Патент на изобретение №2313015

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2313015 (13) C1
(51) МПК

F16G11/04 (2006.01)
E05B39/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2006131457/11, 01.09.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.09.2006

(46) Опубликовано: 20.12.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2175707 C1, 10.11.2001. RU 2264517 C2, 20.11.2005. RU 2202058 C1, 10.04.2003. WO 0148393 A1, 05.07.2001. US 5222776 A, 29.06.1993. EP 0861994 A2, 02.09.1998.

Адрес для переписки:

111539, Москва, Е-539, а/я 6, Патентное агентство “ВЦПУ”, пат.пов. Г.И.Богдановой

(72) Автор(ы):

Алексеев Андрей Иванович (RU),
Соин Сергей Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Алексеев Андрей Иванович (RU),
Соин Сергей Николаевич (RU)

(54) ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

(57) Реферат:

Изобретение относится к навесным средствам для запирания, а именно к гибким запорно-пломбировочным устройствам. Устройство содержит корпус, в котором выполнены продольный сквозной канал и первый глухой канал, выходное отверстие которого по меньшей мере частично размещено в сквозном канале и продольная ось которого расположена под углом к продольной оси сквозного канала. В полости первого глухого канала размещены тело вращения и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения тела вращения в сквозной канал. Устройство содержит отрезок троса, первый конец которого жестко закреплен в корпусе, а второй конец выполнен с возможностью размещения в сквозном канале корпуса. В корпусе выполнены поперечный канал, входное отверстие которого расположено на боковой поверхности корпуса, выходное отверстие размещено в первом глухом канале, а в его полости с возможностью извлечения установлен штифт, удерживающий тело вращения в полости первого глухого канала, и второй глухой канал, пересекающий поперечный канал и в полости которого размещены стержень, упирающийся в штифт, и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения стержня через поперечный канал при удалении штифта. Достигается упрощение конструкции запорно-пломбировочного устройства, снижение себестоимости, обеспечивается надежная защита от криминального взлома, а при совершении такового не представляется возможность скрыть взлом устройства. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к навесным средствам для запирания, более точно изобретение касается гибкого запорно-пломбировочного устройства.

Изобретение найдет применение на железнодорожном транспорте при запирании и опечатывании, в том числе, железнодорожных вагонов, контейнеров, а также при запирании иных помещений, емкостей, шкафов, дверей машин, средствами одноразового использования, служащими одновременно средствами опломбирования, так как происходит разрушение этих средств при попытке вскрытия помещений, емкостей, шкафов или дверей машин.

Известны запорные приспособления, описанные, например, в патентах RU №№2121090, 2126106, 2144155, 2149297. Эти известные устройства снабжены отрезком троса, оба конца которого приспособлены для фиксирования в корпусе посредством установленных в корпусе подпружиненных фиксирующих элементов. Фиксирующие элементы выполнены в виде роликов, взаимодействующих с поверхностью отрезка троса. Каждое указанное известное запорное приспособление содержит сердечник для удержания роликов в их посадочных местах, кроме того, содержит фиксатор и толкатель.

Все указанные известные приспособления имеют общий недостаток, связанный прежде всего с тем, что они не исключают возможность открывания запорного приспособления путем вытягивания конца троса из его корпуса при злоумышленном воздействии, что снижает надежность и, следовательно, охранные качества запорного приспособления. Усиление силовых характеристик этих приспособлений неизбежно связано с возрастанием их габаритов, что соответственно снижает их эксплуатационные характеристики и увеличивает их стоимость.

Известно запорное устройство (RU 2235237, МПК F16G 11/04, G09F 3/03, B65D 33/34) снабженное отрезком троса, зажимаемого в устройстве с концов с заклинивающим действием.

Корпус устройства выполнен с соосными друг другу входным и выходным отверстиями для концов троса.

Один конец троса жестко закреплен в обойме устройства, которая с возможностью перемещения размещена во внутренней полости корпуса устройства. В указанной обойме выполнены два паза для тел вращения и сквозной канал, предназначенный для размещения второго конца отрезка троса. Названные пазы размещены по разные стороны от сквозного канала и имеют упорные для тел вращения поверхности, которые смещены относительно друг друга вдоль оси сквозного канала.

Два подпружиненных тела вращения приспособлены для фиксирования в корпусе второго конца отрезка троса.

Продольные размеры пазов выполнены больше диаметра тел вращения, а упорные поверхности для тел вращения выполнены плоскими и обращены к выходному отверстию обоймы и соответственно к выходному отверстию корпуса.

