Патент на изобретение №2311725

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2311725 (13) C1
(51) МПК

H02P25/28 (2006.01)
H02P27/05 (2006.01)
B66C13/28 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2006126883/09, 24.07.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.07.2006

(46) Опубликовано: 27.11.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2277746 C1, 27.01.2005. SU 576279 A1, 15.10.1977. SU 1746505 A1, 07.07.1992. SU 1654964 A1, 07.06.1991. GB 1129492 А1, 09.10.1966. US 3253202 A, 24.05.1966. FR 1555224 А, 15.04.1969. DE 2150117 А, 13.04.1972.

Адрес для переписки:

454080, г.Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, ЮУрГУ, технический отдел

(72) Автор(ы):

Борисов Александр Михайлович (RU),
Драчев Геннадий Иванович (RU),
Лях Николай Ефимович (RU),
Нестеров Александр Сергеевич (RU),
Шишков Александр Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Южно-Уральский государственный университет” (RU)

(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ПУСКО-ТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ ДРОССЕЛЬНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА

(57) Реферат:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на основе асинхронного двигателя с фазным ротором, в основном для крановых механизмов подъема. Технический результат заключается в автоматизации пуско-тормозных режимов, снижении при этом динамических ударов в механической части электропривода. В способе управления в режиме силового спуска отключают одну или две фазы ротора, так как для спуска легкого груза значительного момента не требуется, а тяжелый груз сам стремится раскручивать двигатель в направлении спуска. Первоначально статорную цепь электродвигателя, вне зависимости от массы груза, включают в направлении силового спуска и одновременно отключают одну или две фазы ротора. 7 ил.1 и малой 2 скоростями электродвигатель преодолевает суммарный момент MГР1ТР. При спуске груза с посадочной скоростью 3 электродвигатель включен на подъем, но под действием разности моментов MГР1ТР работает в режиме торможения противовключением (тормозной спуск).

Порожний крюк, развивающий активный статический момент MГР2, зачастую не в состоянии преодолеть момент трения МТР0, развиваемый механизмом подъема, и спуск крюка на характеристике III с низкой посадочной скоростью проблематичен. Спуск порожнего крюка или с малым грузом приходится осуществлять в режиме силового спуска при работе электродвигателя в двигательном режиме в направлении спуска (со скоростью 4).

Однако, как показала практика при работе с крановыми механизмами подъема, стоит только начать движение вниз порожнего крюка, как резко уменьшается момент трения МТР и становится возможным переход на тормозной спуск на характеристике III. Здесь «вмешивается» непостоянство момента трения кранового механизма, а вернее момент трогания механизма. Обзор литературы показал, что этот вопрос не простой, количественные данные практически отсутствуют и приводятся лишь качественные зависимости. Так, например, на фиг.3 представлена зависимость момента трения от скорости движения МТР=f(). На указанном рисунке МТР0 – момент трения покоя. На фиг.2 зависимость VI отражает качественное изменение момента трения при работе на подъем и на спуск.

Принцип автоматизации состоит в следующем. Независимо от массы груза электродвигатель включается на силовой спуск, и если груз преодолевает момент трения, то система автоматизации осуществляет переключение электродвигателя в режим тормозного спуска (со скоростью 5).

В силовом спуске опускание груза происходит под действием двух моментов: момента, создаваемого двигателем и момента, развиваемого грузом. Под действием этих моментов значительно увеличивается частота вращения двигателя в направлении спуска, система автоматизации контролирует эту ситуацию и, если груз преодолевает момент трения, производит переключение реверсоров статорной цепи со спуска на подъем, и работа двигателя осуществляется в режиме торможения противовключением. В режиме торможения возможно уменьшение скорости спуска груза и стремление от скорости 5 к остановке электродвигателя. Для исключения остановки электродвигателя система переключит двигатель с режима противовключения вновь на силовой спуск. Поэтому груз с небольшой массой будет опускаться попеременно то в силовом, то в тормозном режимах. При этом спуск легкого груза происходит с колеблющейся скоростью.

На фиг.4 представлена схема алгоритма работы системы автоматизации. Здесь В=1 и Н=1 – включение реверсора для вращения М соответственно для движения вверх (подъем) и вниз (спуск). Переменные D, Е, F, H, L – для задания соответствующих напряжений уставок скорости UРУП1, UРУП2, UРУС2, UРУС1. Здесь УП1, УП2, УС2, УС1 – соответственно уставки скорости для положений командоаппарата П1, П2, С2, С1. Задержка – время задержки между командами В и Н при переключении статорной цепи М. А=0 – признак, что переключения реверсора на тормозной режим спуска еще не было. Блоком алгоритма «|UOC>Uзад|?» проверяют наличие соответствующего условия. При тормозном спуске UРУТС, при силовом спуске UРУСС. Блоки алгоритма проверки состояний 0П, 1П, 2П, 2С, 1C – блоки проверки положения командоаппарата КА. Блоки алгоритма “Вкл. фазы А и В” и “Откл. фазы А и В” соответствуют командам на включение и отключение фаз А и В роторной цепи с помощью реле К1 и К2 (фиг.1).

На фиг.5 представлены осциллограммы момента и скорости привода.

Участок 1 – пуск двигателя (подъем) и затем снятие напряжения задания скорости и торможение на выбеге. На участке 2 пуск двигателя в обратном направлении (спуск), после чего осуществляется реверс. После второго реверса и работы привода в установившемся режиме (участок 3) прикладывается незначительная нагрузка, имитирующая момент создаваемый «легким» грузом (участок 4). Как видно из осциллограмм, при этом происходят переключения реверсоров статорной цепи, что вызывает незначительное изменение скорости, но при неизменном спуске груза. После снятия момента происходит переключение режима спуска на силовой и затем торможение на выбеге (участок 5). На участке 6 одновременно с включением двигателя на спуск прикладывается значительный момент («тяжелый» груз) и осуществляется спуск груза в тормозном режиме. После снятия момента (участок 7) происходит переключение на силовой спуск и работа в этом режиме. Повторный бросок момента вызывает переключение реверсоров, обеспечивающих реверс, и спуск груза вновь осуществляется в тормозном режиме (участок 8).

На фиг.6 и фиг.7 представлены токи статора и ротора соответственно осциллограммам на фиг.5.

Как видно из осциллограммы тока ротора (фиг.7), при работе привода на спуск в роторе протекает выпрямленный ток. Это связано с тем, что попытки снизить динамический момент привели к исключению фаз А и В из работы (тиристоры этих фаз остаются в закрытом состоянии) при работе привода на спуск. Тиристор же фазы С открыт только во время положительной полуволны напряжения фазы С ротора.

Способ автоматизации успешно испытан в лаборатории на электродвигателе 3.5 кВт.

Таким образом, способ автоматизации позволяет решить проблему спуска “легкого” груза достаточно простым способом.

Формула изобретения

Способ управления автоматизацией пуско-тормозных режимов дроссельного асинхронного электропривода, преимущественно кранового механизма подъема, при котором спуск груза при постановке командоаппарата в положение спуска осуществляют переключением силового и тормозного режимов в соответствии с массой груза, отличающийся тем, что первоначально статорную цепь электродвигателя вне зависимости от массы груза включают в направлении силового спуска и одновременно отключают одну или две фазы ротора.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.07.2008

Извещение опубликовано: 20.03.2010 БИ: 08/2010


Categories: BD_2311000-2311999