Патент на изобретение №2314941

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2314941 (13) C1
(51) МПК

B60P1/04 (2006.01)
B62D33/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006122225/11, 21.06.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.06.2006

(46) Опубликовано: 20.01.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1710390 A1, 07.02.1992. RU 2245803 C1, 10.02.2005. CA 1308147 A, 29.09.1992.

Адрес для переписки:

399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 28, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(72) Автор(ы):

Сливинский Евгений Васильевич (RU),
Бекетов Александр Геннадьевич (RU),
Бутова Ирина Сергеевна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина” (RU)

(54) САМОСВАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

(57) Реферат:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Самосвальное транспортное средство содержит шасси, на раме которого установлен гидроподъемник опрокидывания кузова, состоящий из наружной, промежуточной и внутренней труб. На наружной трубе гидроподъемника в вертикальной плоскости его симметрии выполнены полусферической формы углубления с возможностью взаимодействия с ответным по форме выступом, жестко закрепленным на одном из концов вертикально расположенной упругой пластины. Другой конец пластины жестко присоединен к торцевой части внутренней трубы гидроподъемника. Упомянутая упругая пластина с помощью подпружиненной гибкой связи присоединена к рукоятке ее упругой деформации, расположенной подвижно в направляющей раме и фиксируемой относительно последней. Изобретение повышает безопасность производства ремонтно-профилактических работ при обслуживании тракторных самосвальных прицепов. 2 ил.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях тракторных и автомобильных самосвальных прицепов.

Известно самосвальное транспортное средство (тракторный самосвальный прицеп) описанное в руководстве по уходу и эксплуатации «Прицеп двухосный тракторный 2ПТС-4М модели 785. Сердобский машиностроительный завод. Приволжский информцентр, Саратов 1969 г». Такой тракторный прицеп состоит из шасси с подкатной тележкой, с передними и задними подвесками колес, на котором установлен самосвальный кузов (см. рис.1 и рис.2 стр.5). На раме шасси расположен также гидравлический опрокидывающий механизм, предназначенный для опрокидывания платформы, (см. стр.27-35 этого же руководства). В качестве силового органа опрокидывающего механизма использован гидроподъемник телескопического типа, выполненный из стальных труб, входящих друг в друга. С целью повышения безопасности обслуживания и ремонта труднодоступных мест прицепа механизм снабжен предохранительной стойкой платформы. Несмотря на совершенство конструкции и эффективность в эксплуатации такой прицеп обладает весьма существенным недостатком, заключающимся в том, что предохранительная стойка платформы устанавливается вручную и только тогда, например, когда платформа имеет положение максимального угла наклона, а в промежуточных положениях использовать ее невозможно. В то же время в практике встречаются случаи, когда тракторист, выполняя какой-либо ремонт или регулировку узлов при опрокинутой платформе забивает установить ее на предохранительную стойку, и тогда возможно самопроизвольное опускание платформы, что в итоге приводит к травмированию людей, в том числе и со смертельным исходом.

Известно также самосвальное транспортное средство (Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ташкентский тракторный завод им. 50-летия СССР, Ташкент, 1983 г.), конструкция которого в целом аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является исключение травматизма людей, занятых при эксплуатации тракторных самосвальных прицепов за счет использования автоматической фиксации платформы в определенном положении ее при самосвальной выгрузке.

Поставленная цель достигается тем, что на наружной трубе гидроподъемника в вертикальной плоскости его симметрии выполнены полусферической формы углубления с возможностью взаимодействия с ответным по форме выступом, жестко закрепленным на одном из концов вертикально расположенной упругой пластины, другой конец которой жестко присоединен к торцевой части внутренней трубы гидроподъемника причем упомянутая упругая пластина с помощью подпружиненной гибкой связи присоединена к рукоятке ее упругой деформации, расположенной подвижно в направляющей рамы прицепа и фиксируемой относительно последней.

На фиг.1 показан общий вид самосвального транспортного средства сбоку, а на фиг.2 – часть его поперечного сечения по АА.

