Патент на изобретение №2311335

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2311335 (13) C2
(51) МПК

B66C23/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005131173/11, 07.10.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.10.2005

(43) Дата публикации заявки: 20.04.2007

(46) Опубликовано: 27.11.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 614015, 05.07.1978. SU 715437, 15.02.1980. SU 1416429 A1, 15.08.1988. SU 1768495 A1, 15.10.1992. SU 470476, 15.05.1975.

Адрес для переписки:

195112, Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., 3, ФГУП “ЦКБМ”, отдел патентной и научно-технической информации

(72) Автор(ы):

Кудрявцев Александр Владимирович (RU),
Москаленко Владислав Васильевич (RU),
Платонов Геннадий Григорьевич (RU),
Русаков Николай Иванович (RU),
Шапкин Владимир Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральное конструкторское бюро машиностроения” (ФГУП “ЦКБМ”) (RU),
Федеральное государственное унитарное предприятие “Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова” (ФГУП “ОКБМ”) (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ

(57) Реферат:

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию. Устройство грузоподъемное содержит привод для перемещения захвата, колонну и установленную с возможностью поворота на колонне стрелу с захватом. Устройство грузоподъемное снабжено кареткой, перемещаемой по стреле, захватом, подвешенным на блоковой подвеске с весоизмерительным устройством. Каретка снабжена подпружиненным фиксатором, взаимодействующим с отверстиями, расположенными на стреле по ходу перемещения каретки и имеющим возможность устанавливать захват на определенную координату. Трособлочный привод снабжен сельсин-датчиком. Весоизмерительное устройство и сельсин-датчик соединены с вторичными приборами, снабженными самописцами. Достигается обеспечение ядерной и радиационной безопасности. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и преимущественно может быть использовано на судах с атомной паропроизводящей установкой для проверки работоспособности органов СУЗ ядерного реактора. Средства проверки должны быть расположены в замкнутом и затесненном объеме, проверяемый объект перемещают в среде теплоносителя, при этом условия проверки исключают возможность визуального наблюдения, а также получения и передачи оптического изображения.

Известен кран-манипулятор (а.с. SU №614015, МПК2 В66С 23/04, опубл. 1978 г., бюл. №25), содержащий колонну, стрелу, на конце которой установлен грузозахватный орган (захват для груза) и привод. В этом устройстве отсутствует контроль величины усилия на захвате с грузом (изделием) и величины перемещения захвата, а также формирование и передача соответствующих сигналов на вторичные устройства, в том числе с записью на самописцах.

Задача, решаемая изобретением, заключается в обеспечении ядерной безопасности за счет увеличения надежности проверки работоспособности органа СУЗ и оценки ее результатов, а также – радиационной безопасности обслуживающего персонала во время проверки.

При использовании предлагаемого изобретения могут быть получены следующие технические результаты: во-первых, исключение дополнительных возмущений, вносимых при проверке в движение органа СУЗ (далее – изделие); во-вторых, уменьшение искажений зависимости от времени сигнала, формируемого в соответствии с усилием на захвате с изделием, относительно зависимости от времени указанного усилия; в-третьих, исключение при проверке пребывания оператора в рабочей зоне во время движения органа СУЗ; в-четвертых, сокращение времени наведения устройства грузоподъемного на изделие.

Для достижения указанной задачи предлагается устройство грузоподъемное, содержащее колонну, стрелу, захват для перемещаемого груза и привод для перемещения захвата. Согласно изобретению устройство снабжено выполненной с возможностью перемещения по стреле кареткой, на которой подвешена блоковая подвеска трособлочного привода с захватом и встроенным весоизмерительным устройством. Каретка снабжена фиксатором, выполненным с возможностью взаимодействия с любым из гнезд на стреле по ходу перемещения каретки. Стрела установлена с возможностью поворота на колонне. Зафиксированное состояние устройства грузоподъемного соответствует совпадению (по существу) направления усилия на захвате и линии требуемого (штатного) движения проверяемого изделия.

