Патент на изобретение №2159198
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ВНЕШНИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ САМОЛЕТА
(57) Реферат: Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях. Мобильная установка 1 для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета включает подъемный механизм с кабиной 21 для оператора, насос и трубопроводы 4 с соплами 5 подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, емкость для хранения противообледенительной жидкости, сборную емкость для отработанной противообледенительной жидкости и трубопроводы с насосом для подачи противообледенительной жидкости в емкость для хранения. Вдоль бортов установки шарнирно закреплены с обеспечением в рабочем положении угла наклона 3-10o к горизонтальной оси поддоны 10 сбора отработанной противообледенительной жидкости, выполненные с трубопроводами для подачи отработанной противообледенительной жидкости в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами. Поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки. Изобретение повышает производительность и экономическую эффективность. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях. Известно устройство для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, содержащее несколько стационарных порталов, по которым прoложен трубопровод, oснащенный множеством сопл, обращенных по направлению к самолету. Порталы расположены над дорогой, которая оснащена системой дренажных труб для каждого портала. Обрабатывающая жидкость отводится к сборному резервуару, а затем – к устройству для регенерации до перекачивания в емкость для хранения. Из емкости для хранения противообледенительной жидкости она подается для обработки следующего самолета (прототип – патент СССР N 1297718, B 64 D 15/02, 1987 г.). Изобретение поясняется иллюстративными материалами, где на: фиг. 1 – принципиальная схема мобильной установки для противообледенительной обработки внешней поверхности крыла воздушного судна; фиг. 2 – то же для обработки стабилизатора воздушного судна; фиг. 3 – принципиальная схема системы сбора, регенерации и расхода противообледенительной жидкости; фиг. 4 – принципиальная схема регенерационного устройства. Сущность изобретения. Мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета включает емкость для хранения противообледенительной жидкости (ПОЖ), насос и трубопроводы с соплами подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, сборную емкость для обработанной ПОЖ, регенерационное устройство и трубопроводы с насосом для подачи ПОЖ в емкость для хранения. Мобильная установка (МУ) отличается тем, что снабжена поддонами сбора отработанной ПОЖ, расположенными вдоль бортов МУ и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси, поддоны выполнены с трубопроводами подачи отработанной ПОЖ в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами. МУ снабжена подъемным механизмом с кабиной для оператора и трубопроводами с соплами для подачи ПОЖ на обрабатываемые поверхности. Поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки. Угол наклона поддонов в рабочем положении составляет 3-10o к горизонтальной оси. Достигаемый изобретением технический результат заключается в повышении производительности, экономической эффективности, мобильности, надежности и безопасности для персонала и окружающей среды, в ее универсальности и возможности использования МУ на малых аэродромах с низкой технической оснащенностью. Мобильная установка МУ 1 (см. фиг. 1,2) конструктивно выполняется на базе серийно выпускаемого автомобиля грузоподъемностью 10 т, на шасси которого монтируется оборудование для нанесения, сбора и регенерации ПОЖ. МУ включает емкость 2 для хранения ПОЖ, насос 3 и трубопроводы 4 с соплами 5 подачи ПОЖ на обрабатываемые поверхности, сборную емкость 6 для отработанной ПОЖ, регенерационное устройство 7 и трубопроводы 8 с насосом 9 для подачи ПОЖ в емкость 2 для хранения. МУ 1 снабжена