Самосвальное транспортное средство состоит из рамы 1, к поперечинам 2 которой жестко присоединен опорный кронштейн 3 гидроподъемника. На наружной трубе 4 гидроподъемника выполнены полусферической формы углубления 5. К торцевой поверхности 6 внутренней трубы 7 гидроподъемника жестоко присоединена упругая пластина 8, снабженная на своем конце выступом 9. К упругой пластине 8 с одной стороны жестко присоединена гибкая связь 10, а с другой – она же, но с помощью пружины растяжения 11. Гибкая связь 10 перекинута через блок 12, который подвижно установлен в серьге 13, и последняя жестко, при помощи тяги 14, соединена с рукояткой 15, фиксируемой относительно рамы 1 фиксатором 16. Внутренняя труба 7 гидроподъемника шарнирно связана с кузовом 17.

Работает самосвальное транспортное средство следующим образом. Для самосвальной выгрузки кузова 17 широко известными в технике способом создают давление рабочей жидкости, и она поступает в гидроподъемник (на чертежах система подачи рабочей жидкости в гидроподъемник не показана), при этом внутренняя труба 7 начинает перемещаться по стрелке В, поворачивая кузов относительно его опор на раме в правую, левую или в заднюю сторону (обычно кузова делают с трехсторонней разгрузкой, и механизм их поворота широко известен в технике). Такое движение внутренней трубы 7 гидроподъемника способствует также перемещению в этом же направлении упругой пластины 8, которая своим выступом 9 скользит по наружной поверхности, наружной трубы 4, периодически утапливаясь в полусферической формы углубления 5. Описанный процесс движения упругой пластины 8 происходит до тех пор, пока ее выступ 9 не войдет в контакт с последним по высоте гидроподъемника полусферической формы углублением 5. Далее выдвижение внутренней трубы 7 прекращается за счет ограничения ее движения, обусловленного конструктивной особенностью гидроподъемника. Описанное перемещение внутренней трубы 7 способствует также и натяжению гибкой связи 10, которая следует за упругой пластиной 8, растягивая пружину 10, перекатываясь по блоку 12. После высыпания груза из кузова 17 тракторист также широко известными в технике способами с помощью гидрораспределителя трактора соединяет гидроподъемник со сливной магистралью (этот процесс подробно описан как в аналоге, так и прототипе), создавая условия по опусканию кузова 17 на раму 1. Однако этого не происходит за счет надежной фиксации внутренней трубы 7 выступом 9, который находится в контакте с верхней сферической формы углублением 5, наружной трубы 4 гидроподъемника. Иными словами фиксация кузова 17 является надежной и можно, если это необходимо, проводить ремонтно-профилактические работы труднодоступных узлов прицепа, не опасаясь самопуска кузова 17. Для того чтобы опустить кузов 17 на раму 1, перемещают фиксатор 16 по стрелке С и выдвигают рукоятку 15 по стрелке Е, которая увлекает за собой тягу 14, с блоком 15 и тем самым упруго деформируя упругую пластину 8 по стрелке F. Такой изгиб упругой пластины 8 способствует выходу выступа 9 из полусферической формы углубления 5 и тем самым обеспечивается перемещение внутренней трубы 7 в направлении обратном стрелке В, а следовательно, и опусканию кузова 17 на раму 1. Если необходимо приостановить движение кузова 17 на раму 1 и зафиксировать его в необходимом для ремонта положении, рукоятку 15 перемещают в направлении, обратном стрелке Е, упругая пластина 8 приобретает свое исходное положение и выступ 9 входит в одно полусферической формы отверстие 5, надежно зафиксировав внутреннюю трубу 7. Далее описанные процессы могут повторяться многократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными заключается в том, что оно позволяет исключить самоопуск кузова самосвального прицепа и тем самым предотвратить травматизм людей, занятых на профилактических или ремонтных работах тех или иных труднодоступных узлов, находящихся на раме прицепа под кузовом.

Формула изобретения

Самосвальное транспортное средство, содержащее шасси, на раме которого установлен гидроподъемник опрокидывания кузова, состоящий из наружной, промежуточной и внутренней труб, отличающееся тем, что на наружной трубе гидроподъемника в вертикальной плоскости его симметрии выполнены полусферической формы углубления с возможностью взаимодействия с ответным по форме выступом, жестко закрепленным на одном из концов вертикально расположенной упругой пластины, другой конец которой жестко присоединен к торцевой части внутренней трубы гидроподъемника, причем упомянутая упругая пластина с помощью подпружиненной гибкой связи присоединена к рукоятке ее упругой деформации, расположенной подвижно в направляющей раме и фиксируемой относительно последней.

РИСУНКИ

Categories: BD_2314000-2314999