(21), (22) Заявка: 2006110306/09, 31.03.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
31.03.2006
(46) Опубликовано: 20.02.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
КАЦМАН М.М. Электрические машины и трансформаторы. – М.: Высшая школа, 1976, ч.2, §26.2, с.102, 103. RU 2253178 С1, 27.05.2005. RU 2207692 С2, 27.06.2003. RU 2131637 С1, 10.12.2004. RU 2003114945 А, 10.12.2003. GB 714430 А, 25.08.1954. GB 1085799 А1, 04.10.1965. CN 1625024 А, 08.06.2005.
Адрес для переписки:
129085, Москва, пр. Мира, 99, кв.36, Р.И.Бихману
|
(72) Автор(ы):
Бихман Рудольф Ионович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Бихман Рудольф Ионович (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО КОМПЕНСИРОВАННОГО ДВУХФАЗНОГО ГЕНЕРАТОРА ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения синхронных электрических машин с возбуждением от постоянных магнитов. Сущность изобретения состоит в том, что в компенсированном двухфазном генераторе повышенной эффективности с возбуждением от постоянных магнитов, состоящем из двух статоров, расположенных идентично вдоль продольной оси генератора, и двух роторов, расположенных на оси генератора, согласно данному изобретению статоры выполнены с явно выраженными полюсами, вокруг которых намотаны обмотки статора, размеры полюсов статоров вдоль внутренней окружности статоров и размеры полюсов роторов вдоль наружной поверхности роторов составляют 90 электрических градусов, при этом роторы смещены друг относительно друга вокруг оси вращения на 90 электрических градусов, полюса ротора являются постоянными магнитами, а статоры и «спинки» роторов выполнены из тонколистовой электротехнической стали с электроизоляционным покрытием. Технический результат – упрощение конструкции двухфазных электрических генераторов. 2 ил.
Изобретение связано с использованием синхронных машин специальной конструкции с возбуждением от постоянных магнитов Н 02 К 21/27.
В настоящее время широко известны конструкции синхронных машин (двигателей и генераторов), в том числе и с возбуждением от постоянных магнитов.
Конструкции таких синхронных машин описаны, например, в книге М.М.Кацмана «Электрические машины и трансформаторы», часть II, Москва, издательство «Высшая школа», 1976 г.
Описание конструкции синхронных машин с возбуждением от постоянных магнитов могут быть приняты за прототип синхронного генератора, предлагаемого в настоящем изобретении.
Недостатком существующих синхронных машин является то, что магнитный поток, создаваемый постоянными магнитами полюсов ротора, пересекает проводники обмотки статора, располагаемые в пазах внутренней поверхности статора. При этом генерируемая электрическая мощность в генераторе равна требуемой механической мощности, подводимой к ротору генератора (без учета потерь энергии в статоре и механических потерь энергии в роторе).
В связи с изложенным эффективность всех существующих синхронных генераторов всегда меньше единицы.
Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, состоит в создании простых по конструкции двухфазных электрических генераторов с эффективностью, большей единицы.
Генератор состоит из двух статоров, расположенных идентично вокруг одной продольной оси, с явно выраженными полюсами статоров (С1 и С2), с обмотками статоров (ОС), намотанными «вокруг» полюсов статора, и двух роторов (Р1 и Р2) с явно выраженными полюсами (ПР), расположенных на одной оси со смещением вокруг продольной оси на 90 «электрических» градусов один относительно другого.
Статоры, состоящие из полюсов статоров (ПС) и «спинок» статоров (СС), а также «спинки» роторов (СР) выполнены из шихтованной тонколистовой электротехнической стали с электроизоляционным покрытием. Постоянные магниты возбуждения (ПМВ) представляют собой полюса роторов (ПР).
Длина полюсов статора вдоль внутренней поверхности статора (lПС) сотавляет 90 «электрических» градусов; длина полюсов ротора вдоль наружной поверхности ротора (lПР) составляет также 90 «электрических» градусов.
Число полюсов статора (mC) кратно двум и равно mC=2Р, где Р – число пар полюсов в машине. Число полюсов ротора (mР) также равно: mР=2Р.
Схематическое изображение предлагаемой конструкции двухфазного генератора повышенной эффективности с Р=3 приведено на фиг.1.
