Патент на изобретение №2159205

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2159205 (13) C1
(51) МПК 7
B65G15/08, B65G43/06
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99106287/03, 29.03.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.03.1999

(45) Опубликовано: 20.11.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ЕВНЕВИЧ А.В. Транспортные машины и комплексы. – М.: Недра, 1975, с.103 – 105, рис.51. SU 981134 A1, 15.12.1982. SU 421822 A, 20.11.1974. SU 228430 A, 24.06.1969. SU 216398 A, 18.07.1968. SU 173551 A, 02.12.1965. SU 432088 A, 19.12.1974. GB 1291136 A, 27.09.1972. US 3880262 A, 29.04.1975. GB 2121129 A, 14.12.1983. EP 0136971 A3, 16.04.1986.

Адрес для переписки:

199026, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, д.2, СПГГИ(ТУ), патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (Технический университет)

(72) Автор(ы):

Тарасов Ю.Д.

(73) Патентообладатель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (Технический университет)

(54) НАКЛОННЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР


(57) Реферат:

Изобретение относится к конвейеростроению и может быть использовано на мощных наклонных ленточных конвейерах большой длины и производительности, транспортирующих груз как вверх, так и вниз, грузовых и грузолюдских. Наклонный ленточный конвейер включает барабан, огибаемый бесконечно замкнутой лентой, раму и тормозное устройство, состоящее из тормозного шкива и стопорного приспособления. Тормозной шкив выполнен съемным и закреплен непосредственно на обечайке барабана, а тормозное приспособление выполнено по схеме суммарного ленточного тормоза с шарнирно закрепленным на раме конвейера тормозным рычагом, нижнее плечо которого кинематически связано со свободными концами тормозной ленты, пружиной и силовым приводом-толкателем, а верхнее плечо через подпружиненную силовую стяжку – с верхней ветвью тормозной ленты. Тормозные шкивы со стопорными приспособлениями могут быть размещены с двух сторон барабана, а тормозная лента выполнена из металлической полосы или из сочетания расположенной снаружи фиксирующей металлической полосы и прикрепленной к ней и тормозному рычагу стальной круглозвенной калиброванной цепи, на которой в пределах угла обхвата ею тормозного шкива попарно закреплены на вертикально ориентированных звеньях цепи П-образные бобышки с внутренними пазами, охватывающими звено цепи с двух сторон и стянутыми стяжным болтом с возможностью взаимодействия бобышек с тормозным шкивом. Тормозная лента выполнена из гибкой металлической полосы. Повышается величина тормозного момента, развиваемого тормозным устройством. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.


Изобретение относится к конвейеростроению и может быть использовано на мощных наклонных ленточных конвейерах большой длины и производительности, транспортирующих груз как вверх, так и вниз, грузовых и грузолюдских.

Известны ленточные конвейеры, включающие барабаны, огибаемые бесконечно замкнутой лентой, раму и колодочные тормоза, размещенные на тихоходных валах приводов (Евневич А.В. Транспортные машины и комплексы.- М.- Недра.: 1975, с. 103-105. рис. 52).

Однако недостатком таких конвейеров является невозможность их использования при наклонном расположении конвейеров большой длины (подъемные, уклонные и бремсберговые конвейеры) из-за ограниченной величины тормозного момента, развиваемого колодочным тормозом, даже при установке тормозов на нескольких барабанах.

Наиболее близким к заявляемому является наклонный ленточный конвейер (прототип), включающий снабженные подшипниками приводные барабаны, огибаемые бесконечно замкнутой конвейерной лентой, раму, тормозные устройства в виде колодочных тормозов, размещенных на быстроходных валах приводных блоков, и храповых остановов, размещенных на валах приводных барабанов и состоящих из тормозных шкивов и стопорных приспособлений (Евневич А.В. Транспортные машины и комплексы.- М.: Недра, 1975, с. 103-105, рис. 51).

