Патент на изобретение №2159874
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПРОТИВОАВАРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЕМКОСТИ
(57) Реферат: Устройство предназначается для оснащения гидравлических и топливных систем транспортных средств и резервуаров для перевозки нефтепродуктов. Устройство выполнено в виде клапана с внешним корпусным, запорным и управляющим элементами, установленного на корпусе емкости, соединяющего внутреннюю полость емкости с атмосферой, причем запорный элемент установлен со стороны внутренней полости, а управляющий элемент выполнен в виде грузового элемента, связанного шарнирным соединением с внешним корпусным элементом клапана и гибким шарнирным соединением с запорным элементом. Данное техническое решение обеспечивает предотвращение выброса жидкости из емкости при ее наклонах путем закрытия клапана запорным элементом, управляемым по отклонению грузового элемента. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. Изобретение относится к предохранительным устройствам гидравлических емкостей и может быть использовано в гидробаках мобильных машин и резервуарах для транспортировки нефтепродуктов. Из технической литературы известна гидравлическая емкость гидросистемы мобильной машины, внутренняя полость которой соединена с атмосферой через воздушный фильтр, снабженный дыхательным устройством, выполненным в виде двух клапанов давления – избыточного и вакуумного. [Васильченко В.А. “Гидравлическое оборудование мобильных машин”, справочник, М., “Машиностроение”, 1983 г., с.203, 204]. Такая конструкция гидравлической емкости обеспечивает герметичность гидросистемы при ее нормальной работе и осуществляет массообмен с атмосферой только при увеличении или падении давления внутри емкости больше определенных значений, при этом воздушный фильтр обеспечивает как фильтрацию воздушной среды при ее проникновении в гидравлическую емкость, так и задержку частиц жидкости при возникновении внутри емкости избыточного давления. Однако такая конструкция не обеспечивает герметизацию системы при наклоне или переворачивании машины, что вызывает выливание гидравлической жидкости и загрязнение окружающей среды. Для большинства мобильных машин поперечный угол устойчивости составляет 35. . . 50o, а их гидравлические емкости (с учетом объема заполнения 80% по высоте [Васильченко В.А.]) позволяют иметь поперечный наклон машины не более 20o, т.к. при больших углах наклона гидравлические жидкости могут выливаться из емкости. Из технической литературы также известно противоаварийное устройство в виде клапана с внешним корпусным, запорным и управляющим элементами, установленного на корпусе емкости, соединяющего внутреннюю полость емкости с атмосферой, причем запорный элемент установлен со стороны внутренней полости. [фирма “Н. Niehueser Ammaturenbau und Vertriebs GmbH”, ФРГ, 1993]. Данное техническое решение является по технической сущности и достигаемому результату наиболее близким к предложению заявителя и принято за прототип. Недостатками известного решения являются: – конструктивная и вследствие этого технологическая сложность устройства, обусловленная наличием золотникового запорного элемента, эксплуатация которого предъявляет повышенное требование к чистоте гидравлических жидкостей и пропускаемого воздуха и более частого технического обслуживания; – большие приведенные затраты при использовании этого устройства, связанные как с высокой трудоемкостью изготовления (конструктивно-технологическая сложность), так и высокими трудозатратами на техническое обслуживание; – и, как следствие вышеперечисленных недостатков, невысокая надежность работы устройства в рядовой эксплуатации. Таким образом, задачей данного предложения является повышение надежности работы противоаварийного устройства при одновременном снижении приведенных затрат на изготовление и техническое обслуживание при эксплуатации. Решение указанной задачи достигается тем, что противоаварийное устройство гидравлической емкости, выполненное в виде клапана с внешним корпусным, запорным и управляющим элементами, установленного на корпусе емкости, соединяющего внутреннюю полость с атмосферой, причем запорный элемент установлен со стороны внутренней полости, управляющий элемент выполнен в виде груза, связанного шарнирным соединением с внешним корпусным элементом клапана и гибким шарнирным соединением с запорным элементом, причем гибкое шарнирное соединение выполнено с продольной жесткостью, кроме того, отношение масс грузового и запорного элементов должно удовлетворять следующему соотношению: Mг/Mз ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где Мг – масса грузового элемента; Мз – масса запорного элемента; ![]() ![]() ![]() – массы грузового и запорного элементов Мг, Мз сосредоточены в точках, – площадь отверстия седла клапана стремится к нулю и обозначается точкой O1, – трение в шарнирах отсутствует. Принимаем, что расстояние от точки приложения массы грузового элемента Мг до корпусного элемента в точке О2 – L1, расстояние размещения точки приложения массы запорного элемента Мз до Мг составляет L2. Если гидравлическая емкость отклоняется от горизонтали на угол ![]() ![]() ![]() ![]() L1cos( ![]() ![]() ![]() L1sin( ![]() ![]() ![]() Физические параметры описывают уравнения натяжения силы тяги Т, воздействующей в шарнирном соединении от воздействия отклонения масс Мг и Мз грузового и запорного элементов: T ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() с учетом того, что sin[ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() cos[ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где g – ускорение силы тяжести, 9,8 м/с2. Разделим уравнения [3] и [4] одно на другое и получаем sin( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Освободимся от знаменателей дробей: sin( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Перенесем первый член левой части уравнения [6] в правую часть уравнения, и с учетом того, что sin(x-y)=sin(x)cos(y)- cos(x)sin(y), получим Mг/Mз ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Откуда условие закрытия клапана при отклонении гидравлической емкости на угол ![]() Mг/Mз ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Предложенное устройство работает следующим образом. При нормальном положении гидравлической емкости 1 запорный элемент 6 не закрывает седло 4, и полость 5 соединена с атмосферой. При наклоне на расчетный угол ![]() Формула изобретения
Mr/M3 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где Mr – масса грузового элемента; Mз – масса запорного элемента; ![]() ![]() ![]() РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 07.04.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 34-2003
Извещение опубликовано: 10.12.2003
|
||||||||||||||||||||||||||