Патент на изобретение №2312199

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2312199 (13) C1
(51) МПК

E21B7/08 (2006.01)
E21B29/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006125287/03, 13.07.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.07.2006

(46) Опубликовано: 10.12.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2278239 C1, 20.06.2006. SU 731659 A, 23.08.1988. SU 870672 A, 10.01.1981. RU 2065948 C1, 27.08.1996. RU 2102528 C1, 20.01.1998. RU 2263196 C1, 27.10.2005. RU 2278239 C1, 20.06.2006. US 2105722 A, 18.01.1938.

Адрес для переписки:

614500, г.Пермь, РУПС, а/я 42, ООО “ИНКОС”, Директору М.П. Дудкину

(72) Автор(ы):

Ванцев Вадим Юрьевич (RU),
Дудкин Михаил Петрович (RU),
Козубовский Игорь Александрович (RU),
Крысин Николай Иванович (RU),
Салихов Равиль Габдуллинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “ИНКОС” (RU)

(54) КОМПОНОВКА ДЛЯ ПРОРЕЗКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОРАЗМЕРНОГО БОКОВОГО “ОКНА” В ОБСАДНОЙ КОЛОННЕ СКВАЖИНЫ ЗА ОДИН РЕЙС БУРИЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА, УЗЕЛ ПОДВЕСКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГО КЛИНА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно – к прорезке боковых «окон» в обсадной колонне скважины для дальнейшего бурения вторых стволов. Предлагаемая группа изобретений включает компоновку фрезер-райберов и узел подвески отклоняющего клина. Компоновка содержит зарезной 1, проходной 2 и калибрующий 3 фрезер-райберы, жестко закрепленные на едином полом валу 4, который верхним концом соединен на резьбе с колонной бурильных труб 5, а на нижнем его конце жестко закреплен зарезной 1 фрезер-райбер. Проходной 2 и калибрующий 3 фрезер-райберы жестко закреплены на наружной поверхности единого полого вала 1 на расчетном расстоянии друг от друга. Узел подвески отклоняющего клина включает срезные болты-штифты 6 и радиальные резьбовые отверстия под срезные болты-штифты 6, выполненные в боковой поверхности режущей части зарезного 1 фрезер-райбера. В узле подвески выполнен элемент продольного ориентирования отклоняющего клина в виде продольного паза, углубленного в боковой поверхности зарезного 1 фрезер-райбера в створе радиальных резьбовых отверстий под срезные болты-штифты 6, и ответного указанному пазу выступа на сопрягаемой поверхности верхнего конца отклоняющего клина. Дополнительно выполнен ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов 6. Обеспечиваются прорезка «окна» в обсадной колонне за 8-12 часов за один рейс бурильного инструмента и облегчение процесса сборки отклоняющего клина с компоновкой. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно – к прорезке боковых «окон» в обсадной колонне скважины для дальнейшего бурения вторых стволов.

По авторскому свидетельству СССР №870672 по М. Кл.3 Е21В 29/06, заявлено 31.01.1980 г., опубликовано 07.10.1981 г.в БИ №37 известно изобретение «Устройство для прорезания «окна» в обсадной колонне», которое принимаем за аналог. Устройство по аналогу содержит направляющую трубу, верхний конец которой резьбой соединен с колонной бурильных труб, а на нижнем конце жестко закреплен райбер. На наружной поверхности направляющей трубы с возможностью свободного скольжения по ее длине установлено фрезер-долото с внутренней конусной посадочной поверхностью в его верхнем конце для контакта с ответным наружным конусом, выполненным на верхнем конце направляющей трубы.

Основным недостатком устройства по аналогу является то, что для прорезания «окна» в обсадной колонне таким устройством необходимо предварительно установить в скважине отклоняющий клин, это требует произвести дополнительный спуско-подъем бурильного инструмента, что увеличивает непроизводительное время. Кроме того, устройство по аналогу не обеспечивает в полной мере передачу крутящего момента от бурильной колонны к райберу из-за того, что конусное соединение при работе забивается продуктами бурения, снижая надежность работы.

Наиболее близким (прототипом) к заявляемому изобретению по совокупности сходных существенных признаков из числа известных технических решений того же назначения принимаем устройство по изобретению США – патент №5109924 от 5 мая 1992 г., МПК5 Е21В 7/08; Е21В 29/06.

Устройство по прототипу представляет собой соединяемую с колонной бурильных труб компоновку фрезер-райберов, на которой производят спуск отклоняющего клина, его ориентированную установку в стволе скважины, прорезку и формирование полноразмерного бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента.

