Патент на изобретение №2159193

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2159193 (13) C1
(51) МПК 7
B62D55/04, B60C27/02, B62M29/00, B60F3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000103202/28, 11.02.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.02.2000

(45) Опубликовано: 20.11.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DE 3146511 A1, 24.04.1983. RU 2105691 C1, 27.02.1998. RU 2056309 C1, 20.03.1996.

Адрес для переписки:

103045, Москва, пер. Пушкарев, д.21, кв.26, Верному Л.И.

(71) Заявитель(и):

Верный Леонид Иосифович,
Верный Алексей Леонидович,
Кажан Вячеслав Геннадьевич

(72) Автор(ы):

Верный Л.И.,
Верный А.Л.,
Кажан В.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Верный Леонид Иосифович,
Верный Алексей Леонидович,
Кажан Вячеслав Геннадьевич

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью. Устройство для повышения проходимости автомобиля имеет приводное и неприводное съемные опорные приспособления, соединенные с элементами автомобиля. Приводное опорное приспособление содержит устанавливаемую шарнирно на ведущей оси автомобиля тележку с опорными катками и эластичную ленту. Лента охватывает опорные катки и ведущее колесо. Вместо тележки с опорными катками и эластичной ленты приводное приспособление может содержать барабан или звездочку. Неприводное опорное приспособление включает в себя лыжу с опорой для неприводного колеса и с элементами фиксации относительно него. Передний опорный каток может быть шарнирно связан с рычагами. Один из рычагов может быть шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля. Другой рычаг может шарнирно соединяться с тележкой. Тележку целесообразно снабжать дополнительными опорными катками, жестко связанными с вышеупомянутыми соответствующими передним и задним опорными катками. Альтернативно последние выполнять удлиненными с одной или двумя дополнительными лентами. Дополнительные ленты могут располагаться соответственно с одной или двух сторон тележки и охватывать дополнительные катки или удлиненные части опорных катков. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении проходимости транспортных средств типа автомобиля и в расширении возможностей их эксплуатации. 15 з.п. ф-лы. 11 ил.


Изобретение относится к устройствам повышения проходимости транспортных средств при передвижении по неровной поверхности с низкой прочностью.

Известны устройства, повышающие проходимость автомобиля. Наиболее близким к предложенному является устройство по патенту ФРГ DE N 3146511 А1 от 1981 г. В указанном патенте устройство для повышения проходимости автомобиля содержит устанавливаемые на место колес съемные устройства, представляющие собой тележки с опорными катками, и устанавливаемые на место колеса звездочки, которые охватываются гибкой лентой. Для предотвращения проворачивания гусеничного устройства спереди и сзади тележки крепятся к кузову пружинами с амортизаторами.

Однако известные устройства сложно устанавливаются на управляемые колеса, имеют ограниченные возможности повышения проходимости, в частности не обеспечивают передвижение по глубокому снегу.

В связи с этим область использования указанных средств повышения проходимости автомобиля ограничена.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении проходимости и расширении возможностей применения.

Технический результат достигается тем, что устройство для повышения проходимости автомобиля снабжено устанавливаемыми шарнирно на ведущих осях автомобиля тележками с опорными катками и эластичными лентами, охватывающими опорные катки и ведущие колеса или устанавливаемые вместо них барабаны или звездочки, а неприводные колеса устанавливаются на жестко связанные с ними лыжи.

Кроме того, для расширения возможностей преодоления препятствий передний каток устанавливаемого на ведущей оси гусеничного движителя шарнирно связан с рычагами, один из которых шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля, а другой шарнирно соединен с тележкой.

Для ограничения хода и демпфирования вращательных движений опорного устройства шарнирно соединенный с кузовом или рамой автомобиля рычаг может быть подпружинен.

Сохранность кузова при поворотах опорного устройства относительно оси обеспечивается защитно-натяжными пластинами, закрепленными в нижней части колесных арок автомобиля.

Те же функции с дополнительным поддержанием постоянного натяга эластичной ленты могут выполнять натяжные ролики, упруго связанные с тележкой и взаимодействующие с внешней стороной эластичной ленты.

Для обеспечения возможности въезда на препятствие передний и/или задний каток может быть шарнирно соединен с ее тележкой, при этом шарнирные рычаги, на которых установлены передний и задний опорные катки, соединены с тележкой упругими элементами.

Для снижения удельного давления на опорную поверхность, например, при движении по очень рыхлому снегу к тележке с одной или обеих сторон жестко крепятся дополнительные гусеницы с тележкой, опорными катками и охватывающей их эластичной лентой, при этом передний и/или задний катки дополнительной гусеницы являются приводными, будучи жестко соединенными с передним и/или задним катками основной тележки.

При движении по пересеченной местности для обеспечения возможности въезда на препятствие передний и/или задний каток дополнительной гусеницы может быть шарнирно соединен с ее тележкой.