В частном случае выполнения трособлочный привод может быть снабжен сельсин-датчиком с возможностью дистанционного измерения усилия и величины перемещения изделия. В частном случае выполнения весоизмерительное устройство и сельсин-датчик могут быть соединены с вторичными приборами, снабженными самописцами, что обеспечивает возможность принятия решения о дальнейшей эксплуатации изделия по записанным результатам. В частном случае выполнения фиксатор может быть выполнен подпружиненным.

Следует отметить, что фиксатор может быть выполнен также с возможностью удержания от самопроизвольного перемещения каретки по стреле и поворота ее совместно со стрелой при крене и дифференте судна, находящегося в доке или на плаву.

Заявляемое изобретение поясняется следующими чертежами:

фиг.1 – устройство грузоподъемное;

фиг.2 – захват – разрез по А-А (фиг.1);

фиг.3 – захват – разрез по Б-Б (фиг.2);

фиг.4 – захват – разрез по В-В (фиг.3).

Устройство грузоподъемное содержит (фиг.1): основание 1 для базирования поворотной колонны 2 трубчатой формы с гнездами (например, тремя, не показано) под фиксатор 3. К колонне 2 неподвижно закреплены: стрела 4 трубчатой формы с гнездами 5 (например, в виде отверстий), трособлочный привод 6 электромеханический со встроенным барабаном 7 (не показан) и сельсин-датчиком 8, привод 9 ручной трособлочный, пульт 10, шкаф электрооборудования 11. Стрела 4 установлена с возможностью поворота с колонной 2.

На стреле 4 расположена каретка 12 с роликами 13 для перемещения по стреле 4, на каретке подвешен трособлочный механизм, включающий блоки 14 для направления двух ветвей троса 15, причем одна ветвь неподвижно закреплена на конце стрелы 4, а вторая ветвь соединена с барабаном 7. На каретке 12 установлен фиксатор 16 (например, подпружиненный), для взаимодействия с которым предназначены гнезда 5 на стреле 4. Блоковая подвеска 17 трособлочного привода 6 (фиг.1) с встроенным весоизмерительным устройством 18 (например, с тензометром) подвешена на двух ветвях троса 15 через блок 19. Серьгой 20 блоковая подвеска 17 соединена с проушиной 21 захвата 22 посредством съемного пальца 23 (фиг.1, 2). Такое выполнение элементов для присоединения захвата к блоковой подвеске, обеспечивая работу с различными изделиями, расширяет спектр технологических возможностей устройства. Положение каретки 12, определяемое фиксатором 16 на стреле 4 и фиксатором 3 на колонне 2, при их установке в соответствующие гнезда колонны 2 и стрелы 4, отвечает совпадению (по существу) направления усилия на захвате и линии штатного движения проверяемого изделия.

Захват 22 (фиг.2-4) включает в себя, например, штангу 24, корпус 25, проушину 21 со съемным пальцем 23, трубу 26, штифт 27, выступы 28, Т-образный хвостовик 29, стержень 30, штифт 31, рукоятку 32, пружину 33.

Устройство грузоподъемное работает следующим образом: устройство устанавливают (фиг.1) на опорное кольцо (не показано) основанием 1, затем извлекают пробку из отверстия загрузочной (защитной) плиты (не показано) и соединяют захват 22 с изделием 34. Поворачивая колонну 2 и перемещая каретку 12 по стреле 4, наводят блоковую подвеску 17 на отверстие в загрузочной (защитной) плите, под которым находится проверяемое изделие 34, и фиксируют положение каретки 12, устанавливая фиксаторы 3 и 16 в соответствующие гнезда на колонне 2 и стреле 4. Такая наводка существенно уменьшает затраты времени на выполнение операции, обеспечивая при этом необходимую точность.