Мощность, генерируемая в генераторе Wг, равна

где mс – число полюсов статора;
– напряжение на обмотке статора;
eОС=4,44f·WОС·ФСмакс [В] – эффективное значение ЭДС, генерируемой в ОС; WОС – число витков в ОС;
ФСмакс=B РОТ·SПС [Вб] – максимальная величина магнитного потока возбуждения в полюсе статора; SПС – поперечное сечение полюса статора [м2];
B РОТ=ВО[hПМВ/(hПМВ+ )] [Тл] – индукция, создаваемая ПМВ в воздушном зазоре,
где hПМВ – высота постоянного магнита возбуждения (полюса ротора) [мм];
– величина воздушного зазора.
Электромеханический тормозной момент в генераторе определяется выражением

где К – коэффициент, определяемый конструктивными параметрами генератора;
ФРОТ – величина магнитного потока ротора [Вб];
ФСТАТ – величина магнитного потока статора [Вб];
– величина «электрического» угла между осями магнитных потоков ротора и статора [град.].
На фиг.2 на линейных развертках полюсов статора и ротора для одной фазы генератора для основных взаимных расположений полюсов ротора относительно полюсов статора (через каждые 45 «электрических» градусов поворота ротора) показаны оси и направления основной части магнитных потоков ротора ФРОТ и статора ФСТАТ создаваемого ПМВ и намагничивающими силами обмоток статора (НМС) е, где е=IОСМ·Wос [А]; IОСМ – мгновенное значение тока в обмотке статора.
Оси магнитных потоков ротора показаны сплошными линиями; пути магнитных потоков статора – пунктирными линиями. Стрелками «е» показаны направления действия НМС в полюсах статора, создаваемых токами в обмотках статора.
Благодаря большой величине магнитного сопротивления в цепи магнитных потоков ротора, определяемых магнитным сопротивлением насыщенных постоянных магнитов полюсов ротора и воздушными зазорами, величина магнитного потока ротора невелика, что определяет малую величину среднего значения электромеханического тормозного момента ротора Мтор эм (см. фиг.2).
Величина усилий, действующих на полюса ротора F1 и F2, а также величины тормозных электромагнитных моментов Мтор эм могут быть легко определены при известных конструктивных параметрах генератора.
На фиг.1 представлено схематическое изображение конструкции генератора с числом пар полюсов Р=3.
На фиг.1 приняты следующие обозначения:
1 – статор №1 (С1),
2 – статор №2 (С2),
3 – полюса роторов (ПР),
4 – «спинка» ротора (СР),
5 – вал генератора,
6 – обмотки статора (ОС),
7 – «спинка» статора (СС),
8 – полюса статора (ПС).
Стрелкой показано направление вращения ротора генератора.
Процесс изготовления генератора практически ничем не отличается по технологии и применяемым материалам от изготовления серийных синхронных машин с постоянными магнитами и может быть реализован на обычных электромашиностроительных предприятиях.
В генераторе могут быть использованы широко применяемые в электромашиностроении постоянные магниты из NdFeB с остаточной индукцией BО=1,2 Тл, коэфцитивной силой НC=12 кЭ и намагниченностью J=955000 А/м.
Компенсированный двухфазный генератор (КДГ) повышенной эффективности может быть использован для:
– питания однофазных и двухфазных потребителей переменного тока;
– питания потребителей постоянного тока (после выпрямителя);
– питания регулируемых частотой синхронных и асинхронных двигателей (после выпрямления и последующего инвертирования необходимой частоты и напряжения).
Наиболее перспективным является использование КДГ в электромобилях.
Формула изобретения
Компенсированный двухфазный генератор повышенной эффективности с возбуждением от постоянных магнитов, состоящий из двух статоров, расположенных идентично вдоль продольной оси генератора, и двух роторов, расположенных на оси генератора, отличающийся тем, что статоры выполнены с явно выраженными полюсами, вокруг которых намотаны обмотки статора, размеры полюсов статоров вдоль внутренней окружности статоров и размеры полюсов роторов вдоль наружной поверхности роторов составляют 90 электрических градусов, при этом роторы смещены относительно друг друга вокруг оси вращения на 90 электрических градусов, полюса ротора являются постоянными магнитами, а статоры и «спинки» роторов выполнены из тонколистовой электротехнической стали с электроизоляционным покрытием.
РИСУНКИ
|