый графит и снижаться механические свойства.

Предлагаемый химический состав чугуна с вермикулярным графитом для отливок «барабан тормозной» производится путем плавления шихты в первичных плавильных агрегатах: вагранка, индукционная печь или электродуговая печь, затем возможно использование как моно-процесса (т.е. без выдерживания исходного расплава в миксере), так и дуплекс-процесса, в качестве миксера возможно использование индукционной или электродуговой печей. Затем исходный (базовый) расплав чугуна обрабатывается комплексным вермикуляризирующим модификатором (возможно использование фракционного кускового модификатора, быстроохлажденного «чипс» – модификатора, проволочного модификатора по средствам «трайп» – аппарата и др.). Допускается как ковшевая обработка исходного (базового) чугуна, так и внутриформенная. Графитизирующее модифицирование осуществляется как в ковше, так и возможна внутриформенная обработка. Формообразование отливок «барабан тормозной» осуществляется как в разовые, так и в постоянные формы.

Предлагаемый химический состав чугуна с вермикулярным графитом для отливок «барабан тормозной» отливается с содержанием оксидов магния, иттрия, церия и лантана и сбалансированным содержанием легирующих элементов марганца, хрома, никеля, меди, титана, суммы РЗМ, отсутствием ниобия, что обеспечивает оптимальные физико-механические свойства чугуна с вермикулярным графитом, литейные технологические свойства сплава, а также эксплуатационные характеристики материала для отливки «барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов.

В таблице 1 приведены результаты сравнительных испытаний физико-механических свойств предлагаемого состава чугуна (нижний, средний и верхний уровни) и прототипа (средний уровень). В таблице 2 приведены химические составы чугуна по уровням: нижний, средний, верхний, а также по прототипу (средний уровень). В материалах прототипа, обладающем высокой относительной износостойкостью при длительных нагружениях (свыше 200 часов), происходит накапливание внутренних напряжений, приводящих к разрушениям образцов, что недопустимо для отливок «барабан тормозной». Остальные показатели физико-механических свойств говорят о комплексном приоритете предлагаемого состава чугуна с вермикулярным графитом перед прототипом.

Таблица 1
№ п/п Химический состав чугуна Механические свойства Физические свойства
Предел прочности при растяжении, МПа Условный предел текучести, МПа Относит. удлинение, % Твердость по Бринелю Предел выносливости, МПа Теплопроводность, Вт/мК Коэффиц. линейного расширения (20-100°С), 10-6/°С Относительная износостойкость, %
100 часов 200 часов 500 часов
1 Предлагаемый ЧВГ (нижний уровень) 460 390 3,5 207 200 0,41 12 95 94 92
2 Предлагаемый ЧВГ (средний уровень) 470 400 3,0 215 210 0,43 12 96 95 92
3 Предлагаемый ЧВГ (верхний уровень) 490 420 2,5 222 230 0,49 12 98 97 95
4 Прототип (средний уровень) 390 320 1,5 240 190 0,37 15 99 97 Разрушение

Таблица 2
№ п/п Уровень Углерод, % Сера, % Кремний, % Ниобий, % Марганец, % Хром, % Никель, % Медь, % Титан, % Магний, % Сумма РЗМ, % Сумма оксидов, %
1 Предлагаемый ЧВГ, (нижний) 2,8 0,008 1,9 0,05 0,05 0,03 0,03 0,02 0,012 0,05 0,003
2 Предлагаемый ЧВГ (средний) 3,7 0,020 2,9 0,60 0,20 0,24 0,80 0,03 0,032 0,98 0,049
3 Предлагаемый ЧВГ (верхний) 4,2 0,080 3,8 1,80 0,40 0,49 1,42 0,04 0,48 1,94 0,099
4 Прототип (средний) 3,3 0,020 1,75 0,35 0,50 0,50 1,7 1,00 0,50 0,125

Формула изобретения

Чугун с вермикулярным графитом, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, медь, титан, редкоземельные элементы и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит магний, окислы магния, церия, иттрия и лантана и остаточную серу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод 2,5-4,5
кремний 1,5-4,0
марганец 0,01-2,0
хром 0,01-0,5
никель 0,01-0,5
медь 0,01-1,5
титан 0,01-0,05
магний 0,01-0,05
сумма редкоземельных
элементов 0,01-2,0
сумма окислов магния,
церия, иттрия и лантана 0,001-0,1
сера 0,001-0,1
железо – остальное

Categories: BD_2318000-2318999