Патент на изобретение №2312236

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2312236 (13) C1
(51) МПК

F02B53/00 (2006.01)
F01C1/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

На основании пункта 3 статьи 13 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I патентообладатель обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, – гражданину РФ или российскому юридическому лицу.

(21), (22) Заявка: 2006110805/06, 03.04.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.04.2006

(46) Опубликовано: 10.12.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2109964 C1, 27.04.1998. RU 2095593 C1, 10.11.1997. RU 2152522 C1, 10.07.2000. JP 10220238 A, 18.08.1998. SU 973891 A, 15.11.1982. JP 60184931 A, 20.09.1985. RU 2070969 C1, 27.12.1996. RU 2087729 C1, 20.08.1997. US 3413961 A, 22.09.1966. RU 2028475 C1, 09.02.1995.

Адрес для переписки:

443093, Самарская обл., г.Самара, ул. М.Тореза, 29, кв.43, пат.пов. Н.И.Максимову

(72) Автор(ы):

Денисов Владимир Никитович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Денисов Владимир Никитович (RU)

(54) РОТОРНО-ВЫТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ДВС “ДЕРУС-04/05” И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет увеличить ресурс роторных ДВС и улучшить их основные параметры. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с полостью и тремя рабочими камерами, образующимися ротором-вытеснителем на эксцентриковом валу с одной, по крайней мере, шестеренной передачей для планетарного перемещения ротора-вытеснителя, систему газообмена с дисковым золотником, средства впуска рабочей смеси и выпуска отработавших газов, радиальные и торцовые уплотнения. Шестеренная передача расположена в крышке, выполненной с полостью для противовеса, соединенной со стенкой корпуса, в противоположной крышке с отверстием впуска рабочей смеси и выпуска отработанных газов и пазовым газообменным окном в дисковом золотнике, расположена система газообмена с каналами в стенке. Шестеренная передача выполнена из шестерни внутреннего зацепления, соединенной с корпусом посредством крышки, шестерни внешнего зацепления, соединенной с ротором-вытеснителем жестко или съемно. Камера сгорания расположена в середине левой грани, продувочное окно – в правой грани, а газообменное отверстие впуска рабочей смеси в нижней грани с возможностью перекрытия его золотником. Продувочное отверстие и отверстие выпуска продуктов сгорания сообщены с атмосферой. Механизм преобразования работы расширения продуктов сгорания во вращение вала снабжен средством коррекции термического зазора радиального уплотнения ротора-вытеснителя с поверхностью рабочей полости и зазора зубьев передачи. Способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания включает такты наполнения рабочей полости изменяемого объема, предварительно подготовленной рабочей смесью, ее сжатия, воспламенения, сгорания и расширения продуктов сгорания с преобразованием работы расширения их во вращение вала, выпуск продуктов сгорания. На всей траектории перемещения ротора-вытеснителя обеспечивают оптимальное отклонение пластин радиального уплотнения от перпендикулярного положения к поверхности рабочей полости, исключающее большие контактные напряжения в материале пластин и поверхности полости. Газодинамические такты в камерах между одной стороной ротора-вытеснителя гранями рабочей полости совмещают с тактами, проходящими в камерах другой стороны ротора-вытеснителя, с регулированием подачи топливной смеси окном золотника. Впуск продувочного воздуха и выпуск нагретого продувочного воздуха осуществляют посредством постоянно открытого продувочного окна в правой грани рабочей полости с взаимодействием с воздухом продувки другой стороны ротора-вытеснителя в каждом последующем цикле работы двигателя с повторением описанных совмещенных тактов в секторах перемещения ротор-вытеснителя 180°-360°. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

В теории проектирования роторных двигателей известны решения с применением двугранного ротора, образующего в планетарном движении камеры сгорания посредством эксцентричного вала и шестеренной передачи, размещенных в цилиндрической рабочей полости (патент СССР №1814689, F01C 19/00, F04C 27/00 за 1993 год), 3-х камер в треугольной (Кожевников С.И. и др., “Механизмы”, М., Машиностроение, 1976 г, стр.282, рис.4.26) или в трехгранной рабочей полости с закруглениями углов их (патенты РФ №2078221 F02B 53/00 за 1997 г., №2028475 за 1995 г. и №2109964 за 1998 г.) с камерами сгорания в углах сопряжения граней полости, прямых или криволинейных.

