Патент на изобретение №2159828
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
(57) Реферат: Изобретение относится к эксплуатации автомобильных дорог и может быть применено для обеспечения полного использования прочностного ресурса материалов дорожной одежды, ликвидации колееобразования, улучшения ровности и безопасности движения за счет равномерного износа по ширине. Способ эксплуатации дорожной одежды заключается в обеспечении ее равномерного износа путем ориентации колес автомобиля по полосам наката проезжей части путем их периодического смещения на межнакатные полосы. Новым в способе является то, что ширину проезжей части уменьшают на ширину колеса расчетного автомобиля с образованием временно неиспользуемой для движения транспорта резервной полосы. Резервная полоса в весенний период может быть размещена с южной стороны дорожной одежды. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в упрощении способа эксплуатации дорожной одежды, а также в удешевлении его реализации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к эксплуатации автомобильных дорог и может быть применено для обеспечения полного использования прочностного ресурса материалов дорожной одежды, ликвидации колееобразования, улучшения ровности и безопасности движения за счет равномерного износа по ширине. Известен способ эксплуатации дорожной одежды, заключающийся в обеспечении ее равномерного износа путем ориентации движения колес автомобиля по полосам наката [1]. К недостатку данного способа следует отнести сложность его реализации, требующей создания новых дорожных машин и необходимость создания принципиально новых, более дорогих технологий строительства и ремонта автомобильных дорог. Известен также способ эксплуатации дорожной одежды, заключающийся в обеспечений ее равномерного износа путем ориентации движения колес автомобиля по полосам наката проезжей части путем их периодического смещения на межнакатные полосы за счет изменения положения линий разметки на проезжей части увеличенной ширины [2]. Недостатком описанного способа является необходимость увеличения ширины проезжей части, что возможно сделать только при проведении капитального ремонта или реконструкции дороги. Данные работы проводятся сравнительно редко, а при нехватке средств могут не проводиться десятилетиями, что приводит дорожное полотно в катастрофическое состояние. Необходимость проведения ремонта или реконструкции при осуществлении известного способа требует увеличения капитальных затрат, что, в свою очередь, увеличивает стоимость последующей эксплуатации дороги и в целом снижает экономический эффект от внедрения известного способа. Задачей изобретения является упрощение известного способа и удешевление его реализации. Поставленная задача решается тем, что при реализации известного способа ширину проезжей части уменьшают, как минимум, на ширину колеса расчетного автомобиля с образованием временно неиспользуемой для движения транспорта резервной полосы, причем эту полосу в весенний период размещают преимущественно с южной стороны дорожной одежды. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 схематично изображен поперечный профиль дорожной одежды двухполосной дороги с резервной полосой условно справа; на фиг. 2 – условно слева от полос движения транспорта; на фиг. 3 изображен этот же профиль в весенний период времени. На чертежах использованы следующие обозначения: 1 – дорожное полотно, имеющее в верхней части ширину А; 2 – условно левая обочина; 3 – укрепленная часть дорожного полотна шириной Б, имеющая твердое покрытие; 4 – часть укрепленного дорожного полотна шириной Г, имеющего твердое покрытие и используемого в качестве резервной полосы; 5 – положение заднего моста автотранспорта при движении; 6 – условно правая обочина; 7 – осевая прерывистая линия разметки, разделяющая проезжую часть шириной В на две полосы движения; 8 – сплошная линия разметки; 9 – граница оттаявшего грунта; 10 – оттаявший грунт. Предлагаемый способ реализуется следующим образом. На имеющей удовлетворительное состояние дороге, имеющей общую ширину Б проезжей части, наносят осевую линию разметки 7 со смещением от центра и с образованием резервной полосы 4, имеющей ширину, равную или большую максимальной ширины колеса расчетного автомобиля таким образом, чтобы на оставшейся ширине В проезжей части можно было разместить как минимум две полосы для безопасного движения автотранспорта. Резервную полосу 4 отделяют от основных полос движения сплошной линией разметки или прерывистой линией разметки. В последнем случае устанавливают предписывающие знаки, рекомендующие водителю транспортного средства не использовать резервную полосу для основного режима движения. Таким образом