Патент на изобретение №2159205
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) НАКЛОННЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР
(57) Реферат: Изобретение относится к конвейеростроению и может быть использовано на мощных наклонных ленточных конвейерах большой длины и производительности, транспортирующих груз как вверх, так и вниз, грузовых и грузолюдских. Наклонный ленточный конвейер включает барабан, огибаемый бесконечно замкнутой лентой, раму и тормозное устройство, состоящее из тормозного шкива и стопорного приспособления. Тормозной шкив выполнен съемным и закреплен непосредственно на обечайке барабана, а тормозное приспособление выполнено по схеме суммарного ленточного тормоза с шарнирно закрепленным на раме конвейера тормозным рычагом, нижнее плечо которого кинематически связано со свободными концами тормозной ленты, пружиной и силовым приводом-толкателем, а верхнее плечо через подпружиненную силовую стяжку – с верхней ветвью тормозной ленты. Тормозные шкивы со стопорными приспособлениями могут быть размещены с двух сторон барабана, а тормозная лента выполнена из металлической полосы или из сочетания расположенной снаружи фиксирующей металлической полосы и прикрепленной к ней и тормозному рычагу стальной круглозвенной калиброванной цепи, на которой в пределах угла обхвата ею тормозного шкива попарно закреплены на вертикально ориентированных звеньях цепи П-образные бобышки с внутренними пазами, охватывающими звено цепи с двух сторон и стянутыми стяжным болтом с возможностью взаимодействия бобышек с тормозным шкивом. Тормозная лента выполнена из гибкой металлической полосы. Повышается величина тормозного момента, развиваемого тормозным устройством. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к конвейеростроению и может быть использовано на мощных наклонных ленточных конвейерах большой длины и производительности, транспортирующих груз как вверх, так и вниз, грузовых и грузолюдских. Известны ленточные конвейеры, включающие барабаны, огибаемые бесконечно замкнутой лентой, раму и колодочные тормоза, размещенные на тихоходных валах приводов (Евневич А.В. Транспортные машины и комплексы.- М.- Недра.: 1975, с. 103-105. рис. 52). Однако недостатком таких конвейеров является невозможность их использования при наклонном расположении конвейеров большой длины (подъемные, уклонные и бремсберговые конвейеры) из-за ограниченной величины тормозного момента, развиваемого колодочным тормозом, даже при установке тормозов на нескольких барабанах. Наиболее близким к заявляемому является наклонный ленточный конвейер (прототип), включающий снабженные подшипниками приводные барабаны, огибаемые бесконечно замкнутой конвейерной лентой, раму, тормозные устройства в виде колодочных тормозов, размещенных на быстроходных валах приводных блоков, и храповых остановов, размещенных на валах приводных барабанов и состоящих из тормозных шкивов и стопорных приспособлений (Евневич А.В. Транспортные машины и комплексы.- М.: Недра, 1975, с. 103-105, рис. 51). Недостатками такого технического решения являются: а) невозможность его использования на мощных наклонных ленточных конвейерах большой производительности и длины из-за недостаточности тормозного момента, развиваемого храповыми остановами, которые или не вписываются в габариты привода (по высоте), или не проходят по допустимым напряжениям изгиба и сжатия конструктивных элементов: б) невозможность использования конвейера при транспортировании груза вниз. Технические задачи изобретения: повышение тормозного момента и использование конвейера при транспортировании груза вниз. Технические задачи реализуются за счет того, что на наклонном ленточном конвейере, включающем барабан, огибаемый бесконечно замкнутой лентой, раму и тормозное устройство, состоящее из тормозного шкива и стопорного приспособления, тормозной шкив выполнен съемным и закреплен непосредственно на обечайке барабана с помощью винтов со стороны его торца, а стопорное приспособление выполнено по схеме суммарного ленточного тормоза с шарнирно закрепленным на раме угловым рычагом, нижнее плечо которого кинематически связано со свободными концами тормозной ленты, замыкающей пружиной и силовым приводом-толкателем, а верхнее плечо через подпружиненную винтовую стяжку – с верхней ветвью тормозной ленты, причем замыкающая пружина и силовой привод-толкатель закреплены на раме своими верхними частями, тормозные шкивы со стопорными приспособлениями могут быть размещены с двух сторон барабана. Тормозная лента может быть выполнена в виде сочетания расположенной