Недостаток известных решений состоит в том, что они обеспечивают улучшение отдельных характеристик с получением при этом новых недостатков или оставляя другие уже имеющиеся в этом решении. В патенте №1814689 улучшение технологичности выполнения рабочей полости достигнуто за счет уменьшения числа тактов (рабочих ходов) за один оборот вала, в схеме Кожевникова треугольная рабочая камера с острыми углами снабжается недолговечными заостренными вершинами ротора с постепенным увеличением объема неработающих угловых объемов вкупе с ухудшением технологичности выполнения двигателя. Дополнительные шестеренчатые передачи в решениях по патентам №2078221, №2028475 также снижают эффективность их, как вследствие увеличения трудоемкости изготовления, так и вследствие присущего всем известным решениям неблагоприятного термического режима работы их уплотнений и зубчатых передач.

Из патента РФ №2068106, F02B 53/00 за 1996 г. известен способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания, термодинамические циклы которого предлагается улучшить за счет многократного перемешивания рабочей смеси и подогрева ее от стенок камеры сгорания (корпуса и ротора) и от оставшейся в камере части отработавших газов. Из патента США №3858559, F02B 53/08 за 1975 год известен способ работы РДВС с двумя роторами в соответствующих корпусах, один из которых выполняет функцию нагнетателя рабочей смеси в полости второго модуля, с планетарно перемещающимся в рабочей полости поршнем-ротором и подогревом рабочей смеси от поверхностей полости, ротора и остатков продуктов сгорания с их охлаждением при этом. Недостатком известных решений является высокая термическая напряженность основных деталей и узлов, определяющих ресурс изделия.

Низкая технологичность изготовления рабочей эпитрохоидной полости в решении Ванкеля, открывшего новое направление в двигателестроении – роторное, обусловила появление ряда изобретений, решающих задачу улучшения ее, но заменяющих ее другим недостатком. Таковые описаны в патентах РФ №1807218, F01C 1/00, F04C 2/00 за 1993 год, №2013567, F01C 1/00, F02B 53/00 за 1994 год с расчетной частью проектирования роторного двигателя с определением трех групп точек профиля его рабочей полости. Применение четырехзвенного шарнирного кривошипно-коромыслового механизма в патентах РФ №2163977, F02B 55/00, F01C 21/00 и №2202702 за 1999 и 2001 год соответственно упрощает только расчетную часть за счет введения в техпроцесс проектирования упомянутого механизма, не затрагивая механическую и контрольную части выполнения изделия.

Наиболее близким по технической сути к заявляемому двигателю является роторный двигатель, описанный в патенте РФ №2109964, F02B 53/00 за 1998 год. Он состоит из корпуса с впускными и выпускными каналами, трехвершинной эпитрохоидальной полостью в корпусе и камерами сгорания, вала с эксцентриковой втулкой в эллипсном роторе, шестеренной передачи вращения ротора на вал, шестерня внутреннего зацепления которой установлена в корпусе, и газообменного диска, соединенного с ротором. Двухвершинный ротор установлен на эксцентриковом валу, шестерня внешнего зацепления которого взаимодействует с шестерней внутреннего зацепления корпуса. Двигатель снабжен системой подвода рабочей смеси в камеры сгорания, образуемые поверхностями ротора и полости, и отвода отработавших продуктов сгорания.

