Патент на изобретение №2310179

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2310179 (13) C1
(51) МПК

G01M9/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006106123/28, 01.03.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.03.2006

(46) Опубликовано: 10.11.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:

Адрес для переписки:

140180, Московская обл., г. Жуковский, ул. Жуковского, 1, ФГУП “ЦАГИ”, отдел 80

(72) Автор(ы):

Филиппов Виктор Максимович (RU),
Нейланд Владимир Яковлевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского” (ФГУП “ЦАГИ”) (RU)

(54) АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА-ТРУБА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к классу аэродинамических труб, и может быть использовано для получения низкотурбулентного потока воздуха при проведении наземных испытаний объектов авиационной техники. Устройство содержит форкамеру с элементами для повышения качества потока, коллектор-сопло, систему слива, рабочую часть и нагреватели. По первому варианту отличительной особенностью устройства является наличие двух ступеней поджатия потока в коллекторе, разделенных промежуточным отсеком, снабженным системой отсоса-слива части потока, и нагревателей стенки отсека, размещенных по периметру отсека с внешней стороны аэродинамического контура. Во втором варианте исполнения устройства вторая ступень поджатия переходит в рабочую часть непосредственно после критического сечения, труба дополнена опорами и контрольными средствами для ее вертикального расположения. Технический результат заключается в повышении устойчивости ламинарного пограничного слоя и способствует затягиванию ламинарно-турбулентного перехода и тем самым обеспечивает снижение уровня турбулентности потока внутри трубы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

(56) (продолжение):

CLASS=”b560m”развитие пограничного слоя, МЖГ, 2002, № 1. Beckwith J.E. AJAA pepe № 74-135, AJAA. 90-1391. RU 2072456 C1 27.01.1997.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, преимущественно к классу аэродинамических труб, предназначенных для получения низкотурбулентного потока воздуха.

Известны аэродинамические установки – трубы малых скоростей, в которых для снижения интенсивности пульсационных характеристик – турбулентности потока в рабочей части пограничный слой на ее стенках турбулизируют путем установки турбулизаторов в конце последнего коллектора перед входом в рабочую часть (Патент РФ №2072456, кл. F15D 1/00, 1993 г.).

Известно, что в сверхзвуковых трубах при числе Маха М2 основной вклад в интенсивность пульсационных характеристик потока в рабочей части вносит турбулентный пограничный слой на стенках сопла и рабочей части, вихревые структуры которого генерируют пульсации давления, распространяющиеся по линиям Маха в ядро потока (Laufer J., Aerodynamic Noise in Supersonic Tunnels; JAS, vol.28, №9, 1961, pp 685-692). Снижение интенсивности пульсаций при этом достигалось воздействием на пограничный слой путем его предварительного (до рабочей части) слива и экранизации модели в рабочей части (Beckwith J.E. AJAA рере №74-135; AJAA.90-1391).

Общим недостатком указанных аэродинамических установок является их сложность.

Недостатки установки заключаются в следующем.

Поскольку в зоне углов (в зоне сопряжения плоскостей) ламинарно-турбулентный переход происходит без предварительного возникновения и развития волн Толлмина-Шлихтинга (переход первого типа), то нагрев обтекаемой поверхности не влияет здесь на переход. Турбулентные клинья из зоны сопряжения плоскостей распространяются в пограничные слои плоскостей под углом к потоку около 12° независимо от температуры носовой части модели, смыкаясь в середине стенки на расстоянии от точки их возникновения – =2.5·S, где S – ширина стенки. Нагрев обтекаемой поверхности в критическом сечении сопла и окрестности неблагоприятен, так как возможно внесение в пограничный слой возмущений, особенно при больших температурах, а конструктивное решение достаточно сложно.

В случае малых дозвуковых потоков-течений наличие турбулентного пограничного слоя на стенках входного участка иногда также принципиально нежелательно. Это приводит к невозможности получения развитого ламинарного течения в трубе, значительному увеличению аэродинамического сопротивления, необходимости специальной звукоизоляции трубы для предотвращения распространения шума в окружающее пространство, вызываемого пульсациями в турбулентном слое и распространяющимся через стенки во внешнюю среду. Последнее обстоятельство, например, особенно заметно проявляется в тонкостенных воздухопроводах. Целесообразность ламинаризации пограничного слоя во входном участке обычных труб при малых скоростях течения жидкости или газа также обусловлена необходимостью получения в трубе развитого ламинарного течения – течения Пуазейля для изучения его, например, гидродинамической устойчивости при разных величинах числа Рейнольдса.

Задачей предлагаемого изобретения является – расширение технических возможностей трубы.

