(21), (22) Заявка: 2006124146/28, 05.07.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
05.07.2006
(46) Опубликовано: 10.02.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 43957 U8, 27.06.2005. SU 1452736 A1, 23.01.1989. RU 2043939 C1, 20.09.1995. SU 1726857 A1, 15.04.1992. US 3831530, 27.08.1974.
Адрес для переписки:
620027, г.Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 15, ГУП “УО ВНИИЖТ”, патентный сектор, Л.В. Душаниной
|
(72) Автор(ы):
Сендеров Григорий Константинович (RU), Свердлов Вадим Борисович (RU), Поздина Елена Анатольевна (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие “Уральское отделение Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации” (RU)
|
(54) СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАННОГО ЗАЗОРА В УПРУГОКАТКОВЫХ СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ МОДЕЛИ 18-578 И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов. Предлагаемый способ измерения предусматривает измерение высоты ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника тележки h1, отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон, и измерение после ремонта пятника высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2. Далее проводится расчет толщины регулировочной прокладки рп для обеспечения нормированного зазора «А» в упругокатковых скользунах по зависимости рп=h2-(h1+A) и подбор регулировочной прокладки, устанавливаемой под опорную пластину ответной части скользуна шкворневой балки рамы вагона. Все необходимые измерения проводятся устройством для измерения высоты скользунов тележки 18-578, изготавливаемым в двух вариантах: для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника и высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника. Предлагаемый способ и устройство обеспечат нормированный зазор «А» в скользунах до подкатки тележек под вагон, исключат повторные подъемки кузова, несвоевременный и некачественный ремонт вагонов и предупредит отказы в эксплуатации. Техническим результатом является создание способа и устройства, позволяющих заранее измерить высоту ролика упругокаткового скользуна тележки модели 18-578. 2 ил.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов.
Действующей нормативно-технической документацией – Тележка двухосная модель 18-578. Руководство по эксплуатации. 578.00.000 РЭ/ Проектно-конструкторское бюро ФГУП «ПО УВЗ»: Н.Тагил, утвержден 22.04.04 – 56 с. и Временная инструкция по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов с упругокатковыми скользунами модели 1 SB – 12 М. Б/н, ПКБ ЦВ 1999 г. установлены требования к величине зазора в упругокатковых скользунах при плановых ремонтах вагонов. Однако документация не содержит указаний о способе и средстве измерения для обеспечения заданного норматива. Вследствие этого возможен выпуск из ремонта вагонов с ненормированными зазорами, а в эксплуатации – отцепки вагонов, нарушение безопасности движения поездов.
Контролируемый зазор «А», нормативное значение которого, согласно действующей документации, составляет А=8±2 мм, показан на фиг.1, где 1 – надрессорная балка тележки; 2 – подпятник; 3 – пятник; 4 – шкворневая балка рамы вагона; 5 – ответная часть скользуна, расположенная на шкворневой балке рамы; 6 – регулировочная прокладка; 7 – опорная пластина; 8 – ролик упругокаткового скользуна.
Известен способ обеспечения норм зазоров в скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модель 18-100, заключающийся в измерении высоты основания скользунов на надрессорной балке, высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона, толщины крышки колпака и определение необходимой толщины регулировочных прокладок, устанавливаемых под колпаки скользунов на надрессорных балках. Количество и толщина подкладываемых или убираемых прокладок определяется по фактической величине суммарного зазора по концам вагона. Этот способ используется в измерителе высоты скользунов шкворневой балки грузового вагона и надрессорной балки тележки ЦНИИ-Х3 (модель 18-100) (Патент RU 43957 U1, G01В 3/02, опубл. 10.02.2005, Бюл. №4, 27.06.2005, Бюл. №18).
Недостатками существующего способа является то, что:
1. Он предназначен для тележек модели 18-100 и не учитывает особенности конструкции тележки модели 18-578, оборудованной упругокатковыми скользунами. При использовании этого способа невозможно обеспечить нормированный зазор в упругокатковых скользунах.
2. Способ определения толщины регулирующих прокладок для тележек модели 18-100 предусматривает расчет по зависимости, включающей высоту основания скользунов, толщину крышки колпака. Эти детали в тележке модели 18-578 отсутствуют, и способ не может быть использован для тележки 18-578.
Техническая задача предлагаемого изобретения – создание способа и устройства, позволяющих заранее измерить высоту ролика упругокаткового скользуна тележки модели 18-578 относительно опорной поверхности подпятника h1 и высоту ответной части скользуна относительно поверхности пятника h2, определить необходимую толщину регулировочной прокладки рп, устанавливаемой под пластину ответной части скользуна шкворневой балки для получения нормируемого зазора «А» каждой пары скользунов.
Существенными отличительными признаками изобретения являются:
– проведение предварительных замеров высоты ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h1;
– проведение предварительных замеров высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2;
– расчет необходимой толщины регулировочной прокладки рп для обеспечения нормируемого зазора «А».