Компоновка по прототипу включает в себя зарезной, проходной и калибрующий фрезер-райберы, которые выполнены в виде отрезков полых валов разной длины с металлоразрушающими элементами по наружной поверхности. За пределами металлоразрушающих элементов отрезки полых валов у проходного и калибрующего фрезер-райберов выполнены удлиненными. Отрезки полых валов с фрезер-райберами соединены между собой на резьбе. Верхний конец полого вала калибрующего фрезер-райбера соединен резьбой с колонной бурильных труб.

Устройство по прототипу содержит также узел подвески отклоняющего клина на срезных болтах-штифтах. Для крепления и подвески отклоняющего клина на участке между зарезным и проходным фрезер-райберами в боковой поверхности полого вала выполнены радиальные резьбовые отверстия под срезные болты-штифты.

Отклоняющий клин, соединенный с компоновкой фрезер-райберов по прототипу, опускают в скважину и ориентируют его. Затем путем создания осевого усилия на колонну бурильных труб производят срезание болтов-штифтов, отсоединяя отклоняющий клин. После чего производят прорезку обсадной колонны и формирование полноразмерного бокового «окна» в обсадной колонне скважины путем придания вращения колонне бурильных труб.

Однако устройство по прототипу не обладает достаточной эксплуатационной надежностью в работе из-за наличия большого количества резьбовых соединений, которыми все фрезер-райберы соединены между собой в единую компоновку. Из практики эксплуатации таких устройств известно, что каждое резьбовое соединение является потенциальным источником возможных осложнений.

Кроме того, установка срезных болтов-штифтов в узле подвески отклоняющего клина в устройстве по прототипу требует подгонки срезных болтов-штифтов по их длине при подвеске отклоняющего клина к боковой поверхности полого вала между зарезным и проходным фрезер-райберами, что усложняет процесс монтажа устройства.

Вместе с тем при работе устройства по прототипу затруднено его отсоединение от отклоняющего клина и затруднен выход на прорезание обсадной колонны зарезным фрезер-райбером из-за заклинивания элементов узла подвески отклоняющего клина между зарезным и проходным фрезер-райберами.

Недостатком устройства по прототипу является еще и то, что после одного рейса по прорезке бокового «окна» в обсадной колонне скважины металлоразрушающие элементы на наружной поверхности фрезер-райберов становятся гладкими, не пригодными для последующей работы. Фрезер-райберы необходимо или менять на новые, что увеличивает материальные затраты, или производить восстановление металлоразрушающих элементов.

Единым техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемой группы изобретений, является:

– повышение эксплуатационной надежности работы компоновки и сокращение времени прорезки полноразмерного бокового «окна»;

– облегчение процесса сборки отклоняющего клина с компоновкой;

– обеспечение требуемого усилия срезания болтов-штифтов при отсоединении отклоняющего клина;

– облегчение зарезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины зарезным фрезер-райбером;

– обеспечение возможности восстановления износившихся металлоразрушающих элементов на наружных поверхностях фрезер-райберов для последующего их неоднократного использования.

Указанный технический результат достигается тем, что компоновка для прорезки и формирования полноразмерного бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента, включающая соединенные с колонной бурильных труб, по меньшей мере, зарезной, проходной и калибрующий фрезер-райберы с металлоразрушающими элементами на их наружной поверхности и отклоняющий клин с узлом его подвески на срезных болтах-штифтах, согласно предлагаемому изобретению содержит новое конструктивное выполнение элементов компоновки, новое взаимное расположение и форму выполнения элементов, новую форму выполнения связи между элементами и иной материал, из которого они выполнены, а именно: все фрезер-райберы жестко закреплены на едином полом валу, который верхним концом жестко соединен на резьбе с колонной бурильных труб, на нижнем конце единого полого вала жестко закреплен зарезной фрезер-райбер, а проходной и калибрующий фрезеры-райберы жестко закреплены на наружной поверхности единого полого вала ниже его присоединительной резьбы с колонной бурильных труб на расстоянии друг от друга, определяемом функциональными параметрами «окна».

А также тем, что:

– зарезной и проходной фрезер-райберы выполнены, например, в виде единого корпуса, ступенчатого по наружной поверхности, жестко закрепленного на нижнем конце единого полого вала, при этом зарезной фрезер-райбер выполнен с меньшим наружным диаметром, чем проходной;

– фрезер-райберы закреплены на едином полом валу соосно-эксцентрично;

– единый полый вал выполнен из металла с более высокими упругими и прочностными свойствами, чем металл бурильных труб.