Наиболее близким по технической сути к заявляемому способу работы РДВС является описанный в разделе “Работа двигателя” описания патента РФ №2095593, F02B 55/00, F01C 1/04, F03C 2/02, F04C 2/04 за 1997 год способ работы роторной машины. Он включает термодинамические циклы, протекающие в замкнутых изменяемых, периодически последовательно образуемых разделением рабочей полости корпуса перемещающимся в ней овальным двухвершинным ротором объемах ее с совмещенными тактами продувки упомянутых объемов, всасывания, сжатия, воспламенения и сгорания рабочей смеси с образованием продуктов сгорания, их расширения с преобразованием работы этого расширения во вращение вала и выпуск отработавших продуктов сгорания смеси в атмосферу. Совмещение состоит из впуска топливной смеси в первую камеру сгорания по одну сторону от ротора, ее сжатие, сгорание и расширение продуктов сгорания в камере сгорания с другой стороны ротора. После перемещения ротора в следующий сектор рабочей полости и сообщения камеры сгорания с окном выпуска средствами регулирования газообмена отработавшие продукты сгорания смеси выпускаются из этой камеры, а первая камера с другой стороны ротора заполняется рабочей смесью в секторе 0-180°, затем в следующих секторах 180°-360° повторяются описанные совмещенные такты по трехтактному циклу. За каждый поворот ротора на 180° совершается рабочий ход и за полный оборот его два рабочих хода с преобразованием вращений ротора во вращение вала с передаточным отношением 3:2. Наиболее близким по технической сути к заявляемому способу контроля выполнения рабочей полости является способ построения рабочего объема рабочей полости роторного двигателя внутреннего сгорания, описанный в патенте РФ №2313873, F02B 55/02, F01C 1/352 за 2001 год. Он состоит из расчетной части определения геометрическикинематических параметров взаимодействующих элементов, построения специальной кривой и контроля соответствия траектории концов ротора профилю рабочей полости. Наличие специальных кривых в проектировочном расчете двигателя и необходимость выполнения специального, предназначенного для выполнения данного типоразмера кривошипно-коромыслового механизма ограничивает область применения способа-прототипа в практическом двигателестроении, так как изготовление упомянутого механизма в физическом варианте или в виртуальном виде посредством компьютера замедляет процесс проектирования и не обеспечивает проверки полученного результата до момента выполнения изделия в металле.

Недостатками известного РДВС являются низкая технологичность выполнения эпитрохоидной рабочей полости корпуса силового модуля с “паразитными” объемами камер сгорания в сопряжениях криволинейных поверхностей и традиционная для всех известных решений высокая термическая напряженность деталей корпуса, ротора и уплотнений, конструктивно размещенных в высокотемпературной зоне двигателя. Традиционное охлаждение корпуса малоэффективно для уплотнений.

Недостатком известного способа является недостаточная долговечность работы машины, обусловленная неоптимальным взаимодействием радиальных уплотнений ротора с цилиндрической поверхностью рабочей полости из-за большого отклонения пластин уплотнения от перпендикулярного к поверхности полости положения, достигающего в отдельных секторах 45°. Даже при отсутствии выступов поверхности, присущих эпитрохоидным полостям и создаваемых ударных контактов уплотнения с поверхностью, пластины известного способа с упомянутыми отклонениями от перпендикулярного к ней положения на отдельных режимах вызывают усиленный износ контактирующих элементов уплотнения и поверхности полости.

К тому же неблагоприятное взаимодействие деталей в описанном способе ограничивает сферу применения известного способа, и из-за уменьшения мощности и оборотов такой машины, однако в одних объектах предпочтительна силовая установка с малыми оборотами выходного вала (вертолеты, судовые двигатели, лодочные моторы и т.п.), а в других – наоборот, высокооборотные.

Изобретения решают задачу улучшения технологичности выполнения двигателя одновременно с увеличением ресурса его за счет уменьшения термонапряженности материала корпуса с улучшением условий контактирования уплотнения ротора с поверхностью рабочей полости корпуса и возможности корректирования термического зазора зубьев шестерен и радиального уплотнения ротора с поверхностью рабочей полости.

Предложен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с трехвершинной рабочей полостью и тремя рабочими камерами, образующимися установленным в ней овальным двухвершинным ротором-вытеснителем на эксцентриковом валу с одной, по крайней мере, шестеренной передачей для планетарного перемещения ротора-вытеснителя с передаточным отношением 3:2, систему газообмена с дисковым золотником, имеющим пазовые газообменные отверстия, средства впуска рабочей смеси и выпуска отработавших газов, радиальные и торцовые уплотнения, согласно изобретению шестеренная передача расположена в крышке, выполненной с полостью для противовеса, соединенной со стенкой корпуса, в противоположной крышке с отверстием впуска рабочей смеси и выпуска отработанных газов и пазовым газообменным окном в дисковом золотнике, расположена система газообмена с каналами в стенке, шестеренная передача выполнена из шестерни внутреннего зацепления, соединенной с корпусом посредством крышки, шестерни внешнего зацепления, соединенной с ротором-вытеснителем жестко или съемно, камера сгорания расположена в середине левой грани, продувочное окно – в правой грани, а газообменное отверстие впуска рабочей смеси в нижней грани с возможностью перекрытия его золотником, при этом продувочное отверстие и отверстие выпуска продуктов сгорания сообщены с атмосферой, механизм преобразования работы расширения продуктов сгорания во вращение вала снабжен средством коррекции термического зазора радиального уплотнения ротора-вытеснителя с поверхностью рабочей полости и зазора зубьев передачи.