При движении по пересеченной местности для обеспечения возможности въезда на препятствие к тележке спереди и/или сзади закреплены пластины с загнутыми вверх концами.

Для автомобилей с достаточно большим клиренсом устройство может устанавливаться непосредственно на колесо автомобиля, при этом ведущая зубчатая звездочка содержит устанавливаемую на пневматик колеса эластичную зубчатую ленту с замковым устройством на концах.

Для предотвращения проскальзывания относительно колеса автомобиля зубчатая лента содержит по бокам несколько поводков, закрепляемых в прорезях диска колеса.

Для снижения габаритов, веса и упрощения конструкции и при движении по бездорожью на относительно небольшие расстояния тележки с опорными катками и охватывающей их эластичной лентой устанавливаются под колесом автомобиля, при этом при движении вперед колеса автомобиля вращаются в обратном направлении.

Для движения по снегу под неприводное колесо устанавливается лыжа, при этом увеличение клиренса достигается тем, что лыжа выполнена с опорой для установки под неприводное колесо автомобиля.

Жесткость крепления и быстрота установки и снятия обеспечиваются тем, что лыжа выполнена с лапами крепления лыжи с противоположных сторон к диску неприводного колеса автомобиля.

Движение как вперед, так и назад обеспечивается тем, что оба конца лыжи загнуты вверх.

Для повышения безопасности лыжи содержат интерцепторы, выполненные с возможностью управления от тормозной системы автомобиля и обеспечивающие торможение автомобиля за счет дополнительного сопротивления движению.

Движение как по снегу, так и по твердой поверхности, например пересечение дорог с твердым покрытием, проталин и т.п., обеспечивается тем, что лыжи содержат прорези, в которых размещены вращающиеся на расположенных выше плоскости опоры лыжи осях ролики с возможностью контакта с опорной поверхностью.

Для движения по поверхности с высоким коэффициентом трения скольжения устройство содержит устанавливаемую под неприводное колесо автомобиля и жестко с ним связанную опору, которая жестко связана с расположенной под ней тележкой с опорными катками и эластичной лентой.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан автомобиль с передними и задними опорными приспособлениями, повышающими его проходимость. На фиг. 2 изображена схема гусеничного движителя с шарнирно связанным передним катком. На фиг. 3 изображены натяжные ролики и шарнирные рычаги с упругими элементами. На фиг. 4 и 5 приведена схема с дополнительными гусеницами. На фиг. 6 показан вариант с пластинами с загнутыми вверх концами. На фиг. 7 приведен вариант с эластичной ведущей звездочкой. На фиг. 8 приведена схема лыжи. На фиг. 9 приведен вариант лыжи с тормозными интерцепторами. На фиг. 10 изображена схема лыжи с роликами. На фиг. 11 показан вариант устанавливаемой под неприводное колесо автомобиля опоры с расположенной под ней тележкой с опорными катками и эластичной лентой.

Устройство для повышения проходимости автомобиля 1 содержит приводное опорное приспособление 2, устанавливаемое шарнирно на ведущих осях автомобиля 3 и содержащее тележки 4 с опорными катками 5 и эластичные ленты 6, охватывающие опорные катки и ведущие колеса или устанавливаемые вместо них барабаны или звездочки 7, а неприводные колеса 8 устанавливаются на жестко связанные с ними лыжи 9 (см. фиг. 1). Опорные приспособления соединяются с элементами подвески и кузова или рамы автомобиля 1.

Передний каток 10 (см. фиг. 2) устанавливаемого на ведущей оси опорного приспособления 2 шарнирно связан с рычагами 11 и 12, один из которых шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля 1, а другой шарнирно соединен с тележкой 4.

Шарнирно соединенный с кузовом или рамой автомобиля рычаг 11 имеет эластичную связь 13 в виде пружины или амортизатора.

Защитно-натяжные пластины 14 закреплены в нижней части колесных арок автомобиля 15.

Тележка может содержать натяжные ролики 16, упруго связанные с тележкой 22 пружинами 17 и взаимодействующие с внешней стороной эластичной ленты 6 (см. фиг. 3).

В варианте, показанном на фиг. 3, шарнирные рычаги 18 и 19, на которых установлены передний 20 и задний 21 опорные катки, соединены с тележкой 22 упругими элементами 23.

К тележке с одной или обеих сторон (см. фиг. 4 и 5) жестко крепятся дополнительные гусеницы с тележкой 25, опорными катками 26 и охватывающей их эластичной лентой 27, при этом передний 28 и/или задний 29 катки дополнительной гусеницы являются приводными, будучи жестко соединенными с передним 20 и/или задним 21 катками (см. фиг. 4) основной тележки.

Передний и задний катки 28 и 29 дополнительной гусеницы соединены с ее тележкой 25 с помощью шарнирного соединения 30.

К тележке 4 и/или 25 спереди и/или сзади закреплены пластины 31 с загнутыми вверх концами (см. фиг. 6).