получают смещение полос наката в сторону одной из обочин (например, в сторону обочины 2 – см. фиг. 1) на межнакатные полосы. При необходимости и в случае имеющейся возможности ограничивают скорость движения автотранспорта по размеченному вышеописанным методом участку дороги для повышения безопасности движения. Через расчетное время или после появления первых признаков существенного износа образованных таким образом полос наката производят ликвидацию остатков существующих линий разметки, после чего наносят новые линии разметки со смещением в противоположную сторону обочины (например, в сторону обочины 7 – см. фиг. 2), размещая таким образом новые полосы наката. На многополосной дороге резервная часть 4 может быть выполнена с таким расчетом, что перенос полос наката в одну сторону может производиться неоднократно. Так, например, если ширину резервной части 4 принять равной 1,2 м (расстояние в свету между следами задних колес расчетного грузового автомобиля), а шаг смещения – 0,4 м, то при 5 – 8-летней продолжительности службы полосы наката в удовлетворительном состоянии срок службы дорожной одежды в этом состоянии составит около 15 лет, существенно отодвигая таким образом необходимость проведения сколько-нибудь значительных ремонтных работ и снижая общую приведенную стоимость эксплуатации дороги. При этом в течение длительного периода времени резервная часть 4 может служить в качестве безопасной полосы движения для одноосного транспорта, а также может быть использована в аварийных ситуациях и для провоза негабаритных грузов. При эксплуатации участков нешироких дорог с высокой насыпью дорожного полотна в северной болотистой местности, расположенных под небольшим углом к географическим параллелям, чередование положения резервной полосы 4 на дорожной одежде желательно производить таким образом, чтобы в весенний период резервная полоса 4 находилась с южной стороны (см. фиг. 3). В этом случае в начале теплого периода оттаивание грунта, сопровождающееся его резким ослаблением, происходит сначала с южной стороны, т.е. со стороны резервной полосы 4, и некоторое время не затрагивает эксплуатирующихся полос наката, грунт под которыми еще находится в твердом замороженном состоянии. Это увеличивает срок эксплуатации дороги в “зимнем” состоянии, когда по ней может двигаться тяжелый автотранспорт. В настоящее время на территории России уже существует огромная сеть преимущественно двухполосных дорог с твердым покрытием (в основном областного или районного значения), которые постепенно приходят в упадок из-за отсутствия средств на их поддержание в работоспособном состоянии. Так, например, в Омской области из-за нехватки средств ежегодно ремонтируется 100 км автодорог, в то время как по нормативам необходимо ремонтировать 1000 км, в результате чего многие дороги, например трасса М51 на участке Омск-Барабинск (350 км), пришли в полную негодность. В то же время предложенный способ позволяет достигать того же эффекта, что и в прототипе, но при эксплуатации дорог без проведения их ремонта или реконструкции, что существенно удешевляет, упрощает и ускоряет решение задачи повышения долговечности дорог за счет их равномерного износа. В частности, применение предложенного способа может в кратчайшие сроки остановить разрушение российских дорог областного и районного значения при минимальной затрате средств на их содержание и без проведения их ремонта и реконструкции. Источники информации 1. Авт. св. N 1098982 A, М.кл E 01 C 11/24, опубл. Бюл. N 23, 23.06.84. Дорожная одежда. 2. Патент России N 2107124 C1, М.кл H 01 C 11/24, опубл. Бюл. N 8, 20.03.98. Способ повышения ресурса работы дорожной одежды. Формула изобретения
РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный технический университет
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменская государственная архитектурно-строительная академия
Договор № РД0003696 зарегистрирован 02.11.2005
Извещение опубликовано: 20.01.2006 БИ: 02/2006
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Омский государственный технический университет”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тюменский государственный архитектурно-строительный университет”
Договор № РД0054610 зарегистрирован 17.09.2009
Извещение опубликовано: 27.10.2009 БИ: 30/2009
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Омский государственный технический университет”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Государственное бюджетное учреждение Тюменской области “Управление автомобильных дорог” (ГБУ ТО УАД)
Договор № РД0065979 зарегистрирован 17.06.2010
Извещение опубликовано: 27.07.2010 БИ: 21/2010
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
||||||||||||||||||||||||||