Патент на изобретение №2311974
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРОКАТКИ С СОЗДАНИЕМ ЗАДАННОГО НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПО СЕЧЕНИЮ ЗАГОТОВКИ И ЗАГОТОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат:
Способ предназначен для получения бездефектных передельных сортовой или листовой заготовок и готового крупного профиля. Прокатку заготовок до заданного сечения для исключения образования поверхностных рванин производят с созданием сжимающих напряжений во внешних слоях заготовки путем обеспечения регламентированных соотношений параметров прокатки или для исключения образования внутренних дефектов при прокатке крупных профилей – в осевой зоне путем обеспечения регламентированных соотношений параметров прокатки с учетом диаметра валков, высоты заготовки до и после выхода из валков, сопротивления деформации металла осевой зоны и внешних слоев, коэффициента напряженного состояния (коэффициента Лоде), величины обжатия заготовки. Возможность получения бездефектной продукции достигается путем обеспечения перепада температур по сечению заготовки, причем в первом случае температура выше в наружных слоях, а во втором выше в осевой зоне. Для реализации способа прокатки крупных профилей используют заготовку, высота поперечного сечения которой регламентирована математическим выражением. 2 н. и 1 з.п. ф-лы.S. Соответственно, металл зоны 1 оказывает сопротивление течению металла зоны 2, создавая в ней сжимающие напряжения. На выходе из очага деформации металл зоны 2 опережает также металл поверхностных слоев заготовки, соответствующих зонам прилипания, скорость течения которых равна окружной скорости валков, что приводит к возникновению растягивающих напряжений в поверхностных слоях заготовки. Если выравнивание скоростей металла по сечению происходит внутри геометрического очага деформации, то растягивающие напряжения в поверхностных слоях заготовки компенсируют действием сжимающих напряжений от сил трения по валкам в зоне опережения, что имеет место при прокатке толстых полос, осевая зона которых находится под действием растягивающих напряжений. В этом случае металл осевой зоны отстает от течения наружных слоев и за счет этого выравнивание скоростей по сечению происходит внутри геометрического очага деформации. При достижении толщины полосы, равной h1, очаг деформации состоит только из металла зоны 1 и зон прилипания. В этом случае выравнивание скоростей по сечению заготовки происходит за пределами геометрического очага деформации и может привести к возникновению поверхностных прокатных рванин за счет большей скорости течения металла центральных слоев относительно наружных. Из рассмотрения условий деформации металла зоны 1, происходящей под действием сдвигающих напряжений со стороны внешних зон 2 (фиг.), следует, что условие пластичности в зоне 1 можно представить в виде [5]:
к=
а условие равновесия сил действующих на зону I записать в виде:
или с учетом
где
Ld – длина очага деформации; hн, hк – начальная и конечная толщина полосы. При толщине полосы hк>h1 в осевой зоне очага деформации действуют растягивающие напряжения и соответственно сжимающие во внешних слоях заготовки, что исключает образование поверхностных прокатных рванин при: или после элементарных преобразований условие прокатки без образования поверхностных рванин запишется в виде: При этом растягивающие напряжения в осевой зоне заготовки в условиях пониженной пластичности могут привести к развитию имеющихся металлургических дефектов и к образованию внутренних трещин, что не опасно, если при дальнейшей прокатке, соответствующей третьему периоду, когда D/h>>D/h кр, произойдет их заваривание. Это имеет место, например, при дальнейшем прокате слябов на средний или тонкий лист, а также блюмов в сортовую мелкую и среднюю заготовку различного профиля. Однако при необходимости получения сортового проката крупных профилей третий период прокатки отсутствует. В этом случае важнейшим условием получения качественного проката является отсутствие дефектов в его внутренних слоях. Это может быть обеспечено только при отсутствии растягивающих напряжений в осевых слоях заготовки и создании в них сжимающих напряжений на всем протяжении прокатки, что может быть обеспечено при hк или Т.