Упомянутое средство коррекции термического зазора зубьев выполнено из шестерни внешнего зацепления, снабженной фланцем для соединения ее с ответным фланцем ротора-вытеснителя с возможностью смещения их взаимного положения и фиксации.

Предложен способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания, включающий такты наполнения периодически создаваемых изолированных камер планетарным перемещением овального двухвершинного ротора-вытеснителя в рабочей полости изменяемого объема, предварительно подготовленной рабочей смесью, ее сжатия, воспламенения, сгорания и расширения продуктов сгорания с преобразованием работы расширения их во вращение вала, противоположное вращению ротора-вытеснителя с передаточным отношением 3:2 и выпуском продуктов сгорания в атмосферу с совмещением при этом тактов камеры с одной стороны с тактами камеры с другой стороны ротора-вытеснителя в трехтактном цикле с выполнением каждого цикла в секторах перемещения ротора-вытеснителя в сумме равных 180°, согласно изобретению на всей траектории перемещения ротора-вытеснителя, обеспечивают оптимальное отклонение пластин радиального уплотнения от перпендикулярного положения к поверхности рабочей полости, исключающее большие контактные напряжения в материале пластин и поверхности полости, при этом газодинамические такты в камерах между одной стороной ротора-вытеснителя гранями рабочей полости, совмещают с тактами, проходящими в камерах другой стороны ротора-вытеснителя с регулированием подачи топливной смеси окном золотника, а впуск продувочного воздуха и выпуск нагретого продувочного воздуха осуществляют посредством постоянно открытого продувочного окна в правой грани рабочей полости с взаимодействием с воздухом продувки другой стороны ротора-вытеснителя в каждом последующем цикле работы двигателя с повторением описанных совмещенных тактов в секторах перемещения ротор-вытеснителя 180°-360°.

Способ характеризуется тем, что обеспечивают отклонение пластин радиального уплотнения от перпендикулярного к поверхности рабочей полости положения на угол, не превышающий 15°-20°.

Выполнение заявляемого двигателя с шестеренной передачей, шестерня внешнего зацепления которой соединена с корпусом, а шестерня внутреннего зацепления с меньшим диаметром делительной окружности соответственно с ротором, выполнение обдува горячей зоны атмосферным воздухом с периодической сменой продувки с термодинамическими процессами в камере, как и коррекция термического зазора между уплотнением и профилем рабочей полости посредством корректировки положения шестерни обеспечивает выполнение поставленной задачи.

На фиг.1 показан продольный разрез заявленного роторного двигателя “Дерус-04/05” плоскостью, проходящей через опоры эксцентрикового вала, на фиг.2 – то же, плоскостью А-А, перпендикулярной оси двигателя, на фиг.3 – диаграмма трехтактного цикла работы двигателя с пазовым отверстием в дисковом золотнике, на фиг.4 – диаграмма положений золотника соответственно тактам цикла двигателя на фиг.3. На фиг.5 – кинематическая схема трехтактного двигателя, на фиг.6 – то же двигателя с механизмом корректировки зазора. На фиг.7, 8 – положение шестерен с выработкой зубьев и минимальным зазором между уплотнением ротора и поверхностью рабочей полости до корректировки соответственно, на фиг.8 и 9 – то же после корректировки положения шестерни для обеспечения требуемого зазора между уплотнением и профилем рабочей полости корпуса.

Роторный двигатель “Дерус-04/05” (фиг.1) состоит из корпуса 1 с рабочей полостью 2, в которой установлен вал 3 и ротор-вытеснитель 4 на нем. Шестеренная передача вращения ротора выполнена из шестерни 5, зубчатый венец которой взаимодействует с шестерней 6, установленной на роторе 4. Шестерня 5 установлена в крышке 7, выполненной с полостью для противовеса 8 вала 3 и отверстием для подшипника вала, второй подшипник вала установлен в противоположной крышке 9 корпуса, выполненной с впускным отверстием 10 и продувочным окном 11 в корпусе. Соответственно этим окнам на дисковом золотнике 12 выполнено газообменное пазовое отверстие 13 и каналы 14 в стенке 15, сообщенные с рабочей полостью. Ротор-вытеснитель 4 снабжен на концах радиальными и торцевыми уплотнениями на боковых сторонах.

