Патент на изобретение №2159748

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2159748 (13) C2
(51) МПК 7
C04B26/26
C04B111:20
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98118074/03, 01.10.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.10.1998

(45) Опубликовано: 27.11.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СОКОЛОВ Ю.В. и др. Дорожные битумоминеральные материалы на основе искусственных пористых заполнителей. Сб. “Ресурсосберегающие технологии, структура и свойства дорожных бетонов”. Тез.докл. Респ.конференции. – Харьков, 1989, с.98, 99. SU 1265771 A1, 23.10.1986. RU 1428735 A1, 07.10.1988. RU 2074277 C1, 27.02.1997. RU 20742278 C1, 27.02.1997.

Адрес для переписки:

443001, г.Самара, ул. Молодогвардейская 194, СамГАСА, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Самарская государственная архитектурно-строительная академия

(72) Автор(ы):

Шеина Т.В.

(73) Патентообладатель(и):

Самарская государственная архитектурно-строительная академия

(54) СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИТУМОТЕРМОЛИТОБЕТОННОЙ СМЕСИ


(57) Реферат:

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог. Способ приготовления битумотермолитобетонной смеси заключается в смешении минерального компонента с нагретым битумом. Предварительно производят холодную обработку минерального компонента, в качестве которого используют термолитовый гравий, песок и наполнитель, являющийся молотым порошком термолитового гравия, органоминеральным шламом до полного обволокивания им минерального компонента, далее полученную минеральную смесь нагревают до 130 – 140°С, а затем в нее вводят нагретый до 130 – 140°С битум, после чего перемешивают до получения однородной массы. Органоминеральный шлам является отходом очистки сточных вод машиностроительных предприятий, образующимся в процессе термообработки металлоизделий. Технический результат – повышение водоустойчивости, тепло- и трещиностойкости битумотермолитобетона и снижение расхода вяжущего и энергозатрат при производстве битумотермолитобетонной смеси. 2 табл.


Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог.

Известно применение битумокерамзитобетонных смесей для устройства дорожных покрытий в районах, где отсутствуют месторождения каменных горных пород, например в Западной Сибири, Крайнего Севера (Рыбьев А.И. Асфальтовые бетоны. – М.: Стройиздат, 1986 – с. 225).

Однако широкого распространения в практике дорожного строительства битумокерамзитовые материалы до настоящего времени не получили из-за ряда недостатков: малой водостойкости, значительного перерасхода вяжущего и энергозатрат, а также их высокой истираемости (авт. св. N 1013453 СССР, МКИ C 04 B 26/26, Л.С. Губач, С.Г Пономарева и др. Битумоминеральная смесь. Бюл. N 37, 1988).

Наиболее близким аналогом к изобретению является способ приготовления битумотермолитобетонной смеси, включающий смешение термолитового заполнителя – гравия с битумом (см. Ю.В. Соколов и др. Дорожные битумоминеральные материалы на основе искусственных пористых заполнителей. “Ресурсосберегающие технологии, структура и свойства дорожных бетонов”. Тезисы докл. Респ. конф. Харьков, 1989, с. 98-99).

Задачей изобретения является повышение водоустойчивости, тепло- и трещиностройкости, снижение расхода вяжущего и энергозатрат при производстве битумотермолитобетона.

Поставленная задача решается тем, что в способе приготовления битумотермолитобетонной смеси, включающем смешение термолита с битумом, термолит используют в виде гравия, песка и наполнителя, которые предварительно обрабатывают органоминеральным шламом-отходом сточных вод машиностроительных предприятий, образующимся в процессе термообработки металлоизделий, до полного обволакивания минеральных компонентов и полученную смесь нагревают до 130-140oC, после чего в нее вводят нагретый до 130-140oC битум и перемешивают до получения однородной массы.