Две боковые поверхности внутренней полости корпуса, каждая из которых предназначена для взаимодействия с соответствующим телом вращения, выполнены криволинейными, причем углы наклона между касательными к образующей каждой криволинейной поверхности и совмещенной продольной осью входного и выходного отверстий корпуса увеличиваются от входного к выходному отверстию корпуса так, что диаметральные круговые размеры криволинейной поверхности увеличиваются от входного к выходному отверстиям обоймы.

Кроме того, запорное устройство снабжено винтом, который размещен резьбовой частью в сквозном резьбовом отверстии корпуса с возможностью взаимодействия с внешней поверхностью обоймы.

Указанное запорное устройство обеспечивает повышенную надежность запирания за счет создания высоких усилий взаимодействия фиксирующих элементов с отрезком троса на начальном этапе запирания. При этом указанное устройство является сложным в изготовлении и, значит, дорогостоящим изделием, что существенно препятствует его широкому применению, например, на железнодорожном транспорте для запирания и одновременного опломбирования дверей вагонов, контейнеров, люков.

В качестве прототипа нами выбрано запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус, в котором выполнены продольный сквозной канал, предназначенный для размещения в нем одного конца троса. Второй конец троса, выполняющего в этом устройстве роль гибкой дужки, жестко закреплен в корпусе. В корпусе также имеется глухой канал, выполненный под углом к продольной оси названного сквозного канала. Выходное отверстие глухого канала по меньшей мере частично размещено в сквозном канале. В полости глухого канала размещены два стопорных элемента, выполненных в виде тел вращения различного диаметра, и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения обоих тел вращения в сквозной канал для взаимодействия с размещенным в нем тросом (RU 2175707, МПК Е05В 39/02). Указанное устройство, несмотря на более простую и более подходящую для массового применения конструкцию, не обеспечивает требуемую надежность в сохранности грузов, заключенных, например, в вагонах, контейнерах железнодорожного транспорта – возможно силовое извлечение конца троса из сквозного канала, криминальный взлом вагона или контейнера и последующее введение извлеченного конца троса обратно в сквозной канал для сокрытия факта взлома и хищения.

В основу заявляемого изобретения положена задача создать такое гибкое запорно-пломбировочное устройство, конструкция которого была бы достаточно проста в изготовлении и имела невысокую себестоимость, но при этом обеспечивала бы надежную защиту от криминального взлома, а при совершении такового не представляла бы возможности скрыть взлом устройства.

Эта задача решается созданием гибкого запорно-пломбировочного устройства, содержащего корпус, в котором выполнены продольный сквозной канал, первый глухой канал, выходное отверстие которого по меньшей мере частично размещено в сквозном канале и продольная ось которого расположена под углом к продольной оси сквозного канала, а в его полости размещены тело вращения и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения тела вращения в сквозной канал, и содержащего отрезок троса, первый конец которого жестко закреплен в корпусе, а второй конец выполнен с возможностью размещения в сквозном канале корпуса, в корпусе которого, согласно изобретению, выполнены поперечный канал, выходное отверстие которого расположено на боковой поверхности корпуса, выходное отверстие размещено в первом глухом канале, а в его полости с возможностью извлечения установлен штифт, удерживающий тело вращения в полости первого глухого канала, и второй глухой канал, пересекающий поперечный канал и в полости которого размещен стержень, упирающийся в штифт, и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения стержня через поперечный канал при удалении штифта.

Благодаря изобретению создана достаточно простая в изготовлении конструкция гибкого запорно-пломбировочного устройства, имеющего невысокую себестоимость и при этом исключающего сокрытие факта взлома устройства, что ограничивает попытки криминального взлома и обеспечивает косвенную защиту от криминального взлома устройства.

Согласно изобретению целесообразно, чтобы продольная ось первого глухого канала была преимущественно перпендикулярна продольной оси поперечного канала, а продольная ось второго глухого канала была преимущественно перпендикулярна продольной оси поперечного канала.

Согласно изобретению полезно, чтобы в качестве пружины сжатия в первом глухом канале была размещена пружина, энергия удара которой обеспечивает внедрение тела вращения в структуру второго конца отрезка троса, размещенного в сквозном канале, что обеспечивает надежность фиксации второго конца троса в устройстве.

Согласно изобретению полезно, чтобы тело вращения было выполнено в виде ролика или в виде шарика и имело развитую поверхность, достигнутую путем предварительной пескоструйной обработки, голтовки (нанесения насечек) поверхности ролика или шарика, что обеспечивает надежность фиксации второго конца троса в устройстве.

Согласно изобретению полезно, чтобы тело вращения было выполнено из материала с повышенной твердостью.

Согласно изобретению полезно, чтобы сквозной канал в поперечном сечении имел диаметр, преимущественно соответствующий диаметру поперечного сечения отрезка троса.