Недостатками такого технического решения являются: а) невозможность его использования на мощных наклонных ленточных конвейерах большой производительности и длины из-за недостаточности тормозного момента, развиваемого храповыми остановами, которые или не вписываются в габариты привода (по высоте), или не проходят по допустимым напряжениям изгиба и сжатия конструктивных элементов: б) невозможность использования конвейера при транспортировании груза вниз.

Технические задачи изобретения: повышение тормозного момента и использование конвейера при транспортировании груза вниз.

Технические задачи реализуются за счет того, что на наклонном ленточном конвейере, включающем барабан, огибаемый бесконечно замкнутой лентой, раму и тормозное устройство, состоящее из тормозного шкива и стопорного приспособления, тормозной шкив выполнен съемным и закреплен непосредственно на обечайке барабана с помощью винтов со стороны его торца, а стопорное приспособление выполнено по схеме суммарного ленточного тормоза с шарнирно закрепленным на раме угловым рычагом, нижнее плечо которого кинематически связано со свободными концами тормозной ленты, замыкающей пружиной и силовым приводом-толкателем, а верхнее плечо через подпружиненную винтовую стяжку – с верхней ветвью тормозной ленты, причем замыкающая пружина и силовой привод-толкатель закреплены на раме своими верхними частями, тормозные шкивы со стопорными приспособлениями могут быть размещены с двух сторон барабана. Тормозная лента может быть выполнена в виде сочетания расположенной снаружи фиксирующей металлической полосы и прикрепленной к ней и тормозному рычагу стальной круглозвенной калиброванной цепи, на которой в пределах угла обхвата ею тормозного шкива попарно закреплены на вертикально ориентированных звеньях цепи П-образные бобышки с внутренними пазами, охватывающими звено цепи с двух сторон и стянутыми стяжным болтом с возможностью взаимодействия бобышек с тормозным шкивом.

Наклонный ленточный конвейер представлен на фиг. 1 – вид сбоку, на фиг. 2 – план, на фиг. 3 – разрез А-А по фиг. 2, на фиг. 4 – вариант с цепной тормозной лентой, на фиг. 5 – разрез Б-Б по фиг. 4.

Наклонный ленточный конвейер включает огибаемый лентой 1 барабан 2, приводной или неприводной, раму 3, тормозное устройство, установленное на барабане 2. Оно состоит из тормозного шкива 4, закрепленного с помощью винтов 5 на обечайке барабана 2 со стороны его торца и с внутренней стороны обечайки. Тормозной шкив огибается тормозной лентой, которая может быть выполнена в двух вариантах. По первому варианту (фиг. 1, 2, 3) тормозная лента выполнена в виде гибкой металлической полосы 6, свободные концы которой с помощью шарнира 7 закреплены на тормозном угловом двуплечем рычаге 8, шарнирно (9) установленном на раме 3. Гибкая металлическая полоса 6 может быть изготовлена из сталей различных марок или титанового сплава. Одно, нижнее, плечо рычага 8 помимо гибкой металлической полосы 6 кинематически связано с пружиной 10 и силовым приводом-толкателем 11 с помощью шарниров 12 и 13, а второе, верхнее, плечо с помощью пружинно-винтовой стяжки 14 кинематически связано с верхним концом гибкой металлической полосы 6.

Верхний конец пружины 10 через кронштейн 15 закреплен на раме 3 конвейера. На этой же раме 3 с помощью кронштейна 16 шарнирно (17) закреплен конец штока 18 силового привода-толкателя 11. Тормозной шкив 4 с зазором размещен между торцом барабана 2 и его подшипником.

По второму варианту (фиг. 4, 5) тормозная лента может быть выполнена в виде сочетания расположенной снаружи гибкой фиксирующей металлической полосы 20 и прикрепленной к ней и к тормозному угловому двуплечему рычагу 3 с помощью шарнира 7 (фиг. 1) стальной круглозвенной калиброванной цепи 21. На вертикально ориентированных звеньях цепи 21 в пределах угла обхвата ею тормозного шкива 4 попарно закреплены П-образные бобышки 22 и 23 с внутренними пазами, охватывающими звено цепи 21 с двух сторон и стянутыми стяжным болтом 24. К верхнему фланцу 25, образованному бобышками 22 и 23, с помощью винтов 26 и 27 прикреплена фиксирующая полоса 20, а нижний фланец, выполняющий роль тормозной колодки, размещен с возможностью его взаимодействия с тормозным шкивом 4. Устройство может размещаться с двух сторон барабана 2.