Стенки 15, 16 и корпус имеют каналы и полости для охлаждающей жидкости. Герметичность стыков корпуса с крышками и стенками обеспечивается известными прокладками (условно не показаны).

Камера сгорания 17, выполненная в одной грани корпуса, например, в середине левой грани (фиг.3, а, б, с) может иметь отверстие для свечи зажигания (не показана), продувочное окно 11 в конце следующей (например, правой) грани сообщено с атмосферой, а впускное окно 13, выполненное в начале третьей (нижней) грани, соединено трубопроводом с крышкой (условно не показано), расположено и согласовано с впускным окном крышки и каналом 14 стенки. Работает роторно-вытеснительный двигатель внутреннего сгорания следующим образом.

Пример 1

В работающем двигателе “Дерус-04/05” ротор-вытеснитель перемещается по стрелке в нижнее положение (фиг.3а) после воспламенения топливной смеси в камере сгорания 17 и расширения продуктов сгорания ее в первом рабочем объеме “м” между верхней гранью ротора-вытеснителя и поверхностями левой и правой граней при перемещении его уплотнения до продувочного окна 11 и выхлопом этих продуктов после открытия окна уплотнением этого конца ротора. Шестеренная передача 5-6 при этом вращает вал 3 в противоположном вращению ротор-вытеснителя направлении против часовой стрелки, золотник 12 перекрывает при этом впускное отверстие крышки и канал 14 стенки. В начале перемещения ротор-вытеснителя в секторе 0-60° пазовое отверстие 13 золотника перемещается к впускному отверстию топливной смеси 12 и сообщает его с каналом 14 подвода смеси в рабочую полость (фиг.4а), которая заполняет второй объем полости между ее нижней и левой гранями и нижней стороной ротор-вытеснителя, увеличивающийся с перемещением ротора к его правому положению (фиг.3б, 4б). Верхняя грань ротор-вытеснителя при этом перемещении вытесняет остатки отработавших продуктов сгорания до перекрытия продувочного отверстия и в конце этого такта пазовое отверстие 13 золотника смещается от канала и отверстия в крышке и перекрывает впуск топливной смеси в рабочую полость. В следующем секторе перемещения ротора 60°-120° конец ротор-вытеснителя с радиальным уплотнением, расположившимся между продувочным 11 и впускным отверстием 10 топливной смеси перемещается по нижней грани полости, всасывая в третий увеличивающийся объем ее атмосферный воздух верхней гранью ротор-вытеснителя, занимающего правое положение, а нижней (левой) гранью сжимает топливную смесь, заполнившую этот второй объем в предыдущем такте (фиг.3с и 4с).

Перемещение ротор-вытеснителя в секторе 120°-180° производится посредством перемещения противоположного конца его по правой грани полости к нижней грани, описанное ранее воспламенение сжатой смеси в камере сгорания 17, расширения ее с передачей работы этого расширения левой (верхней теперь) стороне ротора, с одной стороны и вытеснением нагретого воздуха из первого объема полости (фиг.3а и 4а) и завершением первого трехтактного цикла. Второй такт выполняется при перемещении ротор-вытеснителя в секторах 180°-360° аналогичным первому циклу образом.

Пример 2

Газодинамические процессы в работающем двигателе осуществляют в порядке, описанном в примере 1. Отсутствие местных выступов в поверхности трехвершинной полости, аналогичных выступу эпитрохоидной полости, обеспечивает равномерное на всей траектории взаимодействие радиальных уплотнений с трехвершинной поверхностью рабочей полости, уменьшение износа и соответственно увеличение ресурса надежной работы двигателя “Дерус-04/05”. Однако большие обороты механизма его, длительное воздействие высокотемпературных процессов достаточно интенсивно изнашивают контактирующие поверхности и увеличивают зазор между контактирующими элементами их. Увеличение зазора уменьшает экономичность работы с падением мощности двигателя при этом, что ограничивает увеличение ресурса его. При достижении определенного износа с экспериментальным определением размера его (фиг.7, 8) двигатель при проведении техобслуживания восстанавливают путем восстановления оптимального зазора радиальных уплотнений. Для этого шестерню внешнего зацепления 6 с фланцем 18 разворачивают на требуемый угол, например на следующую риску 20 (фиг.9, 10) и фиксируют ее в этом положении на фланце 19 ротора. После сборки двигателя зазор между уплотнением и поверхностью рабочей полости становится равным оптимальному значению, и эксплуатация двигателя продолжается до следующего роста его до предельно допустимого.