Указанный технический результат совокупно достигается также и тем, что узел подвески отклоняющего клина, включающий срезные болты-штифты и выполненные под них сквозные отверстия в верхнем конце отклоняющего клина и радиальные резьбовые отверстия в компоновке фрезер-райберов, согласно предлагаемому изобретению содержит новые конструктивные элементы, некоторые элементы имеют новую форму их выполнения и взаимного расположения, а именно: срезные болты-штифты выполнены с калиброванными под расчетное усилие среза внутренними осевыми каналами на глубину, перекрывающую линию среза, радиальные резьбовые отверстия под срезные болты-штифты выполнены в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера, кроме того, в узле подвески дополнительно выполнены элемент продольного ориентирования отклоняющего клина и ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов.

А также тем, что:

– элемент продольного ориентирования отклоняющего клина выполнен в виде продольного паза, углубленного в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера в створе радиальных резьбовых отверстий под срезные болты-штифты, и ответного указанному пазу выступа на сопрягаемой поверхности верхнего конца отклоняющего клина;

– ответный выступ на сопрягаемой поверхности верхнего конца отклоняющего клина выполнен в виде прикрепляемой накладной планки;

– ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов выполнен в виде упора-выступа, закрепленного на верхнем конце отклоняющего клина ниже сквозных отверстий под срезные болты-штифты;

– ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов может быть выполнен в виде поперечной перемычки в вернем конце продольного паза в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера над верхним болтом-штифтом;

– расстояние от нижнего торца зарезного фрезер-райбера до упора-выступа на верхнем конце отклоняющего клина, как и расстояние от поперечной перемычки в верхнем конце продольного паза в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера до верхнего болта-штифта, выполнены величиной, превышающей диаметр срезного болта-штифта.

Указанный технический результат достигается еще и тем, что в качестве металла для изготовления фрезер-райберов в заявляемом изобретении предлагается применять металл, позволяющий неоднократное восстановление рабочих металлоразрушающих элементов на наружной поверхности фрезер-райберов путем газовой наплавки.

Из общедоступных источников патентной и научно-технической информации нам не известны компоновки для прорезки и формирования полноразмерного бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента, также не известны узлы подвески отклоняющего клина, которые вместе с известными существенными признаками включали бы в себя указанные выше новые существенные отличительные признаки в указанной группе изобретений. Не известен и металл, из которого согласно заявляемому изобретению предложено изготавливать фрезер-райберы.

Известные и новые отличительные существенные признаки в совокупности обеспечивают предлагаемой группе изобретений достижение нового единого технического результата.

Так, благодаря жесткому закреплению всех фрезер-райберов на едином полом валу в заявляемой компоновке исключены резьбовые соединения между каждым фрезер-райбером, как в прототипе, что повышает эксплуатационную надежность работы компоновки, которую обеспечивает также выполнение единого полого вала из металла с более высокими упругими и прочностными свойствами, чем металл бурильных труб. Жесткое закрепление фрезер-райберов на едином полом валу на расстоянии друг от друга, определяемом функциональными параметрами «окна», обеспечивает формирование его требуемых размеров при работе компоновки, сокращая при этом время прорезки «окна».

Закрепление фрезер-райберов на едином полом валу соосно-эксцентрично сокращает время прорезки бокового «окна» в обсадной колонне.

Выполнение срезных болтов-штифтов в предлагаемом узле подвески отклоняющего клина с калиброванными под расчетное усилие среза внутренними осевыми каналами на соответствующую глубину обеспечивает гарантированное расчетное усилие среза болтов-штифтов и облегчает процесс сборки отклоняющего клина с компоновкой фрезеров-райберов.

Выполнение радиальных резьбовых отверстий под срезные болты-штифты в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера в сочетании с выполнением элемента продольного ориентирования отклоняющего клина и ограничителя хода компоновки вниз после срезания болтов-штифтов обеспечивают при использовании предлагаемого узла подвески отклоняющего клина сокращение времени при начале зарезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины зарезным фрезер-райбером.