Ведущая зубчатая звездочка 32 содержит устанавливаемую на пневматик колеса 33 эластичную зубчатую ленту 34 с замковым устройством 35 на концах (см. фиг. 7).

Зубчатая лента 34 содержит по бокам несколько поводков 36, закрепляемых в прорезях диска колеса 37.

Лыжа 9 выполнена с опорой 38 для установки под неприводное колесо 8 автомобиля (см. фиг. 8).

Лыжа 9 выполнена с лапами 39 крепления лыжи с противоположных сторон к диску неприводного колеса 8 автомобиля.

Оба конца лыжи 9 загнуты вверх.

Лыжи 9 содержат интерцепторы 40, выполненные с возможностью управления от тормозной системы автомобиля 41 (см. фиг. 9).

Лыжи 9 содержат прорези 42, в которых размещены вращающиеся на расположенных выше плоскости опоры лыжи осях 43 ролики 44 с возможностью контакта с опорной поверхностью (см. фиг. 10).

Устройство содержит устанавливаемую под неприводное колесо 8 автомобиля и жестко с ним связанную лапами 45 опору 46, которая жестко связана с расположенной под ней тележкой 47 с опорными катками 48 и эластичной лентой 49 (см. фиг. 11).

Работает устройство следующим образом.

Под каждое управляемое неприводное колесо 8 автомобиля, в зависимости от условий движения, устанавливают лыжу 9 или устройство, приведенное на фиг. 11. При этом обеспечивается управление направлением движения аналогично автомобилю. Отметим, что лыжа или устройство, приведенное на фиг. 11, установленные на переднем колесе, приминают снег и увеличивают его плотность. Это позволяет уменьшить необходимую площадь опорной поверхности устройства, установленного на заднем колесе.

Вместо каждого приводного колеса или на приводное колесо 33 автомобиля, в зависимости от характеристик автомобиля и условий движения, устанавливают гусеничные движители, приведенные на фиг. 2…7. При этом вариант, приведенный на фиг. 2, увеличивает клиренс и обеспечивает увеличение передаточного числа и соответственно тягового усилия. При этом управление скоростью движения автомобиля с устройством повышения проходимости не отличается от обычного.

Формула изобретения


1. Устройство для повышения проходимости автомобиля, содержащее приводное и неприводное съемные опорные приспособления, соединенные с элементами автомобиля, отличающееся тем, что приводное опорное приспособление содержит устанавливаемую шарнирно на ведущей оси автомобиля тележку с опорными катками и эластичную ленту, охватывающую опорные катки и ведущее колесо транспортного средства или устанавливаемые вместо них барабан или звездочку, а неприводное опорное приспособление включает в себя лыжу с опорой для неприводного колеса и с элементами фиксации относительно него.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что передний опорный каток шарнирно связан с рычагами, один из которых шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля, а другой шарнирно соединен с тележкой.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что передний и задний опорные катки шарнирно связаны с рычагами, которые шарнирно соединены с тележкой и связаны с ней упругими элементами.

4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что шарнирно соединенный с кузовом или рамой автомобиля рычаг подпружинен относительно них.

5. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что снабжено защитно-натяжными пластинами, закрепленными в нижней части колесных арок автомобиля.

6. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что тележка содержит натяжные ролики, упругосвязанные с тележкой и взаимодействующие с внешней стороной эластичной ленты.

7. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что тележка снабжена дополнительными опорными катками, жестко связанными с ранее указанными соответствующими передним и задним опорными катками, или последние выполнены удлиненными с одной или двумя дополнительными лентами, расположенными соответственно с одной или двух сторон тележки и охватывающими дополнительные катки или удлиненные части опорных катков.

8. Устройство по п. 7, отличающееся тем, что каждый дополнительный опорный каток или каждая удлиненная часть опорного катка шарнирно связана с дополнительными или ранее указанным другим рычагом, который шарнирно связан с рамой тележки.

9. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что к тележке спереди и/или сзади закреплены пластины с загнутыми вверх концами.

10. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что содержит устанавливаемую на приводное колесо эластичную зубчатую ленту с замковым устройством на концах.

11. Устройство по п.10, отличающееся тем, что зубчатая лента содержит по бокам несколько поводков, закрепляемых в прорезях диска колеса.

12. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что лыжа выполнена с лапами крепления лыжи с противоположных сторон к диску неприводного колеса автомобиля.

13. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что оба конца лыжи загнуты вверх.

14. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что лыжи содержат интерцепторы, выполненные с возможностью управления от тормозной системы автомобиля.

15. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что лыжи содержат прорези, в которых размещены вращающиеся на расположенных выше плоскости опоры лыжи осях ролики с возможностью контакта с опорной поверхностью.

16. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что лыжа выполнена в виде тележки с опорными катками, охваченными эластичной лентой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.02.2005

Извещение опубликовано: 20.01.2006 БИ: 02/2006


Categories: BD_2159000-2159999