Патент на изобретение №2311712

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2311712 (13) C2
(51) МПК

H02K1/18 (2006.01)
H02K15/02 (2006.01)
H02K15/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005117742/09, 08.06.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.06.2005

(43) Дата публикации заявки: 20.12.2006

(46) Опубликовано: 27.11.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1723632 A1, 30.03.1992. SU 1302379 A1, 07.04.1987. SU 1046854 А, 07.10.1983. RU 1046854 C1, 30.11.1993. US 3538598 А, 10.11.1970. DE 10332957 A1, 10.02.2005.

Адрес для переписки:

630088, г.Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 56, НПО “ЭЛСИБ” ОАО

(72) Автор(ы):

Шевнин Дмитрий Михайлович (RU),
Канискин Николай Алексеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Научно-производственное объединение “ЭЛСИБ” Открытое акционерное общество (НПО “ЭЛСИБ” АО) (RU)

(54) СТАТОР ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в крупных горизонтальных электрических машинах переменного тока, например, в асинхронных двигателях, имеющих щитовые подшипники. Сущность изобретения состоит в том, что в статоре горизонтальной электрической машины, содержащем сердечник с обмоткой, корпус и элементы фиксации сердечника в корпусе, включающие фиксирующую шпонку, закрепленную в верхней части корпуса, диаметр посадочной поверхности которого под сердечник выполнен равным диаметру сердечника, а посадочные поверхности корпуса статора под подшипниковые щиты и посадочная поверхность под сердечник соосны, согласно данному изобретению, посадочные поверхности под подшипниковые щиты выполнены большего диаметра, чем посадочная поверхность под сердечник статора. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении точности фиксации сердечника в корпусе статора при одновременном снижении трудоемкости его изготовления. 2 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для использования в крупных горизонтальных электрических машинах переменного тока, например в асинхронных двигателях, имеющих щитовые подшипники.

Наиболее близким к изобретению техническим решением, прототипом, является статор горизонтальной электрической машины (Авт. свид. СССР №1302379, кл. Н02К 1/18, 1987), содержащей сердечник, пропитанный и запеченный вместе с обмоткой, корпус, элементы фиксации сердечника в корпусе, включающие продольную шпонку, закрепленную в верхней части корпуса. При этом сердечник установлен в корпусе с зазором и сопряжен с двумя продольными ребрами, прикрепленными к корпусу и расположенными симметрично относительно вертикальной оси ниже центра тяжести сердечника. Внутренний диаметр посадочной поверхности корпуса выполнен большим, чем диаметр наружной поверхности статора.

Недостатком описанной конструкции является необходимость использования для обеспечения соосности сердечника статора с посадочными поверхностями корпуса, что необходимо для электрических машин со щитовыми подшипниками, дополнительных устройств, дистанционных прокладок или специальных съемных планок, снижающих точность фиксации сердечника в корпусе и удорожающих конструкцию.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности фиксации сердечника в корпусе статора при снижении трудоемкости изготовления статора электрической машины со щитовыми подшипниками.

Технический результат достигается тем, что статор горизонтальной электрической машины, содержащей сердечник с обмоткой, корпус, элементы фиксации сердечника в корпусе, включающие фиксирующую шпонку, закрепленную в верхней части корпуса, имеет корпус с диаметром посадочной поверхности под сердечник, равным диаметру сердечника, и фиксирующая шпонка выполнена съемной.

В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения со ссылкой на фигуры, на которых показаны:

фиг.1 – поперечное сечение статора горизонтальной электрической машины;

фиг.2 – продольное сечение А-А фиг.1.

Статор двигателя содержит сердечник с обмоткой 1, установленный в корпусе 2 на продольных ребрах 3. На ребре 4 корпуса 2 после заводки сердечника 1 установлена шпонка 5, фиксирующая сердечник от тангенциальных перемещений. Корпус 2 содержит также ребра 6 и 7, внутренние стенки 8 и наружные стенки 9, служащие опорами подшипниковых щитов.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Ребра 3 и 4 корпуса статора 2 обработаны по внутреннему диаметру до величины, равной посадочному диаметру d сердечника. Ребра 6 и 7 корпуса статора 2 расположены на большем диаметре, чем посадочный диаметр сердечника d, и при проточке не обрабатываются. Ребро 4 корпуса статора расположено напротив шпоночного паза и его толщина меньше ширины шпоночного паза сердечника. При заводке сердечника 1, когда фиксирующая шпонка 5 отсутствует, сердечник 1 может быть смещен от оси посадочной поверхности и свободно установлен в корпусе статора 2. После заводки сердечника 1 в корпус статора 2 он опускается на ребра 3 и занимает рабочее положение, соосное с посадочной поверхностью корпуса. Поскольку посадочная поверхность корпуса 2 под сердечник обработана соосно с внутренними цилиндрическими поверхностями в наружных стенках 9 корпуса статора 2, служащих посадочными поверхностями для подшипниковых щитов, сердечник 1 располагается соосно с подшипниковыми щитами. Затем устанавливается шпонка 5, фиксируя сердечник 1. Фиксирующая шпонка 5 крепится к корпусу 2, например сваркой. Поперечные стенки 8 корпуса 2 проточены до диаметра большего, чем диаметр посадочной поверхности сердечника 1, и не препятствуют его заводке в корпус 2.

Благодаря выполнению посадочной поверхности корпуса под сердечник равной посадочному диаметру сердечника, исключается использование дополнительных устройств, снижающих точность фиксации сердечника в корпусе и удорожающих конструкцию. Поскольку сердечник устанавливается в корпус без натяга, исключается нагрев корпуса перед заводкой в него сердечника.

Формула изобретения

Статор горизонтальной электрической машины, содержащий сердечник с обмоткой, корпус и элементы фиксации сердечника в корпусе, включающие фиксирующую шпонку, закрепленную в верхней части корпуса, диаметр посадочной поверхности которого под сердечник выполнен равным диаметру сердечника, а посадочные поверхности корпуса статора под подшипниковые щиты и посадочная поверхность под сердечник соосны, отличающийся тем, что посадочные поверхности под подшипниковые щиты выполнены большего диаметра, чем посадочная поверхность под сердечник статора.

РИСУНКИ

Categories: BD_2311000-2311999