|
(21), (22) Заявка: 2006124270/06, 07.07.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
07.07.2006
(46) Опубликовано: 27.01.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2194181 C1, 10.12.2002. RU 2063532 C1, 10.07.1996. RU 2258822 C1, 20.08.2005. RU 2165032 C2, 10.04.2001. EP 0741240 A, 06.11.1996. US 3526384 A, 01.09.1970.
Адрес для переписки:
105118, Москва, пр-кт Буденного, 16, ФГУП “ММПП “САЛЮТ”, Правовое управление, С.Е. Кирееву
|
(72) Автор(ы):
Добрянский Георгий Викторович (RU), Лахонин Сергей Борисович (RU), Лунин Александр Георгиевич (RU), Шайхелисламов Илфар Миннисламович (RU), Лебедев Юрий Александрович (RU), Филимонов Владимир Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Московское машиностроительное производственное предприятие “САЛЮТ” (ФГУП “ММПП “САЛЮТ”) (RU)
|
(54) СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники. Система топливопитания газотурбинного двигателя содержит насос для подачи топлива в камеру сгорания, последовательно подсоединенное к нему дозирующее устройство, насос для питания топливом силовых агрегатов управления, гидравлически связанный с выходом насоса для подачи топлива в камеру сгорания исполнительный механизм регулятора двигателя и подключенный к последнему дроссель, а также гидравлически связанный с выходом насоса для питания топливом силовых агрегатов управления клапан постоянного перепада и подключенный к последнему кран с сервоприводом, причем сервопривод подключен к дросселю, выход крана гидравлически связан с выходом насоса для подачи топлива в камеру сгорания, а клапан постоянного перепада подключен к входу и выходу крана. Изобретение позволяет снизить вес и повысить надежность системы топливопитания газотурбинного двигателя. 1 ил.
Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники.
Известна система топливопитания газотурбинного двигателя, содержащая насос для подачи топлива в камеру сгорания, последовательно подсоединенное к нему дозирующее устройство, и насос для питания топливом силовых агрегатов управления (см. Б.А.Черкасов «Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей», Москва, «Машиностроение», 1974 г., с.251, рис.7.1.).
В известной системе применены два насоса, каждый из которых оптимизирован для выполнения своей задачи. В частности, насос для питания топливом силовых агрегатов управления обслуживает систему управления механизации компрессора и систему управления реактивного сопла, а в последнее время и систему управления вектором тяги.
Недостатком известной системы топливопитания являются значительные вес и габариты как следствие появления системы управления вектором тяги.
Учитывая тот факт, что применение вектора тяги ограничивается по высоте и скорости полета, на режимах предельного расхода топлива (как правило, это режим максимальной скорости у земли), когда от насоса для питания топливом силовых агрегатов управления не требуется больших расходов, нет смысла перетяжелять насос для подачи топлива в камеру сгорания, проектируя его на максимальные расходы. В этом случае целесообразно снизить его вес и габариты, повысив показатели надежности, спроектировав насос на пониженный расход, отбирая недостающий от насоса питания геометрии.
Технический результат – снижение веса и повышение надежности системы топливопитания газотурбинного двигателя.
Указанный технический результат достигается тем, что система топливопитания газотурбинного двигателя, содержащая насос для подачи топлива в камеру сгорания, последовательно подсоединенное к нему дозирующее устройство, и насос для питания топливом силовых агрегатов управления, дополнительно содержит гидравлически связанный с выходом насоса для подачи топлива в камеру сгорания исполнительный механизм регулятора двигателя и подключенный к последнему дроссель, а также гидравлически связанный с выходом насоса для питания топливом силовых агрегатов управления клапан постоянного перепада и подключенный к последнему кран подпитки с сервоприводом, причем сервопривод подключен к дросселю, выход крана гидравлически связан с выходом насоса для подачи топлива в камеру сгорания, а клапан постоянного перепада подключен к входу и выходу крана подпитки.
На чертеже представлена структурная схема системы топливопитания авиационного газотурбинного двигателя.
Система топливопитания газотурбинного двигателя, например, авиационного, содержит насос 1 подачи топлива в камеру сгорания и последовательно подключенное к нему дозирующее устройство, выполненное в виде дозирующего крана 2, насос 3 для питания топливом силовых агрегатов управления (гидроцилиндров управления створками выходного сопла, направляющих аппаратов компрессора, вектором тяги), исполнительный механизм 4 регулятора двигателя, гидравлически связанный с выходом насоса 1, и дроссель 5, последовательно подключенный входом к исполнительному механизму 4 регулятора двигателя. Также система топливопитания содержит последовательно включенные клапан 6 постоянного перепада, гидравлически связанный с насосом 3, и кран 7 подпитки с сервоприводом. Причем сервопривод подключен к дросселю 5, выход крана 7 гидравлически связан с выходом насоса 1, а клапан 6 постоянного перепада – с входом и выходом крана 7 подпитки.
Система работает следующим образом.
Топливо от насоса 1 подачи топлива в камеру сгорания двигателя через дозирующий кран 2 поступает к распределителю топлива по коллекторам форсунок основной камеры сгорания (последние не показаны). В современных системах управления на дозирующем кране, как правило, устанавливается датчик положения, сигнал которого обрабатывает электронный регулятор двигателя с целью определения текущего расхода топлива. Информация о текущем расходе используется в программах управления двигателем.
В процессе работы исполнительный механизм 4 регулятора двигателя закрыт и перекрывает подачу топлива к дросселю 5 и сервоприводу крана 7 подпитки. Кран 7 закрыт и отсекает подачу топлива от насоса 3 для питания топливом силовых агрегатов управления в линию нагнетания насоса 1. При выходе на режимы, характеризующиеся большим расходом основного топлива, например режим максимальной скорости у земли, электронный регулятор, имея информацию о текущем расходе, включает исполнительный механизм 4 при достижении расходом топлива заданной величины. Его открытие обеспечивает подвод топлива высокого давления с выхода насоса 1 через дроссель 5 к сервоприводу крана 7 подпитки. Кран 7 открывается и сообщает выход насоса 3 с выходом насоса 1. Таким образом, обеспечивается параллельное подключение двух объемных насосов, т.е. суммирование расходов на входе в дозирующий кран 2.
Поскольку сечение крана 7 подпитки постоянно и на нем поддерживается постоянный перепад давлений клапаном 6, расход топлива подпитки известен.
Для плавного включения и отключения подпитки в систему введен дроссель 5, обеспечивающий плавное перемещение во времени сервопривода крана 7. Проливочная характеристика дросселя 5 подобрана таким образом, чтобы за время включения или отключения подпитки узел управления производительностью насоса 1 успевал отследить изменение расхода подпитки.
Формула изобретения
Система топливопитания газотурбинного двигателя, содержащая насос для подачи топлива в камеру сгорания, последовательно подсоединенное к нему дозирующее устройство, и насос для питания топливом силовых агрегатов управления, отличающееся тем, что дополнительно содержит гидравлически связанный с выходом насоса для подачи топлива в камеру сгорания исполнительный механизм регулятора двигателя и подключенный к последнему дроссель, а также гидравлически связанный с выходом насоса для питания топливом силовых агрегатов управления клапан постоянного перепада и подключенный к последнему кран с сервоприводом, причем сервопривод подключен к дросселю, выход крана гидравлически связан с выходом насоса для подачи топлива в камеру сгорания, а клапан постоянного перепада подключен к входу и выходу крана.
РИСУНКИ
|
|