Наклонный ленточный конвейер действует следующим образом (фиг. 1, 2, 3). При любом направлении движения ленты 1 и направлении вращения барабана 2 включается сблокированный с приводом конвейера (не показан) силовой привод-толкатель 11, при выдвижении штока 18 которого корпус 11 за счет реактивной силы своим шарниром 13 воздействует на нижнее плечо рычага 8 и поворачивает его против часовой стрелки вокруг шарнира 9, преодолевая усилие пружины 10. При этом шарнир 7 смещается вправо, поэтому гибкая металлическая полоса 6 отходит от тормозного шкива 4, удерживаясь на весу пружинно-винтовой стяжкой 14, которая в этот момент смещается вверх и влево.

При отключении двигателя привода конвейера привод-толкатель 11 выключается, поэтому пружина 10 поворачивает рычаг 8 по часовой стрелке, благодаря чему шарнир 7 смещается влево, а гибкая металлическая полоса 6 прижимается к тормозному шкиву 4. Тормозной шкив 4 затормаживает барабан 2 и фрикционно связанную с ним ленту 1 конвейера.

При выполнении тормозной ленты из круглозвенной цепи 21 (фиг. 4, 5) принцип действия конвейера аналогичен описанному. Сила трения в этом варианте создается за счет взаимодействия фланцев 28 бобышек 22 и 23 с тормозным шкивом 4. Удержание цепи 21 с зазором над тормозным шкивом 4 при работающем конвейере происходит за счет гибкой фиксирующей полосы 20, к которой в этот период работы конвейера оказывается подвешенной цепь 21. Сама полоса 20 на весу удерживается пружинно-винтовой стяжкой 14 (фиг. 1), которая взаимодействует с полосой 20, оттягивая ее вверх, преодолевая тем самым вес цепной ленты и фиксируя ее с зазором по отношению к тормозному шкиву 4.

Формула изобретения


1. Наклонный ленточный конвейер, включающий барабан, огибаемый бесконечно замкнутой лентой, раму и тормозное устройство, состоящее из тормозного шкива и стопорного приспособления, отличающийся тем, что тормозной шкив выполнен съемным и закреплен непосредственно на обечайке барабана со стороны его торца, а стопорное приспособление выполнено по схеме суммарного ленточного тормоза с шарнирно закрепленным на раме угловым двуплечим рычагом, нижнее плечо которого кинематически связано со свободными концами тормозной ленты, пружиной для прижатия тормозной ленты к тормозному шкиву и силовым приводом-толкателем, а верхнее плечо через подпружиненную винтовую стяжку – с верхней ветвью тормозной ленты, причем пружина для прижатия тормозной ленты к тормозному шкиву и силовой привод-толкатель закреплены на раме своими верхними частями.

2. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что тормозные шкивы со стопорными приспособлениями размещены с двух сторон барабана.

3. Конвейер по п.1 или 2, отличающийся тем, что тормозная лента выполнена в виде сочетания расположенной снаружи фиксирующей металлической полосы и прикрепленной к ней и тормозному рычагу стальной круглозвенной калиброванной цепи, на которой в пределах угла обхвата ею тормозного шкива попарно закреплены на вертикально ориентированных звеньях цепи П-образные бобышки с внутренними пазами, охватывающими звено цепи с двух сторон и стянутыми стяжным болтом с возможностью взаимодействия бобышек с тормозным шкивом.

4. Конвейер по п.1 или 2, отличающийся тем, что тормозная лента выполнена из гибкой металлической полосы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.03.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 33-2002

Извещение опубликовано: 27.11.2002


Categories: BD_2159000-2159999