Другие цели и преимущества заявляемого изобретения станут ясны из последующего подробного описания гибкого запорно-пломбировочного устройства и поясняющих чертежей, на которых:

фиг.1 изображает гибкое запорно-пломбировочное устройство согласно изобретению, продольный разрез;

фиг.2 – разрез по А-А на фиг.1;

фиг.3 – разрез по Б-Б на фиг.2;

фиг.4 – гибкое запорно-пломбировочное устройство при размещении второго конца отрезка троса в сквозном канале корпуса устройства согласно изобретению, продольный разрез.

Гибкое запорно-пломбировочное устройство содержит корпус 1 (фиг.1), в котором выполнены продольный сквозной канал 2 и заглушенный со стороны входного отверстия первый глухой канал 3.

Первый глухой канал 3 выполнен в корпусе 1 таким образом, что его продольная ось расположена под углом преимущественно от 25° до 35° к продольной оси сквозного канала 2. При этом выходное отверстие 4 канала 3 по меньшей мере частично размещено в сквозном канале 2.

В полости глухого канала 3 размещены тело 5 вращения и пружина 6 сжатия, установленная с возможностью перемещения тела 5 вращения из полости глухого канала 3 в сквозной канал 2.

Согласно изобретению полезно, чтобы тело 5 вращения было выполнено в виде ролика или в виде шарика и имело развитую поверхность, достигнутую путем предварительной пескоструйной обработки с шероховатостью, например, составляющей Rz 40…Rz 80, или путем голтовки (нанесения насечек) поверхности ролика или шарика.

Согласно изобретению полезно, чтобы тело 5 вращения было выполнено из материала, имеющего твердость поверхности НРСэ 58…64, допускаемое напряжение смятия []=11000 кг/кв.см, например было выполнено из нетермообработанной стали.

В корпусе 1 согласно изобретению выполнен также поперечный канал 7 (фиг.2). При этом согласно изобретению целесообразно, чтобы продольная ось первого глухого канала 3 была преимущественно перпендикулярна продольной оси поперечного канала 7.

Входное отверстие 8 канала 7 расположено на боковой поверхности корпуса 1, выходное отверстие канала 7 (фиг.3) размещено в первом глухом канале 3.

В полости поперечного канала 7 установлен с возможностью извлечения штифт 9.

Штифт 9 имеет длину, превышающую длину канала 7 настолько, чтобы его конец, минуя выходное отверстие канала 7, достигал первого глухого канала 3 и служил препятствием для перемещения подпружиненного тела 5 (фиг.1) вращения из канала 3 в сквозной канал 2. Таким образом штифт 9 обеспечивает удерживание тела 5 вращения в полости первого глухого канала 3.

В корпусе 1 согласно изобретению выполнен также второй глухой канал 10 (фиг.3), который пересекает поперечный канал 7.

Согласно изобретению целесообразно, чтобы продольная ось второго глухого канала 10 была преимущественно перпендикулярна продольной оси поперечного канала 7.

В полости второго глухого канала 10 размещен стержень 11, упирающийся в штифт 9. В полости второго глухого канала 10 также размещена пружина 12 сжатия, установленная с возможностью перемещения стержня 11 через поперечный канал 7 при удалении штифта 9.

Стержень 11 с пружиной 12 обеспечивают блокирование полости поперечного канала 7 и исключают возможность повторного размещения в поперечном канале 7 штифта 9.

Гибкое запорно-пломбировочное устройство содержит отрезок троса 13 (фиг.4).

Первый конец 14 отрезка троса 13 жестко закреплен в корпусе 1, а второй конец 15 отрезка троса 13 выполнен с возможностью размещения в сквозном канале 2 корпуса 1 с образованием петли, выполняющей роль гибкой дужки запорно-пломбировочного устройства.

Согласно изобретению полезно, чтобы в качестве пружины 6 сжатия в первом глухом канале 3 была размещена пружина, энергия удара которой обеспечивает внедрение тела 5 вращения в структуру второго конца 15 отрезка троса 13, размещенного в сквозном канале 2.

Характер поверхности тела 5 вращения и характеристические свойства пружины 6 обеспечивают надежность фиксации второго конца троса в устройстве.

Согласно изобретению полезно, чтобы сквозной канал 2 в поперечном сечении имел диаметр, преимущественно соответствующий диаметру поперечного сечения отрезка троса 13.

Благодаря изобретению создана достаточно простая в изготовлении конструкция гибкого запорно-пломбировочного устройства, имеющего невысокую себестоимость и при этом исключающего сокрытие факта взлома устройства, что ограничивает попытки криминального взлома и обеспечивает косвенную защиту от криминального взлома устройства.

Заявляемое гибкое запорно-пломбировочное устройство работает следующим образом.