поддонами 10 сбора отработанной 11 ПОЖ, расположенными вдоль бортов МУ 1 и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси. Поддоны 10 выполнены с трубопроводами 12 подачи отработанной 11 ПОЖ в регенерационное устройство 7. Регенерационное устройство РУ 7 включает нагреватель 13, испаритель 14, влагоотделитель 15, теплообменник 16 и насос подачи 17, связанные между собой трубопроводами 18 с фильтрами 19. МУ 1 снабжена подъемным механизмом 20 с кабиной 21 для оператора и трубопроводами 4 с соплами 5 для подачи ПОЖ на обрабатываемые поверхности 22 и 23 воздушного судна (не показано). Поддоны 10 выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине МУ 1. Угол наклона поддонов 10 в рабочем положении составляет 3-10o к горизонтальной оси. Основные типы обрабатываемых МУ воздушных судов – это ТУ-154, ИЛ 86, ЯК 42 и др. Работает МУ 1 следующим образом. Перед подъездом МУ 1 к воздушному судну (т.е. непосредственно в зону обслуживания) поддоны 10 устанавливаются в рабочее положение. МУ располагается вдоль обрабатываемого элемента воздушного судна на расстоянии приблизительно 1,5 м от края воздушного судна (см. фиг. 1,2) так, чтобы поддоны 10 обеспечивали сбор отработанной 11 ПОЖ. Оператор посредством подъемника выводится на рабочую высоту в зоне сбора ПОЖ поддонами 10 и направляет струю ПОЖ соплами 5 под давлением на обрабатываемую поверхность в сторону поддона 10. ПОЖ, контактируя со снегом и льдом, стекает с обрабатываемых поверхностей 22 и 23 воздушного судна на поддоны 10, откуда насосом (блоком насосов) подается в приемную емкость 6. Насос 17 системы регенерации подает ПОЖ под давлением в регенерационное устройство 7. После восстановления химико-физических свойств, ПОЖ подается в емкость 2 для хранения ПОЖ. Объем приемной емкости 6 должен быть в пределах 0,8-1,0 м3. Объем емкости 2 для хранения определяется из условия грузоподъемности МУ и должен быть не менее 4,0 м3 и оборудован дренажной системой и теплоизоляцией (не показаны). Приемник 24 выполняется на базе серийно выпускаемого с учетом того, что максимальная высота обрабатываемой поверхности h = 15500 мм. В верхней части подъемника размещают кабину 21 для оператора c соплами 5 по нанесению ПОЖ, дистанционным управлением подъемника и переговорным устройством. Отсек для установки регенерационного устройства выполняют с размерами 1100 х 1000 х 1000 мм, в который должен быть выведены штуцера подвода, отвода ПОЖ и подвода 25 топлива от топливного бака 26. Регенерационное устройство 7 оборудовано системой пожаротушения (не показано). Принцип работы регенерационного устройства РУ 7. Отработанная 11 ПОЖ подается в РУ 7 насосом 9 из сборной емкости 6. В нагревателе 13 ПОЖ нагревается до 100-105oC и затем ПОЖ поступает в испаритель 14, в котором часть жидкости переходит в парообразное состояние. Далее ПОЖ поступает во влагоотделитель 15, в котором происходит сепарация жидкой и парообразной фаз ПОЖ. Если жидкая фаза достигла необходимой плотности, она направляется в емкость 2 для хранения ПОЖ, в противном случае жидкость поступает на вход РУ 7. Парообразная фаза стравливается наружу, пройдя через теплообменник 16 в приемной емкости 6. Для удаления наземного обледенения с воздушных судов используют ПОЖ типа “Арктика”. Краткая характеристика ПОЖ “Арктика 200”: 1) водный раствор этиленгликоля; 2) внешний вид: прозрачная жидкость от бесцветно-мутного до светло-желтого цвета; 3) кинематическая вязкость при температуре 20oC – 180-220 мм/с; 4) температура кристаллизации с содержанием этиленгликоля 52% – не выше 37oC; 5) плотность при температуре 20oC – 1116-1117 кг/м3; 6) реакция среды 7,0-20; 7) cодержание противокоррозийной присадки 1,5-1,7%; 8) поверхностное натяжение при 20oC – 36; 9) pасход жидкости 12-18 л/мин при давлении 23 кгс/см2 и температуре 80-95oC. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 04.11.2006
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008
|
||||||||||||||||||||||||||