Расчет необходимого увеличения или уменьшения толщины регулировочной прокладки рп, мм, производят по зависимости:
где h1 – расстояние (высота) от ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке до опорной поверхности подпятника (или износостойкой чаши, устанавливаемой в подпятнике);
h2 – расстояние (высота) от опорной поверхности ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона до опорной поверхности пятника;
рп – толщина регулировочной прокладки ответной части скользуна;
А – нормируемый зазор в скользунах, А=8±2 мм.
Если при расчете рп=0 или находится в пределах рп=±2 мм, регулировочные работы не производятся. При рп>2 мм толщину регулировочной прокладки необходимо увеличить на расчетное значение рп; при рп<2 мм -соответственно уменьшить.
Пример осуществления способа обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578.
Примером осуществления способа является обеспечение нормированного зазора в упругокатковых скользунах с помощью заявляемого устройства, представленного на фиг.2 в двух вариантах.
На отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон тележке замеряют высоту h1 ролика упругокаткового скользуна 8 (фиг.1) относительно опорной поверхности подпятника 2. Для измерения используют устройство (фиг.2, вариант а). При замере высоты h1 устройство прижимают плоскостью станины 1 к опорной плоскости подпятника (износостойкой чаши) надрессорной балки рамы тележки таким образом, чтобы направляющий конус 7 вошел в отверстие для шкворня. Прилегание обеспечивается магнитами 8. Регулируют длину подвижной линейки 4 таким образом, чтобы плоскость головки 5 измерительной линейки 4 плотно прилегала к цилиндрической поверхности ролика 9. По показаниям измерительного узла 3 считывают значение высоты h1.
После ремонта пятника и перед постановкой отремонтированной тележки под вагон измеряют высоту h2 ответной части скользунов 5 (фиг.1) на шкворневой балке 4 рамы вагона относительно опорной поверхности пятника 3. Для измерения используют устройство (фиг.2, вариант б). При замере величины h2 устройство прижимают плоскостью станины 1 к пятнику рамы вагона таким образом, чтобы направляющий конус 7 вошел в отверстие для шкворня. Прилегание обеспечивается магнитами 8. Высоту подвижной линейки 4 регулируют таким образом, чтобы плоскость 5 плотно прилегала к поверхности ответной части скользуна 6. По показаниям измерительного узла 3 считывают значение высоты h2.
По зависимости (1) рассчитывают толщину регулировочной прокладки рп. При полученных результатах рп>2 или рп<2 мм выполняют регулировочные работы для обеспечения зазора А=8±2 мм.
Конструкция устройства для измерения высоты скользуна тележки 18-578 поясняется на фиг.2. Устройство изготовлено в двух вариантах:
а) для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника; б) для измерения высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника.
Устройство состоит из трех основных частей станины 1; соединительной балки 2; измерительного узла 3. Станина 1 имеет две опорные пластины дугообразной формы с постоянными магнитами 8, контактирующие с поверхностью пятника (подпятника), и направляющий конус 7, который входит в отверстие для шкворня для центрирования устройства. Соединительная балка 2 выполнена из стальной пластины в виде бруса равного сопротивления изгибу. Для увеличения жесткости верхний край пластины имеет усиливающую окантовку. Измерительный узел 3 состоит из подвижной измерительной линейки с головкой 4, поверхность которой имеет плоскость 5, контактирующую при измерении высоты h1 с цилиндрической поверхностью ролика 9 (фиг.2а), а при измерении высоты h2 – с опорной плоскостью ответной части скользуна 6 (фиг.2б).
Предлагаемые способ и устройство обеспечат нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон и исключат выпуск вагонов с зазорами, не соответствующими нормативу «А».
Внедрение заявленных способа и устройства исключат необходимость повторного подъема кузова вагона, обеспечит своевременный выпуск вагонов из ремонта и предупредит отказы в эксплуатации.
Формула изобретения
1. Способ обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578, предусматривающий измерение высоты скользунов и определение необходимой толщины регулировочной прокладки под опорную пластину ответной части скользуна до подкатки тележки под вагон, отличающийся тем, что производится измерение высоты ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h1, измерение высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2, А – нормируемый зазор в скользунах, после чего по зависимости рп=h2-(h1+A) рассчитывают необходимую толщину регулировочной прокладки, устанавливаемую под опорную пластину ответной части скользуна шкворневой балки рамы вагона, что обеспечивает нормированный зазор в скользунах до подкатки тележки.
2. Устройство для обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов на тележках модели 18-578, изготавливаемое в двух вариантах для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника и высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника и содержащее станину, имеющую две опорные пластины дугообразной формы с постоянными магнитами, контактирующие с поверхностью подпятника (пятника), и направляющий конус для центрирования устройства в отверстии для шкворня, соединительную балку, выполненную из стальной пластины в виде бруса, равного сопротивлению изгибу, верхний край которой имеет усиливающую окантовку, измерительный узел, состоящий из подвижной измерительной линейки с головкой, поверхность которой имеет плоскость, контактирующую при измерении высоты h1 ролика с цилиндрической поверхностью ролика, а при измерении высоты h2 ответной части скользуна с опорной плоскостью ответной части скользуна.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.07.2008
Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010
|