Для соединения с изделием 34 (фиг.2-4) захват 22 Т-образным хвостовиком 29 вводят в отверстие 35 с пазом 36 и опирают выступами 28 в верхнюю поверхность изделия 34, затем посредством рукоятки 32 захват 22 поворачивают и совмещают выступы 28 с пазами 36 изделия 34, после чего опускают трубу 26. В этом положении стержень 30 находится в крайнем верхнем положении и частично перекрывает отверстие проушины 21. Поворачивая захват 22, совмещают выступы 28 трубы 25 с продольным пазом 36 изделия 34, после чего труба 25 под действием пружины 33 и собственного веса западает выступами 28 в пазы 35 изделия 34. При этом стержень 30 опускается вниз, что свидетельствует о правильности произведенного зацепления. Затем соединяют блоковую подвеску 17 со штангой 24 посредством съемного пальца 23 (освобождение изделия 34 от захвата 22 невозможно до тех пор, пока не снят палец 23). В результате захват выставлен на определенную координату так, что направление усилия на захвате совпадает (по существу) с линией штатного движения проверяемого изделия 34, следовательно, последнее готово к подъему.

После соединения захвата 22 с изделием 34 обслуживающий персонал уходит в “чистую зону” (так как отсутствует необходимость его дальнейшего пребывания при проверке изделия), что уменьшает дозу радиационного облучения. Включив трособлочный привод 6 с барабаном 7, производят подъем изделия 34, во время которого исключены неконтролируемые возмущения за счет перекоса изделия. Встроенное в блоковую подвеску 17 весоизмерительное устройство 18 (фиг.1), обладая (по сравнению с механическими динамометрами) более высокой точностью измерения, а также более высоким разрешением зависимости от времени усилия на захвате (например, за счет применения тензометров), обеспечивает уменьшение искажения величины сигнала от первичных устройств к отображению на вторичные устройства и, соответственно, способствует увеличению надежности проверки работоспособности изделия. Результаты измерения по кабелям передают на пульт-шкаф с самописцами, находящийся в “чистой зоне”. После проведения необходимых измерений осуществляют опускание изделия 34. Перед наведением устройства грузоподъемного на другую координату (для проверки перемещений и усилий другого изделия) разъединяют захват 22 и блоковую подвеску 17. Расцепление захвата 22 с изделием 34 производят в порядке обратном сцеплению. При обесточивании устройства во время проверки, а также при отказе привода 6 используют привод 9 ручной трособлочный.

Формула изобретения

1. Устройство грузоподъемное, содержащее колонну, на которой установлена стрела с возможностью поворота, захват для перемещаемого изделия и трособлочный привод для перемещения захвата, отличающееся тем, что оно снабжено перемещаемой по стреле кареткой, снабженной блоковой подвеской с захватом и с встроенным весоизмерительным устройством, причем трособлочный привод захватного устройства неподвижно закреплен на колонне, при этом каретка снабжена фиксатором, взаимодействующим с гнездами на стреле, и имеющим возможность устанавливать захват на определенную координату.

2. Устройство грузоподъемное по п.1, отличающееся тем, что фиксатор выполнен подпружиненным.

3. Устройство грузоподъемное по п.1, отличающееся тем, что трособлочный привод снабжен сельсин датчиком.

4. Устройство грузоподъемное по п.3, отличающееся тем, что весоизмерительное устройство и сельсин-датчик соединены с вторичными приборами, снабженными самописцами.

РИСУНКИ


Прежний патентообладатель:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральное конструкторское бюро машиностроения”,
Федеральное государственное унитарное предприятие “Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова”

(73) Патентообладатель:

Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро машиностроения”

(73) Патентообладатель:

Открытое акционерное общество “Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова”

Договор № РП0000884 зарегистрирован 13.07.2010

Извещение опубликовано: 20.08.2010 БИ: 23/2010


Categories: BD_2311000-2311999