|
(21), (22) Заявка: 2005141034/11, 27.12.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
27.12.2005
(43) Дата публикации заявки: 10.07.2007
(46) Опубликовано: 20.01.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
В.В.Семенов-Тян-Шанский. Статика корабля. – Л.: Государственное Союзное Издательство Судостроительной Промышленности, 1940, с.584. US 3340842 А, 12.09.1967. DE 3227348 A1, 02.02.1984.
Адрес для переписки:
125445, Москва, ул. Смольная, 59, корп.2, кв.162, А.С. Солтусу
|
(72) Автор(ы):
Солтус Андрей Сергеевич (RU), Трифонов Андрей Владимирович (RU), Асоцкий Максим Михайлович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Солтус Андрей Сергеевич (RU), Трифонов Андрей Владимирович (RU), Асоцкий Максим Михайлович (RU)
|
(54) ПЛАВСРЕДСТВО
(57) Реферат:
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпуса судов, и может быть использовано в качестве средств повышения непотопляемости судов. Плавсредство содержит корпус, образованный продольными и поперечными переборками, бортовыми, носовыми и кормовыми отсеками плавучести, выполненными пустотелыми, которые, в свою очередь, формируют центральный открытый отсек или отсеки, и шпигатами. Носовые, бортовые, кормовые отсеки плавучести выполнены таким образом, что в нижней части вышеуказанных отсеков возможно свободное сообщение внутреннего объема этих отсеков с атмосферой. Возможно заполнение отсеков водой до уровня образующейся при этом воздушной подушки. Максимальная плавучесть плавсредства обеспечивается при снижении давления в отсеках за счет слива излишков воды из сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека через, по меньшей мере, один шпигат, расположенный на уровне действующей ватерлинии, которая будет соответствовать положению судна при затоплении сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека до уровня указанного шпигата. Достигается безопасность эксплуатации корпуса судна. 3 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к обеспечению непотопляемости при эксплуатации судна, и может быть использовано при проектировании корпусов судов для внутренних водных и морских путей.
Так же известны устройства, обеспечивающие непотопляемость судна, в которых запас плавучести и остойчивости сохраняется благодаря наличию поперечных и продольных водонепроницаемых переборок, при этом образованные отсеки могут оставаться пустыми, либо заполненными легким материалом, обладающим положительной плавучестью на маломерных судах (“Серебро с золотым оттенком” А.Великанов [1] – аналог).
Также известен способ обеспечения плавучести, заключающийся в создании воздушной подушки с помощью незамкнутых объемов, расположенных с внешней стороны прочного корпуса подводной лодки, обеспечивающей ее плавучесть [2].
Данный способ принят в качестве прототипа, как наибольшее отличие, воздушные подушки у подводной лодки обеспечивают плавучесть и расположены с наружной стороны корпуса. Предлагаемое устройство обеспечивает непотопляемость и воздушные подушки располагаются внутри корпуса.
Недостатками подобных конструкций являются:
– неудобства удаления воды из поврежденного отсека после заделки пробоины;
– сложность постоянного контроля за герметичностью отсека в процессе эксплуатации;
– негативное влияние затопления отдельного отсека ограниченного водонепроницаемыми переборками на посадку судна, поскольку неравномерное затопление вызывает появление крена и дифферента;
– развитие коррозии металла либо гниения древесины в герметично закрытых отсеках при наличии в них влажной атмосферы;
– утяжеление конструкции при заполнении отсеков материалами с положительной плавучестью;
– усложнение технологии изготовления судна ввиду малых размеров герметичных отсеков и сложности доступа в них для осуществления сварки (при сварке корпуса), клепки (клепанные корпуса), конопатки (деревянные корпуса), омоноличивании (армоцементных корпусах), покраски и т.п.;
– этот вариант для использования на обычных судах не пригоден, т.к. предусматривает выполнение проницаемым корпуса и ведет к снижению полезной грузоподъемности и эксплуатационных качеств.
Технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе переборки выполнены водонепроницаемыми только в верхней своей части, нижняя часть продольных переборок отогнута в сторону наружных бортов для удержания воздуха в бортовых отсеках при крене, шпигат обеспечивает слив воды из той части центрального отсека, которая расположена выше него. Конструкция, содержащая корпус, образованный продольными и поперечными переборками, бортовыми, носовыми и кормовыми отсеками плавучести, выполненными пустотелыми, которые, в свою очередь, формируют центральный открытый отсек или отсеки, и шпигатами, отличающееся тем, что носовые, бортовые, кормовые отсеки плавучести выполнены таким образом, что в нижней части вышеуказанных отсеков возможно свободное сообщение внутреннего объема этих отсеков с атмосферой, при этом возможно заполнение отсеков водой до уровня образующейся при этом воздушной подушки, причем максимальная плавучесть плавсредства достигается при снижении давления в отсеках за счет слива излишков воды из сформированного центрального открытого (незамкнутого по периметру) отсека, через, по меньшей мере, один шпигат, расположенный на уровне действующей ватерлинии, которая будет соответствовать положению судна при затоплении сформированного центрального открытого отсека до уровня указанного шпигата.
На схеме фиг.1 изображен один из вариантов расположения отсеков на судне. Схема содержит обозначения: 1 – воздух внутри отсека; 2 – бортовые отсеки плавучести; 3 – вода; 4 – корпус; 5 – шпигаты; 6 – носовой отсек; 7 – центральный сформированный открытый отсек; 8 – поперечные переборки; 9 – продольные переборки; 10 – кормовой отсек.
На чертежах представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ (фиг.2 и 3). Схемы содержат обозначения: 1 – воздух внутри отсека; 2 – бортовой отсек плавучести; 3 – вода; 4 – корпус; 5 – шпигат.
Функциональная схема устройства, реализующая данный способ обеспечения непотопляемости судна работает следующим образом: при поступлении воды 3 в корпус 4 судна вода 3 достигает определенного положения в корпусе 4 и его отсеках 2, при этом вода 3 равномерно распределяется по всей длине и ширине корпуса 4 судна, благодаря этому судно избегает значительных изменений крена и остойчивости, плавучесть конструкции обеспечивается образованием воздуха внутри отсеков 1 (воздушных мешков) вдоль корпуса 4, которые образуются равномерно с поступающей в корпус 4 водой 3 до определенного уровня, на котором находится шпигат 5 (шпигаты), через шпигат 5 происходит удаление избытка воды 3 из корпуса 4 судна.
На фиг.1 показана примерная схема расположения отсеков судна.
На фиг.2 показан корпус судна до затопления отсека водой.
На фиг.3 показан корпус судна после затопления отсека водой.
Источники информации
1. “Серебро с золотым оттенком” А.Великанов – журнал “Катера и Яхты” №194.
2. В.В.Семенов-Тян-Шанский “Статика корабля”, Л., “Государственное Союзное Издательство Судостроительной Промышленности”, 1940 г., с.584.
Формула изобретения
Плавсредство, содержащее корпус, образованный продольными и поперечными переборками, бортовыми, носовыми и кормовыми отсеками плавучести, выполненными пустотелыми, которые в свою очередь формируют центральный открытый отсек или отсеки, и шпигатами, отличающееся тем, что носовые, бортовые, кормовые отсеки плавучести выполнены таким образом, что в нижней части вышеуказанных отсеков возможно свободное сообщение внутреннего объема этих отсеков с атмосферой, при этом возможно заполнение отсеков водой до уровня образующейся при этом воздушной подушки, причем максимальная плавучесть плавсредства достигается при снижении давления в отсеках за счет слива излишков воды из сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека через, по меньшей мере, один шпигат, расположенный на уровне действующей ватерлинии, которая будет соответствовать положению судна при затоплении сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека до уровня указанного шпигата.
РИСУНКИ
|
|