Пример 3

При эксплуатации двигателя с газодинамическими процессами по трехтактному циклу контролируют величину зазора между зубьями шестеренкой передачи и при превышении его экспериментально установленного значения снимают шестерни 5, 6 с двигателя и замерив износ работавшей стороны зубьев устанавливают каждую из них в двигатель, развернув на 180°, например шестерню 5 устанавливают в крышку противоположной боковой стороной. Также обратной стороной закрепляют шестерню внешнего зацепления к ротору, после чего эксплуатируют двигатель до предельно допустимого износа зубьев передачи и/или зазора между уплотнением и поверхностью рабочей полости.

Пример 4

При проектировании двигателя рассчитывают геометрические параметры его рабочей полости трехвершинного профиля и длину двухвершинного ротор-вытеснителя, а так же делительные окружности шестерен, число и толщину зубьев их. Затем вычерчивают контур полости и шестерни внутреннего зацепления на бумажном носителе, а ротор с контуром шестерни внешнего зацепления с меньшей делительной окружностью на прозрачной пленке. Затем совмещают контуры имитаторов шестерен произвольно взятых двух-трех зубьев их, прокатывают контур шестерни 6 по контуру шестерни 5, контролируя при этом перемещение крайних точек радиальных уплотнений ротора на пленке относительно профиля трехвершинной рабочей полости, выполненной на бумаге. Если траектория перемещения этих крайних точек совпадет с профилем рабочей полости это доказывает, что расчет этих элементов выполнен правильно и обеспечивает выполнение заданных мощности двигателя и его экономичности. По этим проверенным данным изготавливаются рабочие чертежи деталей и узлов двигателя.

При несовпадении расчетных элементов с выполненными имитаторами вычисляют необходимые поправки в размерах, соответственно которым корректируют имитаторы шестерен, ротор-вытеснителя и повторяют контроль совпадения траектории движения ротора с профилем рабочей полости до их совпадения.

Бесспорным преимуществом заявляемого двигателя является возможность его работы в многотопливной компоновке, в том числе с увеличением цикличности способа работы, для чего достаточно переключить продувочный объем на наполнение его топливной смесью и/или топливом.

К преимуществам двигателей с треугольным профилем рабочей полости относится стабилизация взаимодействия радиального уплотнения с поверхностью полости. Обусловлена она меньшим отклонением пластин герметизации от перпендикуляра к рабочей поверхности и отсутствием выступов в рабочих камерах, неизбежных в эпитрохоидном профиле. Усугубляется взаимодействие их в зоне выступов отклонением пластин у известных двигателей на угол до 45°, а в заявляемом двигателе их отклонение не превышает 20° и в сочетании с плавностью поверхности не только исключается разгерметизация при увеличении амплитуды колебаний подпружиненных пластин в секторе углов 45°-90°, ведущего к перерасходу топлива с увеличением токсичных выбросов, но и увеличивается ресурс двигателя.

К обусловленным этим упрощению технологии и снижению удельной массы со снижением себестоимости, добавляется расширение диапазона применения двигателя в разных областях техники. Низкая удельная масса делает его весьма привлекательным для различных самолетов, чему способствует в немалой степени его многотопливность и способность выполнения компоновок двигателя, с мощностью от одного ватта до 30000 л/с и выше в варианте судовых двигателей.

Анализ приведенных далее тактико-технических характеристик двигателя РПД, аналога популярного двигателя Ванкеля и сравнение их с прикидочным расчетом характеристик двигателя “Дерус-04/05” убедительно подтверждает не только промышленную применимость заявленного двигателя, но и весьма значительную актуальность его для большинства отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др. Известный РПД с рабочим объемом камер сгорания 720 см3 при степени сжатия = 8.3 на 6000 об/мин вала и 4000 об/мин ротора имеет N=40 л.с./час.