Применение в предлагаемой группе изобретений в качестве металла для изготовления фрезер-райберов металла из ряда тех, которые позволяют производить неоднократное восстановление рабочих металлоразрушающих элементов на наружной поверхности фрезер-райберов путем газовой наплавки, позволяет сократить материальные затраты на замену новыми использованных фрезер-райберов, которым по предлагаемому изобретению создана возможность восстановления.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид компоновки для прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины, в которой зарезной, проходной и калибрующий фрезер-райберы закреплены отдельно друг от друга на едином полом валу; на фиг.2 дан общий вид указанной компоновки, в которой зарезной и проходной фрезер-райберы выполнены в виде единого корпуса; на фиг.3 дан общий вид узла подвески отклоняющего клина с ограничителем хода компоновки вниз после срезания болтов-штифтов, в котором ограничитель хода выполнен в виде упора-выступа, закрепленного на верхнем конце отклоняющего клина; на фиг.4 представлен узел подвески отклоняющего клина с ограничителем хода компоновки вниз после срезания болтов-штифтов, в котором ограничитель хода выполнен в виде поперечной перемычки в верхнем конце продольного паза в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера; на фиг.5 изображена компоновка с зарезным и проходным фрезер-райбером, выполненным в виде единого корпуса, в момент прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины; на фиг.6 и 7 изображена компоновка после выхода зарезного фрезер-райбера за пределы прорезанной стенки обсадной колонны.

Компоновка для прорезки и формирования полноразмерного бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента включает в себя зарезной 1, проходной 2 и калибрующий 3 фрезеры-райберы с металлоразрушающими элементами на их наружной поверхности (на чертеже не показаны) и единый полый вал 4, который верхним концом жестко соединен на резьбе с колонной бурильных труб 5. На нижнем конце единого полого вала 4 жестко закреплен зарезной фрезер-райбер 1. Проходной 2 и калибрующий 3 фрезеры-райберы жестко закреплены на наружной поверхности единого полого вала 4 на расстоянии друг от друга, которое определяется функциональными параметрами прорезаемого окна. Зарезной 1 и проходной 2 фрезер-райберы могут быть выполнены, например, в виде единого корпуса, ступенчатого по наружной поверхности, жестко закрепленного на нижнем конце единого полого вала 4, при этом зарезной фрезер-райбер 1 выполнен с меньшим наружным диаметром, чем проходной фрезер-райбер 2 (фиг.2, 5 и 7). Фрезер-райберы 1, 2 и 3 закреплены на едином полом валу 4 соосно-эксцентрично. При этом единый полый вал 4 выполнен из металла с более высокими упругими и прочностными свойствами, чем металл бурильных труб 5.

Узел подвески отклоняющего клина (фиг.3 и 4) включает в себя срезные болты-штифты 6, в которых выполнены калиброванные под расчетное усилие среза внутренние осевые каналы 7 на глубину, перекрывающую линию среза. В верхнем конце отклоняющего клина 8 под срезные болты-штифты 6 выполнены сквозные отверстия (на чертежах не нумерованы). А в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера 1 выполнены радиальные резьбовые отверстия (на чертежах не нумерованы) под срезные болты-штифты 6 для подвески отклоняющего клина 8. В боковой поверхности зарезного фрезер-райбера 1 в створе радиальных резьбовых отверстий выполнен элемент продольного ориентирования отклоняющего клина 8 в виде продольного паза 9, под который в верхнем конце отклоняющего клина 8 выполнен выступ 10, ответный продольному пазу 9. В узле подвески отклоняющего клина 8 выполнен ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов 6, например, в виде упора-выступа 11, закрепленного на верхнем конце отклоняющего клина 8 ниже его сквозных отверстий, или в виде поперечной перемычки 12 в верхнем конце продольного паза 9 в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера 1 над верхним болтом-штифтом 6. При этом расстояние «а» от нижнего торца зарезного фрезер-райбера 1 до упора-выступа 11, также как и расстояние «б» от поперечной перемычки 12 в верхнем конце продольного паза 9 в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера 1 до верхнего торца выступа 10 выполнены величиной, превышающей диаметр срезного болта-штифта 6.

Фрезер-райберы 1, 2 и 3 выполнены из металла, позволяющего неоднократное восстановление рабочих металлоразрушающих элементов на наружной поверхности фрезер-райберов путем газовой наплавки.