Используемый в предлагаемом способе органоминеральный шлам представляет собой отход очистки сточных вод машиностроительного комплекса, который образуется в процессе термообработки металлоизделий, в частности, на предприятиях автомобилестроения. Органоминеральный шлам – это темно-окрашенный порошок с характерным маслянистым блеском, в котором минеральная часть представлена высокодисперсными частицами абразива, железа, кварца, карбонатами кальция и магния, гидроксидами магния, алюминия и железа, а органическая часть содержит отработанные индустриальные масла (талловое и веретенное). Их соотношение составляет соответственно 3:1…2:1. Удельная поверхность органоминерального шлама находится в пределах 610…720 м2/кг.

Для приготовления битумотермолитобетонной смеси применяется дорожный битум марки БНД 60/90 и термолитовая смесь марки 1300 по плотности с прочностью 20 МПа.

Способ приготовления битумотермолитобетонной смеси осуществляют следующим образом. Предварительно производят холодную обработку минеральных компонентов: термолитового гравия, песка и полученного помолом термолитового гравия наполнителя органоминеральным шламом до полного обволакивания последним минеральных компонентов. Далее обработанную шламом минеральную смесь транспортируют в сушильный барабан, где ее нагревают до 130…140oC и направляют в асфальтобетоносмеситель, куда затем подают битум, например, дорожный марки БНД 60/90, предварительно нагретый до 130…140oC. Затем производят окончательное перемешивание смеси до получения однородной массы.

Примеры выполнения способа и свойства битумотермолитобетона приведены в таблицах 1 и 2.

Как видно из приведенных данных, в результате обработки минеральных компонентов органоминеральным шламом полученный битумотерморлитобетон обладает повышенной водоустойчивостью, тепло- и трещиностойкостью.

Это объясняется следующим. Термолит, как и другие подобные ему керамзиты, является кислым материалом. Как известно, такие материалы плохо сцепляются с битумами, наличие гидроксидов железа, алюминия, кальция и магния способствует образованию аутогенных пленок, повышающих качество сцепления минеральных зерен термолита с битумом.

К тому же высокодисперсная составляющая органоминерального шлама, кольматируя поры, снижает его водопоглощение с 29% до 22…12%. Последнему также способствует органическая составляющая шлама.

Кроме того, веретенное и талловое масла, в составе которых присутствуют в основном ароматические углеводороды, диспергируя асфальтены, обеспечивают битуму химическую пластификацию. Такой битум, как известно, обладает повышенными водоустойчивостью, тепло- и трещиностойкостью (Колбановская А.С., Мизайлов В. В. Дорожные битумы. – М: Транспорт, 1978, с. 264.) С введением пластификатора, органоминерального шламма, снижается температура и время приготовления биутумотермолитобетонной смеси (табл. 1).

Составы термолитобетонной смеси NN 2…6 (табл. 2) отличаются от прототипа улучшенными эксплуатационными показателями. Но состав N 2 (табл. 2) не обеспечивает должной водоустойчивости, а состав N 6 – чрезмерно его пластифицирует, что отражается на теплоустойчивости – она снижается.

Составы NN 3,4 и 5 – следует считать оптимальными. Они отвечают поставленному техническому результату и имеют следующие преимущества:
– повышаются водоустойчивость, тепло- и трещиностойкость в 1,2…1,5 раза,
– снижается водопоглощение минеральных компонентов на 10…20oC,
– сокращается технологический процесс приготовления битумотермолитобетонной смеси на 3…5 мин.

Формула изобретения


Способ приготовления битумотермолитобетонной смеси, включающий смешение термолита с битумом, отличающийся тем, что термолит используют в виде гравия, песка и наполнителя, которые предварительно обрабатывают органоминеральным шламом – отходом очистки сточных вод машиностроительных предприятий, образующимся в процессе термообработки металлоизделий, до полного обволакивания минеральных компонентов, и полученную смесь нагревают до 130 – 140oC, после чего в нее вводят нагретый до 130 – 140oC битум и перемешивают до получения однородной массы.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.10.2000

Номер и год публикации бюллетеня: 6-2003

Извещение опубликовано: 27.02.2003


Categories: BD_2159000-2159999