В отверстия проушин узла запирания двери железнодорожного вагона, контейнера или люка пропускают второй конец 15 отрезка троса 13, жестко закрепленного своим первым концом в корпусе 1 заявляемого гибкого запорно-пломбировочного устройства. Затем второй конец 15 отрезка троса 13 размещают в сквозном канале 2 корпуса 1 с образованием петли, выполняющей роль гибкой дужки запорно-пломбировочного устройства. Для достижения фиксации второго конца 15 отрезка троса 13 в корпусе 1 из полости поперечного канала 7 извлекают штифт 9, который приспособлен для удерживания тела 5 вращения в полости первого глухого канала 3. При этом тело 5 вращения усилием пружины 6 резко перемещается в сквозной канал 2, ударяется о находящийся в канале 2 второй конец 15 отрезка троса 13 с энергией, обеспечивающей деформацию троса 13, некоторое внедрение тела 5 вращения в структуру второго конца 15 отрезка троса 13 и прижатие с усилием троса 13 к поверхности канала 2.

Таким образом осуществлено запирание железнодорожного вагона, а учитывая то, что используемое устройство пригодно лишь для одноразового использования, осуществлено опломбирование вагона.

При попытке извлечения из канала 2 второго конца 15 отрезка троса 13, то есть при попытке размыкания гибкой дужки устройства, тело 5 вращения, находящееся в тесном контакте с поверхностью троса 13, увлекается последним по поверхности канала 3 и еще более заклинивает второй конец 15 отрезка троса13 в сквозном канале 2. При этом, учитывая значительное усилие пружины 6 (ориентировочно составляющее 5 кг/м) и ударный характер касания тела 5 вращения с вторым концом 15 отрезка троса 13 в момент удаления штифта 9, извлечение из канала 2 второго конца 15 отрезка троса 13 минимально и не обеспечивает размыкания гибкой дужки устройства.

Удаление штифта 9 одновременно приводит к тому, что стержень 11, ранее упиравшийся в штифт 9, под действием пружины 12 перемещается по второму глухому каналу 10 до его конца, перекрывает при этом поперечный канал 7, обеспечивает блокирование его полости и исключает возможность как повторного размещения в поперечном канале 7 штифта 9, так и возможность проникновения внутрь корпуса 1 для отжатия тела 5 вращения обратно в канал 3.

Добросовестный пользователь, в том числе получатель груза, отправленного в железнодорожном вагоне, в месте назначения прежде всего проверяет целостность гибкой дужки запорно-пломбировочного устройства и прочность ее фиксации в корпусе устройства, после чего вскрывает вагон путем разрезания («перекусывания») гибкой дужки запорно-пломбировочного устройства.

Для повторного использования запорно-пломбировочное устройство не пригодно.

Формула изобретения

1. Гибкое запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус, в котором выполнены продольный сквозной канал, первый глухой канал, выходное отверстие которого по меньшей мере частично размещено в сквозном канале и продольная ось которого расположена под углом к продольной оси сквозного канала, а в его полости размещены тело вращения и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения тела вращения в сквозной канал, и содержащее отрезок троса, первый конец которого жестко закреплен в корпусе, а второй конец выполнен с возможностью размещения в сквозном канале корпуса, отличающееся тем, что в корпусе выполнены поперечный канал, входное отверстие которого расположено на боковой поверхности корпуса, выходное отверстие размещено в первом глухом канале, а в его полости с возможностью извлечения установлен штифт, удерживающий тело вращения в полости первого глухого канала, и второй глухой канал, пересекающий поперечный канал, и в полости которого размещены стержень, упирающийся в штифт, и пружина сжатия, установленная с возможностью перемещения стержня через поперечный канал при удалении штифта.

2. Гибкое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что продольная ось первого глухого канала преимущественно перпендикулярна продольной оси поперечного канала.

3. Гибкое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что продольная ось второго глухого канала преимущественно перпендикулярна продольной оси поперечного канала.

4. Гибкое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве пружины сжатия в первом глухом канале размещена пружина, энергия удара которой обеспечивает внедрение тела вращения в структуру второго конца отрезка троса, размещенного в сквозном канале.

5. Гибкое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что тело вращения выполнено в виде ролика или в виде шарика и имеет развитую поверхность, достигнутую путем предварительной пескоструйной обработки, голтовки (нанесения насечек) поверхности ролика или шарика.

6. Гибкое запорно-пломбировочное устройство по п.5, отличающееся тем, что тело вращения выполнено из материала с повышенной твердостью.

7. Гибкое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что сквозной канал в поперечном сечении имеет диаметр, преимущественно соответствующий диаметру поперечного сечения отрезка троса.

РИСУНКИ

Categories: BD_2313000-2313999