Для подготовки к работе с учетом необходимых размеров бокового «окна» на едином полом валу 4 жестко закрепляют зарезной 1, проходной 2 и калибрующий 3 фрезер-райберы с соответствующим расстоянием между ними. Верхний конец единого полого вала 4 крепят к колонне бурильных труб 5. К зарезному фрезер-райберу 1 на срезных болтах-штифтах 6 крепят отклоняющий клин 8. Затем компоновку на колонне бурильных труб 5 спускают в скважину и ориентируют ее. После достижения отклоняющим клином 8 заданного интервала весом колонны срезают болты-штифты 6, отсоединяясь от отклоняющего клина 8. Благодаря наличию ограничителей хода компоновки вниз после срезания болтов-штифтов 6 компоновка фрезер-райберов под весом колонны бурильных труб не скользит по отклоняющему клину 8 вниз и не заклинивает компоновку между клиновой поверхностью отклоняющего клина 8 и внутренней стенкой 13 обсадной колонны до начала вращения бурильной колонны.

Сообщая вращение колонне бурильных труб, зарезной фрезер-райбер 1 вначале срезает упор-выступ 11 и далее производит прорезание стенки 13 обсадной колонны скважины, а проходной 2 и калибрующий 3 фрезер-райберы завершают прорезку бокового «окна» до заданных размеров за один рейс бурильного инструмента.

Предлагаемое изобретение при неоднократных промысловых испытаниях показало, что боковые «окна» в обсадной колонне диаметром 146 мм с толщиной стенки 8-9 мм прорезаются за 8-12 часов работы, в том числе и теми фрезер-райберами, которые были вначале изготовлены из предлагаемого металла, а затем восстановлены методом газовой наплавки.

Формула изобретения

1. Компоновка для прорезки и формирования полноразмерного бокового “окна” в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента, включающая соединенные с колонной бурильных труб, по меньшей мере, зарезной, проходной и калибрующий фрезеры-райберы с металлоразрушающими элементами на их наружной поверхности и отклоняющий клин с узлом его подвески на срезных болтах-штифтах, отличающаяся тем, что все фрезеры-райберы жестко закреплены на едином полом валу, который верхним концом жестко соединен на резьбе с колонной бурильных труб, на нижнем конце единого полого вала жестко закреплен зарезной фрезер-райбер, а проходной и калибрующий фрезеры-райберы жестко закреплены на наружной поверхности единого полого вала ниже его присоединительной резьбы с колонной бурильных труб на расстоянии друг от друга, определяемом функциональными параметрами окна.

2. Компоновка по п.1, отличающаяся тем, что зарезной и проходной фрезер-райберы выполнены, например, в виде единого корпуса, ступенчатого по наружной поверхности, жестко закрепленного на нижнем конце единого полого вала, при этом зарезной фрезер-райбер выполнен с меньшим наружным диаметром, чем проходной.

3. Компоновка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что фрезеры-райберы закреплены на едином полом валу соосно-эксцентрично.

4. Компоновка по п.1, отличающаяся тем, что единый полый вал выполнен из металла с более высокими упругими и прочностными свойствами, чем металл бурильных труб.

5. Узел подвески отклоняющего клина, включающий срезные болты-штифты и выполненные под них сквозные отверстия в верхнем конце отклоняющего клина и радиальные резьбовые отверстия в теле зарезного фрезер-райбера, отличающийся тем, что радиальные резьбовые отверстия под срезные болты-штифты выполнены в боковой поверхности режущей части зарезного фрезер-райбера, в узле подвески выполнен элемент продольного ориентирования отклоняющего клина в виде продольного паза, углубленного в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера в створе радиальных резьбовых отверстий под срезные болты-штифты, и ответного указанному пазу выступа на сопрягаемой поверхности верхнего конца отклоняющего клина, и дополнительно выполнен ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов.

6. Узел подвески отклоняющего клина по п.5, отличающийся тем, что ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов выполнен в виде упора-выступа, закрепленного на верхнем конце отклоняющего клина ниже сквозных отверстий под срезные болты-штифты.

7. Узел подвески отклоняющего клина по п.5, отличающийся тем, что ограничитель хода компоновки фрезер-райберов вниз после срезания болтов-штифтов выполнен в виде поперечной перемычки в верхнем конце продольного паза в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера над верхним болтом-штифтом.

8. Узел подвески отклоняющего клина по п.6 или 7, отличающийся тем, что расстояние от нижнего торца зарезного фрезер-райбера до упора-выступа на верхнем конце отклоняющего клина, как и расстояние от поперечной перемычки в верхнем конце продольного паза в боковой поверхности зарезного фрезер-райбера до верхнего болта-штифта выполнены величиной, превышающей диаметр срезного болта-штифта.

РИСУНКИ

Categories: BD_2312000-2312999