Технический результат заключается в снижении интенсивности пульсационных характеристик потока во входном участке и в рабочей части аэродинамической трубы.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что в аэродинамической установке-трубе, содержащей форкамеру с элементами для повышения качества потока, коллектор-сопло, систему отсоса-слива, рабочую часть и нагреватели, коллектор выполнен, например, в виде двух ступеней поджатия, разделенных отсеком с системой отсоса-слива части потока, заторможенной на обтекаемой поверхности перед ним, а нагреватели размещены по периметру отсека с внешней стороны аэродинамического контура – вне потока.

Решение задачи и технический результат также достигаются тем, что аэродинамическая установка-труба, в которой последняя ступень поджатия переходит в рабочую часть непосредственно после критического сечения, дополнена опорами и контрольными средствами для ее установки в вертикальное положение, обеспечивающими совпадение направлений аэродинамических и архимедовых сил.

На фиг.1 приведен общий вид сверхзвуковой трубы.

На фиг.2 – вертикальная труба малых скоростей.

Труба содержит форкамеру 1 с защитной сеткой 2 на входе потока U в форкамеру, хонейкомбом 3 и мелкоячеистыми детурбулизирующими сетками 4, узлы отсоса-слива 5-6, выполненные в виде кольцевых щелей или перфораций и обеспечивающие отбор заторможенной части потока – пограничного слоя, первая ступень поджатия 7, обеспечивающую плавный переход от форкамеры 1 к отсеку 8, на внешней стороне которого расположена нагревательная система 9, отсек 8 плавно переходит во вторую ступень поджатия – сопло 10 и рабочую часть 11. При этом показанный на фиг.1 коллектор включает все элементы, расположенные между форкамерой 1 и рабочей частью трубы 11.

Труба работает следующим образом. Вначале устанавливают выбранный режим без искусственного управления развитием пограничного слоя на стенках аэродинамического контура. Посредством специальной измерительной аппаратуры определяют состояние пограничного слоя: для чего, например, могут быть использованы размещенные вдоль контура датчики давления или поверхностные датчики термоанемометра (на чертеже не приведены). Затем включают отсос-слив пограничного слоя посредством системы 5-6 с использованием поджатия 7 при входе потока в отсек 8 и контролируют характер течения в пограничном слое отсека 8, добиваясь нужного характера течения. Включают нагреватели 9, регулируя их мощность и распределение температуры по обтекаемой поверхности отсека 8. В результате добиваются нужной степени ламинаризации пограничного слоя на обтекаемых стенках сопла и рабочей части установки. В зависимости от цели и условий испытаний интенсивность слива и нагрева могут быть определены заранее для выбранных режимов работы установки.

Установка нагревателей 9 в зоне повышенной гидродинамической устойчивости пограничного слоя, а также последующее поджатие 10 потока обеспечивают возможность работать при значительно более высоких температурах обтекаемой поверхности, без внесения в пограничный слой дополнительных возмущений, приводящих к более раннему ламинарно-турбулентному переходу пограничного слоя ниже по течению – по контуру трубы.

Расположение нагревателей с внешней – необтекаемой стороны отсека позволяет технически сравнительно просто его выполнить. Расположенное за нагревателем поджатие 10 – сопло дополнительно снижает величину возможных оставшихся в потоке возмущений, способствуя дальнейшему затягиванию ламинарно-турбулентного перехода ниже по течению.

Труба фиг.2 в вертикальном положении дополнена соответствующими опорами 12 и контрольными средствами вертикального положения 13 с дозвуковым соплом малых скоростей.

В результате достигается значительное затягивание ламинарно-турбулентного перехода на обтекаемой поверхности сопла и рабочей части трубы, что обеспечивает снижение уровня турбулентности потока.

Формула изобретения

1. Аэродинамическая установка-труба, содержащая форкамеру с элементами для повышения качества потока, коллектор-сопло, систему отсоса-слива, рабочую часть и нагреватели, отличающаяся тем, что коллектор выполнен, например, в виде двух ступеней поджатий, разделенных отсеком с системой отсоса-слива части потока, заторможенной на обтекаемой поверхности перед ним, а нагреватели размещены по периметру отсека с внешней стороны аэродинамического контура – вне потока.

2. Аэродинамическая установка-труба по п.1, отличающаяся тем, что вторая ступень поджатия переходит в рабочую часть непосредственно после критического сечения, труба дополнена опорами и контрольными средствами для ее установки в вертикальное положение, обеспечивающими совпадение направления аэродинамических и архимедовых сил.

РИСУНКИ

Categories: BD_2310000-2310999