снаружи фиксирующей металлической полосы и прикрепленной к ней и тормозному рычагу стальной круглозвенной калиброванной цепи, на которой в пределах угла обхвата ею тормозного шкива попарно закреплены на вертикально ориентированных звеньях цепи П-образные бобышки с внутренними пазами, охватывающими звено цепи с двух сторон и стянутыми стяжным болтом с возможностью взаимодействия бобышек с тормозным шкивом. Наклонный ленточный конвейер представлен на фиг. 1 – вид сбоку, на фиг. 2 – план, на фиг. 3 – разрез А-А по фиг. 2, на фиг. 4 – вариант с цепной тормозной лентой, на фиг. 5 – разрез Б-Б по фиг. 4. Наклонный ленточный конвейер включает огибаемый лентой 1 барабан 2, приводной или неприводной, раму 3, тормозное устройство, установленное на барабане 2. Оно состоит из тормозного шкива 4, закрепленного с помощью винтов 5 на обечайке барабана 2 со стороны его торца и с внутренней стороны обечайки. Тормозной шкив огибается тормозной лентой, которая может быть выполнена в двух вариантах. По первому варианту (фиг. 1, 2, 3) тормозная лента выполнена в виде гибкой металлической полосы 6, свободные концы которой с помощью шарнира 7 закреплены на тормозном угловом двуплечем рычаге 8, шарнирно (9) установленном на раме 3. Гибкая металлическая полоса 6 может быть изготовлена из сталей различных марок или титанового сплава. Одно, нижнее, плечо рычага 8 помимо гибкой металлической полосы 6 кинематически связано с пружиной 10 и силовым приводом-толкателем 11 с помощью шарниров 12 и 13, а второе, верхнее, плечо с помощью пружинно-винтовой стяжки 14 кинематически связано с верхним концом гибкой металлической полосы 6. Верхний конец пружины 10 через кронштейн 15 закреплен на раме 3 конвейера. На этой же раме 3 с помощью кронштейна 16 шарнирно (17) закреплен конец штока 18 силового привода-толкателя 11. Тормозной шкив 4 с зазором размещен между торцом барабана 2 и его подшипником. По второму варианту (фиг. 4, 5) тормозная лента может быть выполнена в виде сочетания расположенной снаружи гибкой фиксирующей металлической полосы 20 и прикрепленной к ней и к тормозному угловому двуплечему рычагу 3 с помощью шарнира 7 (фиг. 1) стальной круглозвенной калиброванной цепи 21. На вертикально ориентированных звеньях цепи 21 в пределах угла обхвата ею тормозного шкива 4 попарно закреплены П-образные бобышки 22 и 23 с внутренними пазами, охватывающими звено цепи 21 с двух сторон и стянутыми стяжным болтом 24. К верхнему фланцу 25, образованному бобышками 22 и 23, с помощью винтов 26 и 27 прикреплена фиксирующая полоса 20, а нижний фланец, выполняющий роль тормозной колодки, размещен с возможностью его взаимодействия с тормозным шкивом 4. Устройство может размещаться с двух сторон барабана 2. Наклонный ленточный конвейер действует следующим образом (фиг. 1, 2, 3). При любом направлении движения ленты 1 и направлении вращения барабана 2 включается сблокированный с приводом конвейера (не показан) силовой привод-толкатель 11, при выдвижении штока 18 которого корпус 11 за счет реактивной силы своим шарниром 13 воздействует на нижнее плечо рычага 8 и поворачивает его против часовой стрелки вокруг шарнира 9, преодолевая усилие пружины 10. При этом шарнир 7 смещается вправо, поэтому гибкая металлическая полоса 6 отходит от тормозного шкива 4, удерживаясь на весу пружинно-винтовой стяжкой 14, которая в этот момент смещается вверх и влево. При отключении двигателя привода конвейера привод-толкатель 11 выключается, поэтому пружина 10 поворачивает рычаг 8 по часовой стрелке, благодаря чему шарнир 7 смещается влево, а гибкая металлическая полоса 6 прижимается к тормозному шкиву 4. Тормозной шкив 4 затормаживает барабан 2 и фрикционно связанную с ним ленту 1 конвейера. При выполнении тормозной ленты из круглозвенной цепи 21 (фиг. 4, 5) принцип действия конвейера аналогичен описанному. Сила трения в этом варианте создается за счет взаимодействия фланцев 28 бобышек 22 и 23 с тормозным шкивом 4. Удержание цепи 21 с зазором над тормозным шкивом 4 при работающем конвейере происходит за счет гибкой фиксирующей полосы 20, к которой в этот период работы конвейера оказывается подвешенной цепь 21. Сама полоса 20 на весу удерживается пружинно-винтовой стяжкой 14 (фиг. 1), которая взаимодействует с полосой 20, оттягивая ее вверх, преодолевая тем самым вес цепной ленты и фиксируя ее с зазором по отношению к тормозному шкиву 4. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.03.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 33-2002
Извещение опубликовано: 27.11.2002
|
||||||||||||||||||||||||||