Патент на изобретение №2310777
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЕНИЯ БЕЗЫЗНОСНОСТИ ПРИ ТРЕНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности подшипникам скольжения, например, двигателя внутреннего сгорания. Способ реализации явления безызносности при трении скольжения, обеспечиваемого снижением вязкости поверхностного слоя сплава, заключается в том, что снижение вязкости для сплавов с высокопластичной структурной составляющей (алюминий-олово, алюминий-свинец) достигается за счет исключения окислов из поверхностного слоя в зоне трения с помощью селективных газовых мембран. Технический результат: способ позволяет сравнительно просто реализовать явление безызносности независимо от режимов работы двигателя внутреннего сгорания и снизить износ подшипников скольжения в три-пять раз. 2 табл.
Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности, подшипникам скольжения. При трении с возрастанием скоростей и удельных нагрузок, ухудшением условий смазки, повышением требований к антифрикционным характеристикам возрастает роль процессов, принципиально меняющих поведение материалов на основе самоорганизации. Как показано в [1], формирование диссипативных структур при самоорганизации практически можно оценить по экстремальному характеру зависимостей коэффициента трения от скорости скольжения и нагрузки. Но, чтобы добиться рекордных показателей антифрикционных характеристик, этого недостаточно. Необходимы дополнительные меры. Среди них явление избирательного переноса, обеспечивающего явление или эффект безызносного трения, достигается за счет применения специфических смазочных сред в парах трения медный сплав – сталь. Смазка играет роль защитного покрытия, обладающего истинной упругостью формы и подчиняющегося закону Гука [2]. Вторая разновидность эффекта безызносного трения, имеющая место при работе медных и меднографитовых антифрикционных материалов, достигается за счет введения специальных защитных покрытий (графит, окись алюминия, жидкокристаллические покрытия) [3]. Третья разновидность безызносного терния, имеющая место при работе сплавов алюминий-олово, алюминий-свинец, проявляется только благодаря высокой пластичности “мягкой” структурной составляющей применяемых сплавов [4], но дополнительные меры также нужны. Во всех рассмотренных случаях процесс деформации поверхностного слоя при трении приводит к интенсивной фрагментации и созданию мелкозернистой структуры. Но, как свидетельствуют результаты структурных исследований [2, 3, 4], поверхностные слои из меди и олова (или свинца) заметно различаются по сплошности материала. В поверхностных слоях медных сплавов отмечена высокая пористость, которая не уменьшала сопротивляемость материала внешним нагрузкам. В гетерофазных сплавах на алюминиевой основе при трении образовывался поверхностный слой из олова (или свинца) без нарушения сплошности материала. Такое различие, как показано в [1], приводит к различной роли вязкости материала и факторов, влияющих на нее в процессе трения. В сплавах алюминий-олово, алюминий-свинец поверхность трения в значительной степени покрыта окисной пленкой, которая заполняет весь деформированный слой и, будучи менее пластичной, значительно повышает вязкость, а следовательно, сопротивление материала трению. В итоге для реализации третьего случая явления безызносности необходимо предотвращение окисления поверхностного слоя при трении, что достигается за счет создания инертной атмосферы в зоне трения. Цель изобретения – реализация явления безызносности в высокопластичных материалах за счет создания инертной атмосферы в зоне трения. Указанная цель достигается применением газопроницаемых селективных мембран, создающих газовую среду без кислорода. Они успешно используются при хранении пищевых продуктов. Примеры осуществления 1. Лабораторные испытания на машине трения СМЦ-2. Испытания проводились в воздушной и инертной атмосфере, в режиме граничной смазки на антифрикционных сплавах алюминий-олово, алюминий-свинец. Испытания проводились по схеме вал – вкладыш из антифрикционного сплава. В испытательной камере инертная среда создавалась газообразным азотом и с помощью селективной мембраны PVTMS, обеспечивающей на 95% атмосферу азота. Испытаниям подвергались образцы сплавов массой 10 грамм. Интенсивность изнашивания оценивалась по весу образцов до и после испытания. Предварительно образцы подвергались притирке в условиях, аналогичных основному эксперименту. Продолжительность притирки в воздушной атмосфере 1 час, а при работе в инертной среде 3 часа. Продолжительность основных испытаний составила первоначально 6 часов, затем была снижена до 2 часов для каждого из режимов нагрузки. Диапазон нагрузок был выбран с учетом работы сплавов в двигателях внутреннего сгорания. Результаты испытаний показали, что в инертной среде, когда имеет место явление безызносности, коэффициент трения снижается на 50-80%, а интенсивность изнашивания – на один порядок. 2. Стендовые испытания на серийно изготавливаемом дизеле 2ч ОАО “Дагдизель”. Программа стендовых испытаний предусматривала два цикла. Первый цикл включал загрузку дизеля на 120 часов по специальному суточному графику с наличием в картере двигателя обычной атмосферы. Второй цикл – также загрузку на 120 часов, но с поддержанием в картере двигателя инертной среды. Достижение инертной среды обеспечивалось удалением кислорода из атмосферы картера с помощью селективных мембран, установленных в патрубке, соединяющем картер с всасывающим каналом в головке блока цилиндров. Для фиксации величины износа производилось снятие размеров вкладышей по трем сечениям (перпендикулярно износу) перед испытаниями, после первого и второго цикла испытаний. Износ оценивался по разности размеров вкладышей после соответствующих циклов испытаний. Результаты испытаний в условиях, при которых по суточному графику обеспечивались режимы сухого, полусухого и граничного трения показали, что имел место эффект безызносного трения с обеспечением снижения величины износа подшипников в три-пять раз. Положительный эффект предлагаемого способа 1. Способ позволяет без введения в процесс трения дополнительных материалов и без заметных других материальных затрат реализовать явление безызносности на таких антифрикционных сплавах, как алюминий-олово, алюминий-свинец. 2. Способ позволяет сравнительно просто реализовать явление безызносности независимо от режимов работы двигателя внутреннего сгорания и снизить износ подшипников скольжения в три-пять раз. Источники информации 2. Рыбакова Л.М., Куксенова Л.И. Структура и износостойкость металла. М., Машиностроение, 1982, 212 с. Формула изобретения
Способ реализации явления безызносности при трении скольжения, обеспечиваемого снижением вязкости поверхностного слоя сплава, отличающийся тем, что снижение вязкости для сплавов с высокопластичной структурной составляющей (алюминий-олово, алюминий-свинец) достигается за счет исключения окислов из поверхностного слоя в зоне трения с помощью селективных газовых мембран.
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.11.2007
Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009
|
||||||||||||||||||||||||||