(21), (22) Заявка: 2006133664/28, 20.09.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
20.09.2006
(46) Опубликовано: 10.02.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1456757 A1, 07.02.1989. SU 1442823 A1, 07.12.1988. SU 1613843 A1, 15.12.1990. RU 2252395 C1, 20.05.2005. RU 2067749 C1, 10.10.1996. WO 03081169, 02.10.2003. DE 20113413 U, 28.02.2002. WO 0106204, 25.01.2001.
Адрес для переписки:
614038, г.Пермь, ул. Акад. Веденеева, 28, ОАО НПО “Искра”
|
(72) Автор(ы):
Пьянков Игорь Иванович (RU), Ильин Виталий Борисович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение “Искра” (RU)
|
(54) СПОСОБ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ВАЛОВ МАШИН
(57) Реферат:
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. Техническим результатом является повышение точности измерения и производительности центрирования валов машин. Способ заключается в измерении смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществлении коррекции их положения. После каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам:
где 1 – значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;
2 – значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;
D – расстояние между индикаторами;
l – расстояние между центрами мембранных узлов;
a1, a2, а3, а4 – показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью.
Известен способ контроля соосности валов машин (по патенту РФ №1613843), заключающийся в измерении радиального и осевого биения конструктивных элементов одной машины относительно другой. При этом измерительный узел устанавливают на валу первой машины и измеряют радиальное и осевое биение относительно цилиндрической и торцевой поверхности фланца машины соответственно.
Известен способ центрирования роторов (патент РФ №1569523), при котором производят замеры между фиксированными точками полумуфт при синхронном повороте роторов и осуществляют корректировку их положения.
Данный способ взят за прототип.
Недостатком известного способа является то, что определение взаимного расположения валов машин, имеющих длинные распорные детали (проставки) и мембраны между фланцами, становится затруднительным, так как в этом случае требуется применение кронштейнов с большой жесткостью и весом, что вызывает весовой прогиб, затрудняет вращение, снижает точность измерения.
Технической задачей настоящего изобретения является повышение точности измерения и производительности центрирования валов машин.
Технический результат достигается тем, что в способе центрирования валов машин, заключающемся в измерении смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществлении коррекции их положения, после каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам:
где 1 – значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;
2 – значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;
D – расстояние между индикаторами;
l – расстояние между центрами мембранных узлов;
a1, а2, а3, a4 – показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях.
Способ поясняется чертежом, представленным на чертеже.
Центрируемые валы 1 и 2 соединены между собой муфтой, имеющей длинную распорную часть 3, два мембранных узла 4. На фланцах 10 распорной части муфты попарно в кронштейнах 5 установлены четыре индикатора 6, 7, 8, 9, измерительные наконечники которых упираются в торцы фланцев мембранных узлов, жестко скрепленных с фланцами 11 валов, минуя мембраны.
Способ осуществляется следующим образом.
Для измерения смещения валов индикаторы попарно устанавливают на каждый фланец мембранного узла в диаметрально противоположных точках на расстоянии D.
При повороте на 180° валов машин индикаторы фиксируют угловое перемещение фланцев валов относительно оси распорной части 3.
После синхронного поворота на 180° нижние индикаторы 6 и 8 и верхние индикаторы 7 и 9 покажут линейные величины перемещения с разными знаками: а3, a1, a4, а2 соответственно. Если во время поворота возникло осевое перемещение валов, верхние и нижние индикаторы покажут разные величины со своими знаками.
Измеряя изменение расстояния между одноименными точками на фланцах мембранных узлов при повороте на 180°, определяют величины смещения осей машин в плоскости мембранного узла 1 и 2 по формулам:
где 1 – значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;
2 – значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;
D – расстояние между индикаторами;
l – расстояние между центрами мембранных узлов;
a1, a2, а3, a4 – показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскости.
По результатам измерений величин отклонений расстояния от центра мембранного узла до передней опоры и расстояния между опорами рассчитываются величины коррекции по опорам.
Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить точность и производительность центрирования валов машин.
Формула изобретения
Способ центрирования валов машин, заключающийся в том, что измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществляют коррекцию их положения, отличающийся тем, что после каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам
где 1 – значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;
2 – значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;
D – расстояние между индикаторами;
l – расстояние между центрами мембранных узлов;
a1, а2, а3, а4 – показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях.
РИСУНКИ
|