По предварительным расчетам РВ ДВС “Дерус-04/05” с теми же диаметром ротора и шириной рабочей полости d=180 см и объемом рабочих камер, составляющим 787,14 см на оборотах выходного вала n=6000 об/мин и с имеющейся возможностью вращения ротора с n=9000 об/мин при аналогичной степени сжатия (8.3) будет иметь Vo=(787,14+78,70)=865,84 см3; 720_40=18 см3; N=865,84:18˜50 л.с./час (для 6000 об/мин). 50 л.с./час Х1,5=75 л.с./час (для 9000 об/мин). В дизельном варианте (или многотопливном) со степенью сжатия =17 и более мощность может быть увеличена на 40%, т.е. N=75 л.с./час×(75×40)=75+30=105 л.с./час. Удельная масса в описанных вариантах будет равна 0,7=28-30 кг: 40 кг=0,75 или 30_50=0,6. Имеется возможность выхода на удельную массу 0,4 в последующих перспективных проектах.

Формула изобретения

1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с трехвершинной рабочей полостью и тремя рабочими камерами, образующимися установленным в ней овальным двухвершинным ротором-вытеснителем на эксцентриковом валу с одной, по крайней мере, шестеренной передачей для планетарного перемещения ротора-вытеснителя с передаточным отношением 3:2, систему газообмена с дисковым золотником, имеющим пазовые газообменные отверстия, средства впуска рабочей смеси и выпуска отработавших газов, радиальные и торцовые уплотнения, отличающийся тем, что шестеренная передача расположена в крышке, выполненной с полостью для противовеса, соединенной со стенкой корпуса, в противоположной крышке с отверстием впуска рабочей смеси и выпуска отработанных газов и пазовым газообменным окном в дисковом золотнике, расположена система газообмена с каналами в стенке, шестеренная передача выполнена из шестерни внутреннего зацепления, соединенной с корпусом посредством крышки, шестерни внешнего зацепления, соединенной с ротором-вытеснителем жестко или съемно, камера сгорания расположена в середине левой грани, продувочное окно – в правой грани, а газообменное отверстие впуска рабочей смеси в нижней грани с возможностью перекрытия его золотником, при этом продувочное отверстие и отверстие выпуска продуктов сгорания сообщены с атмосферой, механизм преобразования работы расширения продуктов сгорания во вращение вала снабжен средством коррекции термического зазора радиального уплотнения ротора-вытеснителя с поверхностью рабочей полости и зазора зубьев передачи.

2. Роторный двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что упомянутое средство коррекции термического зазора зубьев выполнено из шестерни внешнего зацепления, снабженной фланцем для соединения ее с ответным фланцем ротора-вытеснителя с возможностью смещения их взаимного положения и фиксации.

3. Способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания, включающий такты наполнения периодически создаваемых изолированных камер планетарным перемещением овального двухвершинного ротора-вытеснителя в рабочей полости изменяемого объема, предварительно подготовленной рабочей смесью, ее сжатия, воспламенения, сгорания и расширения продуктов сгорания с преобразованием работы расширения их во вращение вала, противоположное вращению ротора-вытеснителя с передаточным отношением 3:2 и выпуском продуктов сгорания в атмосферу с совмещением при этом тактов камеры с одной стороны с тактами камеры с другой стороны ротора-вытеснителя в трехтактном цикле с выполнением каждого цикла в секторах перемещения ротора-вытеснителя в сумме равных 180°, отличающийся тем, что на всей траектории перемещения ротора-вытеснителя, обеспечивают оптимальное отклонение пластин радиального уплотнения от перпендикулярного положения к поверхности рабочей полости, исключающее большие контактные напряжения в материале пластин и поверхности полости, при этом газодинамические такты в камерах между одной стороной ротора-вытеснителя гранями рабочей полости, совмещают с тактами, проходящими в камерах другой стороны ротора-вытеснителя с регулированием подачи топливной смеси окном золотника, а впуск продувочного воздуха и выпуск нагретого продувочного воздуха осуществляют посредством постоянно открытого продувочного окна в правой грани рабочей полости с взаимодействием с воздухом продувки другой стороны ротора-вытеснителя в каждом последующем цикле работы двигателя с повторением описанных совмещенных тактов в секторах перемещения ротора-вытеснителя 180-360°.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что обеспечивают отклонение пластин радиального уплотнения от перпендикулярного к поверхности рабочей полости положения на угол, не превышающий 15-20°.

РИСУНКИ

Categories: BD_2312000-2312999