е. чем меньше сопротивление деформации внутренних слоев При наличии металлургических дефектов на поверхности заготовки возможно их раскрытие. Образующиеся при этом рванины носят явный характер и подлежат зачистке перед окончательной прокаткой заготовки на крупный профиль. Начальная высота заготовки, в которой при прокатке исключены растягивающие напряжения в осевой зоне, определена из выражения (3) с учетом обжатия h=10-15 мм), перепад температур осевой и внешних зон 80-100°С, что обеспечивает соотношение: и . При дальнейшей прокатке этих слябов на листы толщиной от 5 до 20 мм происходит интенсивное заваривание внутренних дефектов. Замечаний по качеству готового проката не было. Для получения проката круглых углеродистых и легированных сталей диаметром 300 мм и более в соответствии с выражением (5) разработан прямоугольный слиток размерами 650×820 мм вверху и 510×740 мм внизу, высотой годной части 1910 мм массой 7,0 т. Слиток рассчитан с учетом следующих параметров прокатки: диаметр валков D=1150 мм, обжатие 2 После подстановки этих значений в (5) получаем: 1,2 – соотношение Одна и та же исходная заготовка, например указанный выше 7-тонный слиток, в зависимости от конечного назначения может быть прокатана при соотношении параметров деформации либо в соответствии с выражением (2), либо (4). Например, для получения крупного сорта диаметром от 250 до 340 мм параметры прокатки должны соответствовать выражению (4) на всем протяжении прокатки в условиях действия продольных осевых сжимающих напряжений, что обеспечивается полным прогревом по сечению заготовки, подстуживанием поверхности (не слишком большим, чтобы не ухудшить условия захвата полосы) и максимальным обжатием по сечению заготовки валками по возможности большего диаметра. В то же время, при прокатке передельной заготовки для средне или тонколистового проката или для мелких и средних профилей слиток прокатывают с соотношением параметров прокатки по выражению (2), что обеспечивает прокатку труднодеформируемых сталей и слябов без поверхностных рванин, а также углеродистых и легированных сталей без развития имеющихся на поверхности металлургических дефектов (газовых пузырей, плен, корочек и др.), а образующиеся при этом несплошности в осевой зоне заготовки успешно заваривают при дальнейшей прокатке. Источники информации 1. А.с. СССР №194726. 2. А.с. СССР №929253. 3. А.с. СССР №1577891. 4. Дзугутов М.Я. Пластическая деформация высоколегированных сталей и сплавов. М., Металлургия, 1977 – стр.176-177. 5. Сторожев М.В., Попов Е.А. Теория обработки металлов давлением. М., Машиностроение, 1977, стр.180, выр. (6.10.б).
Формула изобретения
1. Способ прокатки с созданием заданного напряженного состояния по сечению заготовки, включающий деформацию заготовок в пределах температурного интервала, допустимого по условиям деформируемости для данного сплава или стали, отличающийся тем, что прокатку до заданного сечения производят с созданием продольных сжимающих напряжений во внешних слоях заготовки путем обеспечения следующего соотношения параметров прокатки: или с созданием продольных сжимающих напряжений во внутренних слоях заготовки путем обеспечения следующего соотношения параметров прокатки: где hн, hк – высота заготовки до и после выхода из валков соответственно; D – диаметр валков;
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что образующиеся при прокатке заготовок в условиях действия продольных сжимающих напряжений во внешних слоях осевые дефекты заваривают при дальнейшей прокатке на лист или среднесортовую или мелкосортовую заготовку, а образующиеся при прокатке в условиях действия продольных сжимающих напряжений во внутренних слоях поверхностные дефекты зачищают перед прокаткой на крупный профиль. 3. Заготовка, предназначенная для прокатки способом по п.1, с созданием заданного напряженного состояния по сечению в условиях действия продольных сжимающих напряжений во внутренних слоях, характеризующаяся тем, что высота ее сечения составляет РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||

n=
S
h – величина обжатия полосы под одним валком, равная половине общего обжатия:
1,2.